Речевой слух, и почему это важно!
занимательные факты по логопедии (старшая группа) по теме

Елтышева Анна Анатольевна

 

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Почему же так важно развивать речевой слух?

 

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм фонематического слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Речевой слух, и почему это важно!788.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой слух, и почему это важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Почему же так важно развивать речевой слух?

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм фонематического слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития  в первую очередь. Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Правильная организация логопедического процесса определяет качество работы, имеющей целью  предупреждение и исправление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями,  совместная  работа  логопеда  и  воспитателей  группы.

Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно – воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Основными задачами коррекционного обучения в старшем дошкольном возрасте для детей с фонетико – фонематическим недоразвитии речи (ФФНР) в детском саду являются:

  1. Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
  2. Формирование звукопроизношения.
  3. Формирование навыков дифференциации звуков.
  4. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога.
  5. Формирование звукослогового анализа и синтеза слова.
  6. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду.
  7. Подготовка к обучению грамоте.

Если шестилетний ребенок неправильно произносит звуки речи, смешивает их на слух и в произношении, то связь, возникающая в его сознании между звуком и буквой – недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо, и ребенок избегает трудной для него деятельности, либо занимается ею со страхом и неудовольствием.

Итак, изучив психолого – педагогическую литературу по данной теме, проанализировав особенности фонематического слуха у детей, можно сделать вывод, что раннее выявление детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними являются важным условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии. Развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ФФН речи должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта, а так же при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя. Логопедом корригируются и исправляются речевые нарушения, а воспитателями закрепляется весь пройденный материал логопедических занятий.  Во время режимных моментов, прогулки, на занятиях воспитатели используют игры и упражнения по развитию слухового внимания, речевого слуха. Логопед совместно с воспитателями обсуждают уровни речевого слуха детей,  планируют свою деятельность, намечают индивидуальные пути коррекции на занятиях логопеда и воспитателя, ведут тетрадь обратной связи,  проводят еженедельный анализ проведенной работы.   Преемственность в   работе по достижению логопедом и воспитателями единой цели  и является главным условием в улучшении динамики уровня развития речевого слуха.

Список литературы

  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Союз»,2000
  2. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, - 112 с.
  3. Коноваленко В.В.        Коррекционная   работа   воспитателя   в   подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  5.  Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).-СПб.: «Паритет», 2003.-112 с.
  6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
  7.  Поиграем и узнаем: Пособие по изучению и развитию речевого слуха у детей дошкольного возраста: Для детей 4-6 лет. Гризик Т.И. год: 2004
  8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух, и почему это важно?

Материал для родителей и педагогов. Этот материал позволит Вам узнать для чего нужен фонематический слух (ФС) ребенку, исследовать календарь развития ФС и подобрать для себя и своего ребенка упражнени...

Консультация для родителей: "Фонематический слух, и почему это важно?"

Для того, чтобы ребёнок правильно научился произносить звуки, прежде всего, необходимо, чтобы он научился выделять и различать звуки в слове, в речи, причём каждый звук в отдельности. Для этого надо н...

Что такое фонематический слух и почему так важно развивать его у дошкольников?!

quot;Фонематический слух - что это такое и зачем он нужен дошкольникам?! Что необходимо знать родителям и как в игре проверить уровень развития фонематического слуха!...

Почему так важно развивать фонематический слух у дошкольников?

Иногда дети дошкольного возраста, имея нормальный слух и интеллект, оказываются не готовы к обучению в школе. Причина кроется  в недостаточном развитии фонематического слуха.В настоящее время уве...

Конспект занятия НОД по речевому развитию. Беседа «Почему важны витамины» (первая младшая группа)

Формировать осознанное и ответственное отношение к своему здоровью следует с самого раннего детсва. Именно осознанный выбор, а не запреты станет залогом здорового образа жизни в будущем, а для этого р...

Конспект занятия НОД по речевому развитию. Беседа «Почему важны витамины»

Конспект занятия НОД по речевому развитию. Беседа «Почему важны витамины» ...