Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей
творческая работа учащихся по логопедии (старшая группа) по теме
Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollekcionirovanie.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей.
Для того, чтобы сделать жизнь ребенка более яркой, разнообразной, насыщенной, а также помочь, родителям научиться взаимодействовать с детьми я предлагаю найти общее дело - например собирать коллекцию, и самый простой, доступный, не требующий особых затрат вид коллекционирования - это коллекционирование фантиков. И практически у каждого ребёнка хранится несколько фантиков от конфет. Они с удовольствием их рассматривают. Последнее время кондитерские фабрики начали выпускать конфеты и карамель в очень ярких красочных и тематически продуманных обертках. Детям жалко с ними расставаться, многие начинаю их копить. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь. Я решила использовать эту склонность детей к собиранию фантиков, и упорядочить эту хаотичность созданием коллекций. Тем более что собирание фантиков в условиях детского сада полностью отвечает следующим принципам:
- доступность.
- эстетичность.
- динамичность (расширение тематики).
В процессе коллекционирования развиваются следующие психические процессы:
- восприятие.
- память (произвольная, зрительная).
- мышление.
Восприятие - это сложная деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир, исследует воспринимаемые объекты. Важные составные части деятельности восприятия:
- движения глаза, рассматривающего предмет.
- движения руки, манипулирующей предметом и ощупывающем его.
Восприятие ребёнка дошкольного возраста, конечно, ещё очень несовершенно. Воспринимая целое, ребёнок часто плохо схватывает детали. В процессе коллекционирования мы воспитываем у детей наблюдательность. Сам процесс коллекционирования создаёт установку обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.
Например, предлагается вклеить в альбом самый красивый фантик из нескольких таких же самых, имеющих какие-либо незначительные отличия:
- лучше нанесённая окраска.
- целостность рисунка.
- эстетичный вид (помятость) и т.п.
В процессе коллекционирования развивается произвольная зрительная память. Ребёнок запоминает фантики в своей коллекции и при рассматривании коллекции товарища, может сказать, какие фантики имеются в его коллекции. При этом ребёнок может поставить цель найти и получить в свою коллекцию недостающие экземпляры, что побуждает его в дальнейшем к более активному поведению, и, в конечном счете, активному общению.
В процессе коллекционирования особое значение отводится развитию мышления. Мыслительная деятельность человека совершается при помощи мыслительных операций, одной из которых является СРАВНЕНИЕ ─ основа понимания. Дети, занимаясь коллекционированием, сравнивают фантики, находят сходства и различия между ними. Успешное сравнивание предметов возможно тогда, когда оно значимо для ребёнка и целенаправленно. В процессе рассматривания фантиков ребёнок анализирует их отдельные части. Ребёнок учится хаотично собранные фантики объединять в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
Я предлагаю объединять фантики в следующие разделы:
- фрукты-ягоды.
- животные:
- дикие,
- домашние.
- жарких стран.
- животных севера.
- птицы.
- насекомые.
- обитатели морей;
- игрушки.
- транспорт.
- профессии.
- растения:
- цветы.
- деревья;
- времена года.
- школа.
- праздник.
- космос.
- части суток,
- сказочные герои.
- города.
Ставя цель развития психических процессов, я предлагаю следующие игры с фантиками:
- "четвёртый — лишний",
- чего не стало.
- что изменилось.
- распредели фантики по темам.
- найди ошибку.
- подбери фантики с названием на определённый звук, с постепенным усложнением задания определением позиции звука.
- сколько слов в названии.
- сколько слогов в названии.
- распредели по преобладанию цвета.
- договаривании слов (произносится первый слог, а ребёнок должен договорить его и показать соответствующий фантик).
В процессе коллекционирования развивается речь детей. Прежде всего, формируется словарь. В коррекционных группах для детей с общим недоразвитием речи всегда наблюдается недостаточность словарного запаса. В процессе коррекционной работы ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми. успешно обучаться в школе. понимать литературу, телевизионные передачи и т.д.
Поэтому коррекционная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трёх следующих направлениях:
- Расширение словаря ребёнка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
- Введение слов, обозначающих качества и свойства на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место в процессе собирания коллекций фантиков. Детям называют явления, предметы и их части, закрепляют названия цветов и их оттенков, вводятся слова обозначающие материалы: бумага, целлофан, фольга.
Проводятся соответствующие игры:
- угадай, про какой фантик я рассказываю.
- расскажи, а я покажу.
- выбери только " такие " фантики.
- четвёртый лишний (докажи).
В процессе игр формируется грамматический строй речи, упражняет детей в употреблении слов в единственном и множественном числе. Игра " Угадай, чего не стало? " упражняет в употреблении слов в родительном падеже.
Игры "Домино", "Подбери по темам" - в употреблении дательного падежа. Проводя игру "Кто, чем питается" - упражнять в употреблении существительных в творительном падеже.
Большую помощь оказывают фантики в процессе автоматизации звуков. Можно подобрать большое количество фантиков с заданным звуком в разных позициях, фантики с различной слоговой структурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Консультация для педагогов....
Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"
В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...
Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...
Учебно - методическое пособие "ИКТ как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ"
Сегодня в систему дошкольного воспитания и обучения, а именно психологического сопровождения детей с ОВЗ необходимо внедрять новые информационные технологии, ориентированные на лично...
"Лего-игралочка, как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ".
В данной презентации представлена картотека Лего-игр, способствующих развитию психических процесов у детей с ОВЗ...
Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...
Тема:"Роль экологического центра как средства развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".
МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города СмоленскаПодготовила:старший воспитатель и инструктор по физической культуре Титова Ольга Игоревна Смоленск, 2023 год....