Конспекты по логопедии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект фронтального занятия в старшей группе по автоматизации звука "Ш". Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков с-ш в словах и фразах». Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Р в словах». Наглядный материал выкладывать не стала, каждый мржет воспользоваться картинками, которые ему нравятся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty.docx | 410.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия в старшей группе по автоматизации звука "Ш".
Цели:
Образовательные:
- закрепление правильного произношения звука "ш" в словах и предложениях;
- развивать внимание, память, зрительно - пространственную ориентировку;
- формировать фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.
Коррекционные:
- развитие лицевых мышц, участвующих в артикуляции звуков и необходимых для выражения различных эмоций;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
- сплочение детского коллектива;
- воспитывать усидчивость на занятии.
Оборудование: маленькие зеркала по количеству детей, предметные картинки: шапка, шуба, шляпа; шкаф, кушетка, вешалка; машина, лошадка, мишка; шар, ковш, шина, кошка, кошелек, лягушка, карандаш, малыш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент с элементами психотерапии
Игра "Доброе животное"
Л.: Здравствуйте ребята (говорит тихим таинственным голосом). Встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.
Дети выполняют.
Л.: Мы стали добрыми, с добрым хорошим настроением. И теперь можем приступить к артикуляционной гимнастики.
Развитие мимических мышц
Л.: Губки вытяните вперед трубочкой. Нарисуйте солнышко – круг сначала вправо, затем – влево. А теперь нарисуйте солнышку лучики – растягиваем губы вправо, затем – влево, затем губы растяните в улыбку.
Дети выполняют.
Л.: Солнышко с лучиками светит ярко, попадает в глазки. Мы жмуримся: закроем правый глаз, затем – левый.
Дети выполняют.
Артикуляционная гимнастика
Л.: Все рады солнышку. Язычок тоже любит греться на солнышке. Вышел он на крылечко своего домика и нежится на солнышке.
Дети выполняют упражнение "лопатка".(рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе)
Логопед: Наступило время завтрака. Язычок взял чашечку…
Дети выполняют упражнение «чашечка».(рот широко открыт, передние и боковые края широкого языка подняты, ноине касаются зубов)
Л.: Налил в чашечку чаю, и стал пить с вкусным малиновым вареньем.
Дети выполняют упражнение "вкусное варенье".(рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.)
Л.: Вкусный был завтрак? Мы губки оближем.
Дети облизывают губы по часовой стрелке, затем – против.
2.Сообщение темы занятия.
Л.: Сегодня на занятии мы продолжаем учиться правильно произносить звук "ш". Произнесите этот звук.
3. Характеристика звука по артикуляции и акустическим признакам.
Л.: Вспомните, как располагаются губы и язык, когда произносим звук [Ш].
Д. : Губы округлены и чуть выдвинуты вперед, язык круглый, «как чашечка», поднят вверх и «прилипает» к твердому небу», а струя, которую мы выдыхает – теплая.
Л.: Звук [ш] согласный или гласный? И почему?
Д.: Согласный. Потому что когда мы его произносим нам мешает язычок.
Л.: Звук [ш] звонкий или глухой?
Д. : глухой, потому что голосовые складки не вибрируют.
Л.: А какой он мягкий или твёрдый?
Д.: твердый.
4. Произношение звука в слогах.
Л.: Молодцы! А теперь давайте с вами поиграем. Я буду называть вам слог, а вы должны перевернуть и произнести его.
Ша-аш иш - ши
Ши – иш эш - шэ
Шо – ош ыш – шы
и т.д.
5. Произношение звука в словах.
Л.: Молодцы! А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». К услышанному слогу добавьте слог – ша, или –ши и назовите слово целиком:
Кры(ша) |
| мы(ши) |
А теперь вы будете называть слог шо- (шу-), а к нему будет добавляться остальная часть, вы попробуете назвать слово целиком:
Шо(рох) |
| Шу(ба) |
Л.: Посмотрите внимательно на картинки лежащие перед вами. (Перед детьми лежит планшет, состоящий из девяти кармашков, в каждом лежит картинка)
Л.: Назовите картинки, которые лежат на верхней полоске:
Д.: Шапка, лошадка, мишка.
Л.: Назовите картинки, которые лежат на средней и нижней полоске.
Д.: Вешалка, шляпа, кушетка. Машина, шкаф, шуба.
Л.: Назовите картинки, на которых нарисованы игрушки.
Д.: Машина, лошадка, мишка.
Л.: Как одним словом можно назвать слова: вешалка, шкаф, кушетка.
Д.: Это мебель.
Л.: Шапка, шуба, шляпа – это обувь?
Д.: Нет, это головные уборы.
Л.: Назовите картинки, которые находятся: в левом верхнем углу, (правом нижнем углу, левом нижнем углу, правом верхнем углу).
Д.: Шапка, шуба, мишка, машина.
Л.: Посмотрите на картинки и запомните их. А теперь закройте глаза. (Закрывает картинки: шляпу, машину, вешалку). Откройте глаза и вспомните, какие картинки закрыты?
Д.: Закрыты: шляпа, машина, вешалка.
Л.: Еще раз посмотрите на все картинки и запомните их. Закройте глаза. (накрывает листом все картинки. А теперь посмотрите, чего не стало?
Д.: Не стало: шапки, вешалки, машины, лошадки, шляпы, шкафа, Машки, кушетки, шубы.
6. Физминутка
Логопед: Молодцы! Вы наверно устали давайте немного отдохнём.
Игра "Тишина"
Дети становятся в круг взявшись за руки, в центре – водящий "Маша".Тихим голосом дети произносят слова:
– Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет.
Дети разбегаются. Кого Маша поймает, тот говорит слово со звуком "ш".
7. Развитие фонематического восприятия
Л.: (На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, в конверте картинки.)
Назовите картинки, сосчитайте, сколько слогов в слове и поместите картинки на нужную полоску.
Д.: Шар – в этом слове один слог, помещу эту картинку на первую полоску. (И так далее с каждой картинкой).
Л.: Назовите слова, в которых один слог (два, слога), (три слога). Запомните слова. (убирает планшет). А теперь назовите слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами.
Л.: Назовите слова, в которых звук [Ш] слышится в начале слова.
Д.: Шар, шина, шипы.
Л.: В каких словах звук [Ш] слышится в конце?
Д.: В словах ковш, душ, карандаш.
Л.: В словах мышата, лягушка, кувшин звук слышится в начале или в середине?
Д.: В этих словах звук слышится в середине.
Л.: Назовите слова на средней полоске так, чтобы в них хорошо слышался звук [Ш].
8. Работа над предложением.
Ребята, я сейчас я буду называть по 3 слова . Вы должны будете составить предложение из этих слов и проговорить его.
1. каша, Маша, кушает;
2. Миша, штаны, купил;
3. шкаф, класть, шапка.
9. Обучение элементам грамоты.
Молодцы! Посмотрите внимательно на доску. На ней изображена буква ш. На что она похоже? (расческа, грабли, вилка и т.д.); Попробуйте прописать эту букву пальцем в воздухе. А теперь возьмите палочки и выложите из них букву ш. Молодцы! Откройте прописные тетради и запишите эту букву.
10. Итог.
Ребята, что сегодня мы делали на занятии? Что вам больше всего понравилось? Дома вы должны будете придумать слова со звуком [Ш].
Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков с-ш в словах и фразах».
Цели:
Образовательные :
- совершенствовать внимание, память, мышление
- развивать фонематический слух
- развивать графические навыки и мелкую моторику
- совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза
Коррекционные :
- развивать артикуляционную моторику
- закрепить навык правильного произношения звуков с и ш
- продолжать дифференциацию звуков «с» и «ш» в словах и фразах
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи
Оборудование:
- Магнитная доска
- Силуэты героев мультипликационного фильма “Трое из Простоквашино”
- Большая картина с изображением героев мультфильма
- Посылка с небольшими игрушками (трубочка, забор, часики, качели, гармошка, конфета, лошадка, лопаточка)
- Конверт со схемами, обозначающими положение языка при произнесении звуков с и ш
- Большие фигуры Шарика и Матроскина
- 2 картинки среднего размера (сумка и мешок)
- Небольшие картинки на магнитах (пояс, сапоги, свитер, носки, шапка, шуба, шорты)
- Один магнит, карандаши
- Лист бумаги для изготовления шарфа
- Указатель “Простоквашино”
- Индивидуальные карточки с двойной волнистой линией для игры “Проведи дорогу”
- Картинки на магнитах, изображающие солнышко, шоссе, корову Пеструшку, зайчишку-трусишку, соловушку, старушку, пастушка
- Игра “Лабиринт”
- Буквы с, у, ш, к, а
- 2 воздушных шарика
- Ирис и шоколадки
Предварительная работа:
Автоматизация звуков с и ш.
Дифференциация данных звуков в слогах и словах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Посмотри внимательно, из какого мультфильма эти герои? Какого силуэта не хватает на рисунке? (силуэта галчонка)
Нужно помочь почтальону Печкину его найти.
(На большой картине ребенок ищет спрятанное изображение галчонка)
2. Повторение.
Нам пришла от Печкина посылка. Что там? Эти игрушки помогут вам сделать артикуляционную гимнастику.
(Дети делают артикуляционную гимнастику)
Помогая героям мультфильма нужно стараться правильно и четко произносить звуки с и ш, быть внимательным.
Пришло однажды Матроскину и Шарику письмо из Простоквашино с приглашением приехать, а в нем такие знаки: ^ и v. Давай расскажем, что они обозначают.
(Уточняется положение органов артикуляции при произнесении звуков с и ш).
Вспомни слова со звуком с, затем со звуком ш.
Собрались наши герои в деревню ехать, но поспорили. Шарик говорит шо, а Матроскин ему отвечает со. Попробуем и мы так поговорить.
(Логопед называет один слог, а ребенок отвечает)
са- … ша- … ас- … уш- … ош- … су-… шо-… ыш-…
Помирились друзья и начали собирать вещи. И каждый свои собирал, но вещи все-таки перемешались. Как вы думаете, сможем мы помочь Шарику собрать мешок с одеждой, в названиях которой есть звук ш, а Матроскину сложить сумку с вещами, в названии которых есть звук с?
(Картинки крепятся с помощью магнитов на магнитную доску двумя группами: со звуком с на сумку, а со звуком ш на мешок. )
Посмотрите, Шарику не хватает одной вещи, и один магнит остался свободным. Давайте сделаем из бумаги какой-нибудь предмет одежды, в названии которого есть нужный нам звук.
(Выбирается, например, шарф. Дети с помощью техники обрывания изготавливают его и прикрепляют на доску магнитом)
Проводится игра “Что изменилось?”
(Две картинки меняются местами)
Дети находят изменения и восстанавливают порядок.
3. Новый материал.
И вот приехали Шарик и Матроскин в деревню. А как она называется?
(Дети читают указатель “Простоквашино”)
Приехали они по широкой дороге. Как называют такую дорогу? (Шоссе)
Игра “Проведи дорогу”
(Между двумя волнистыми линиями дети рисуют карандашом путь, не задевая линий. )
А в Простоквашино весна началась. Сейчас мы с вами попробуем создать картину “Весна в Простоквашино”. Нужно добавить картинок на магнитную доску.
Что светит друзьям? (Солнышко)
Кто жует травку на лугу? (Пеструшка)
Кто пасет корову? (Пастушок)
Кто прячется под кустом и всех боится? (Зайчишка-трусишка)
Кто сидит на скамеечке? (Старушка)
Кто на дереве поёт песенку весны? (Соловушка)
(Если возможно, то дети отвечают на вопрос полным предложением)
Соответствующие картинки выставляются на магнитную доску.
Недалеко от деревни в лесу живет эхо, но оно устало повторять все услышанные слова и просит вас поработать за него. Повторяя слова будьте внимательны, говорите четко.
- сухое шоссе
- ясное солнышко
- серый трусишка
- пушистая травушка
- сосновая шишка
- грустный Шарик
- старые избушки
- шустрая Пеструшка
- голосистый соловушка
- шершавая скамейка
- душистый ландыш
- смешной Матроскин
Запомните то, о чем мы говорили сегодня и в следующий раз вы сможете попробовать рассказать о Простоквашино самостоятельно.
Попробуйте угадать, какой домик в Простоквашино занимает дядя Федор.
Игра “Лабиринт”
(Дети, последовательно сравнивая символы на карточке и карте, определяют необходимый маршрут движения)
Больше всего Шарик, Матроскин и дядя Федор любят сушки. Сложите из букв это слово.
(Дети складывают из букв слово)
4. Подведение итогов.
Наше путешествие по Простоквашино закончено. Осталось только получить подарки от наших героев. Сначала нужно угадать, чьи подарки спрятаны в этих двух воздушных шариках.
(В одном шарике шоколадки, а в другом шарике ирис. Дети определяют, где подарок Шарика, а где подарок Матроскина)
Дети получают подарки.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Р в словах».
Цель: формирование звуковой стороны речи.
Образовательная задача:
- обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме;
- автоматизировать звук «Р» в словах.
Коррекционная задача:
- развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, голос; речевое дыхание.
Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность;
- контроль за собственной речью.
Оборудование: картинка Буратино, презентация слайд-шоу овощей, бумажные пчёлы на ниточках, картинка Буратино с друзьями, два квадрата с расчерченными квадратиками, четыре плоскостных изображения квадрата и круга, десять пуговиц, плоскостные изображения двух труб (музыкальных): большой, маленькой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятие к тебе пришёл Буратино.
Он хочет показать тебе слайды.
На слайдах изображены: помидор, картофель, горох, кукуруза, брокколи.
Показ слайдов.
Логопед. Посмотри внимательно на эти картинки, назови их.
Как назвать одним словом, всё то, что ты видел на картинках?
Ребёнок. Овощи.
Логопед. Какой общий звук встречается во всех этих словах?
Ребёнок. Звук Р.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед. Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук Р.
3. Артикуляция звука.
Заслушивается ответ ребёнка.
4. Характеристика звука.
Заслушивается ответ ребёнка.
5. Дыхательная гимнастика.
Логопед. Когда Буратино шёл к тебе в гости, то он увидел, как ему на встречу летят пчёлы.
Показ бумажных пчёл на ниточках.
Логопед. Посмотри на пчёл и подуй на них, представь, что они летят.
6. Артикуляционная гимнастика.
- Маляр.
- Вкусное варенье.
- Индюк.
- Барабанщик.
7. Речевая зарядка.
Логопед. Буратино любит играть на трубе.
У него их две и звучат они по – разному.
Большая труба звучит сурово, а маленькая звучит нежно, мягко.
Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением двух труб: большой, маленькой.
Логопед показывает попеременно картинки и произносит слоги, а ребёнок повторяет.
РА — РО- РУ
РЫ – РУ — РА
РУ- РА –РЫ
8. Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра « Звуковая мозаика».
Перед ребёнком на столе лежит квадрат, расчерченный на несколько квадратов. А так же лежат геометрические фигуры: круг, квадрат. Такой же квадрат и геометрические фигуры лежат у логопеда.
Логопед. Посмотри, какие интересные фигуры тебе принёс Буратино.
Поиграем в игру. Я сейчас буду произносить слова со звуком Р, ты внимательно их слушай.
Если я произнесу слово со звуком Р, клади в первый квадрат маленький квадратик, а если я произнесу слово в котором не будет звука Р , то тогда клади в следующий квадрат круг.
Слова: картофель, помидор, капуста, лук, горох, редис.
Логопед одновременно с ребёнком на своём квадрате выкладывает соответствующие фигуры.
Затем два квадрата (логопеда и ребёнка ) сравниваются между собой.
9. Упражнение на развитие мелкой моторики, голоса.
Логопед. Посмотри, эта картинка, на которой изображён Буратино вместе со своими друзьями. Он подарит тебе эту картинку, если ты пройдёшь по волшебной дорожке.
Логопед достаёт пуговицы разных размеров от самых маленьких до больших в два ряда по пять пуговиц и выкладывает их к картинке.
Логопед. Сейчас я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и повторяй, нажимая пальчиками рук на пуговицы, начиная с самых маленьких пуговиц, говори при этом шёпотом, а потом всё громче и громче.
Ребёнок повторяет слова, нажимая при этом на пуговицы, попеременно всеми пальцами рук по-порядку, начиная с большого, а заканчивая мизинцем, так он проходит по дорожке и доходит до картинки, на которой изображён Буратино со своими друзьями.
Слова: торты, груши, помидоры, огурцы, моркови.
10. Упражнение в образовании творительного падежа.
Логопед. Посмотри на картинку и скажи, чем угощает Буратино своих друзей.
Ребёнок. Виноградом, тортом, зефиром, грушами
11. Итог занятия. Оценка деятельности.
Логопед. Тебе понравилось заниматься с Буратино?
Ответ ребёнка.
Какой звук на занятии ты учился красиво произносить?
Ребёнок. Звук Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект работы логопеда с родителями.
В данной работе описываются рекомендации логопеда родителям, артикуляционная и пальчиковая гимнастика....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 1.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда ". Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 2.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 1)
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Овощи " (Занятие № 1). Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 2)
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Овощи». Занятие № 3.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 3. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
Конспект занятия логопеда .Тема : Космос
Итоговое мерроприятие, для закрепления знаний детей...