Развитие зрительной культуры у слабовидящих детей дошкольного возраста на логопедических занятиях.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Зуева Юлия Юрьевна

 учитель-логопед, работающий с детьми с нарушением зрения, решает на своих зантиях две группы задач: коррекция речевых нарушений; коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций. В данном материале рассказывается о том, как, с помощью каких методов и приёмов можно полноценно осуществить это сочетание; как сделать логопедические занятия с детьми с нарушением зрения многофункциональными. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительной культуры у слабовидящих детей дошкольного возраста на логопедических занятиях.

            Речь — результат согласованной деятельности многих областей мозга.

Слабовидящие дети испытывают сенсорную, эмоциональную и социальную депривацию. Зрительная (сенсорная) депривация обуславливает нарушения микро- и макроориентировки, что объясняет трудности при усвоении пространстенно-временных отношений и предложно-падежных конструкций, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий, замедляет формирование связной речи, что приводит к отставанию от сверстников по показателям речевого развития и, как следствие, к трудностям в социальной адаптации.

          Как учитель-логопед на своих занятиях со слабовидящими дошкольниками решает две категории коррекционных задач:

  1. исправление речевых нарушений;
  2. коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций.

         Одним из направлений данной коррекционно-логопедической работы является развитие у слабовидящих детей основ зрительной культуры. В нашем понимании зрительная культура является неотъемлемой частью сенсорной культуры, понятие, которое было впервые введено в дошкольную педагогику М. Монтессори. Становление зрительной культуры дошкольников, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.         Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольников. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний.

            Результатом освоения зрительной культуры является развитая культура восприятия образов, умение их анализировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные образы.

            Исходя из этого, становится актуальной необходимость развивать у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста основ зрительной культуры на логопедических занятиях.

            В связи с этим ставлю следующие задачи:

  1. формировать умение рационально использовать остаточное зрение в построении зрительных образов;
  2. формировать зрительную культуру, как совокупность процессов восприятия и построения зрительного образа окружающего мира;
  3. развивать рациональные способы зрительной ориентировки;
  4. приучать детей обследовать предметы, используя сохранные анализаторы, не надеясь на остаточное зрение;
  5. способствовать установлению тесной связи между действием ребёнка и словесным описанием с целью предупреждения вербализации знаний;
  6. способствовать формированию навыков зрительного внимания через обучение замечать, выделять характерные признаки предметов, определять их сходства и различия.

         Формирование зрительной культуры слабовидящих детей учителем-логопедом ведётся параллельно с решением задач по формированию всех сторон речи.

                                    Гимнастика для глаз.

          На каждом логопедическом занятии обязательно проводятся гимнастики для глаз. Это многофункциональный коррекционный методом. В процессе выполнения комплексов упражнений решаются задачи как по формированию зрительной культуры детей:

-  развитие зрительных функций;

-  преодоление трудностей зрительной ориентировки;

-  развитие способности глаз фокусировать объект на различных

расстояниях (аккомодация) и использовать оба глаза согласованно;

- так и по развитию речи детей, поскольку комплексы глазных гимнастик проводятся с речевым сопровождением, а тексты подбираются учителем-логопедом в соответствии с лексической темой занятия или решаемыми речевыми задачами;

-  закрепляется пространственная терминология;

- обогащается словарь (соответствие текстов комплексов гимнастик лексическим темам);

-  развивается слуховое внимание;

-  развивается координация слов и движений.

           Развитие зрительного внимания на логопедических занятиях.

          От уровня сформированности внимания зависит точность и полнота восприятия. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной нарушения смысловой стороны речи. Поэтому на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях обязательно используются игры и упражнения, направленные на развитие зрительного внимания: «Узнай по силуэту» (теневые картинки), «Узнай по контуру», «Какие овощи (фрукты, игрушки, животные и т. п.) спрятаны на картинке» (наложенные, зашумлённые картинки), «Что изменилось», «Чего не стало», «Разрезные картинки», «Найди отличия», «Сочини сказку», «Придумай рассказ» (по силуэтным сюжетным картинкам), «Найди ошибку», «Угадай, кто прячется», и т. п.

                                 Развитие связной речи.

          При составлении детьми рассказов по сюжетным картинкам, рассказов об увиденном (на основе наблюдений), рассказов-описаний по пейзажным и предметным картинкам и предметам, рассказов-сравнений учитель-логопед параллельно с задач по развитию связной речи решает задачи по развитию зрительной культуры:

  1. формировать гностические (познавательные) зрительные функции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ);
  2. развивать навыки зрительного обследования предметов,
  3. формировать умение объединять части в целое (зрительный синтез);

учить находить главные и второстепенные признаки в изображении и устанавливать связи между ними;

  1. учить выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;
  2. развивать способность судить о расположении одного предмета относительно других;
  3. развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме, цвете;
  4. формировать умение направлять перемещения взгляд и воспринимать форму, величину, существенные признаки предмета.

                                  Формирование словаря.

         Общая особенность слабовидящих детей — нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеется чёткое представление о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.

         Выявленное отставание в развитии семантической стороны речи у слабовидящих детей объясняется бедностью сенсорного опыта, на основе которого формируются чёткие представления об окружающем мире и формируются понятия.

         Наряду с задачами по обогащению, уточнению и активизации словаря учителем-логопедом решаются задачи:

  1. развивать навыки эффективного опознания предметов, умения узнавать предметы по существенным и несущественным признакам,
  2. развивать наглядно-образное мышление через рациональное использование остаточного зрения в классификации предметов по существенным признакам,
  3. сокращать разрыв между практическими действиями ребёнка и словесным описанием предмета.

            Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Покажи, что опишу», «Узнай по описанию», «Для чего нужно?» (словесное описание практических действий), «Назови одним словом» (классификация), «Четвёртый лишний», «найди похожие предметы», «Разложи по группам», (классификация по существенным признакам), «Что чем делают?» (глагольный словарь + словесное описание практических действий), «Большой — маленький», «Назови, не ошибись», «Кто больше увидит и назовёт», «Узнай и назови» (опознание предметов + названия) и т.п.

                  Развитие фонематического слуха и слухового внимания.

           У слабовидящих детей наблюдается резкое отставание в области развития фонематического слуха. Отмечается недостаточная чуткость к звуковой структуре речи, слабая познавательная активность и отсутствие интереса к этой стороне вопроса.

             Параллельно с задачами по формированию фонематического слуха и развитию слухового внимания на логопедических занятиях решаются следующие задачи по формированию зрительной культуры:

  1. формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;
  2. обучать умению использовать слух в процессе опознания предметов;
  3. обучать приёмам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром.

          Для решения задач на логопедических занятиях используются разнообразные игры и упражнения: «Тихая-громкая музыка», «Кто какие звуки издаёт?» (голоса животных), «Что ты услышал?» (бытовые шумы), «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Где звенит колокольчик?», «Повтори, не ошибись», «Найди на картинке предмет, в названии которого есть заданный звук», «Покажи картинку в названии которой заданное количество звуков», слушание аудио записей звуков природы и др.

                         Подготовка к обучению грамоте.

            У слабовидящих детей часто наблюдаются трудности в усвоении грамоты, а именно: «зеркальное» написание букв и несоразмерность элементов букв; неправильное пространственное расположение элементов букв по сравнению с образцом; неразличение сходных по конфигурации букв, неравномерность расположения букв на линии письма; полное отсутствие зрительного образа букв в памяти и др.

             Поэтому учителем-логопедом на занятиях по подготовке к обучению грамоте решаются следующие задачи по формированию зрительной культуры детей:

  1. учить рационально исвользовать зрения при освоении грамоты;
  2. развивать умение выполнять целенаправленные движения глазами в процессе знакомства с буквами;
  3. формировать зрительные представления о графическом образе буквы;
  4. минимализироваь трудности в усвоении грамоты, связанные с нарушением зрения.

          Для решения данных задач используются разнообразные упражнения: «Куда смотрит буква?», «Расставь буквы правильно», «Обведи рисунок точно по линиям», «Обведи рисунок по клеткам», «Какие буквы ты видишь?», «Какие буквы спрятались?» (зашумлённые изображения), «Какие буквы написаны неправильно?», графические диктанты, упражнения в рабочих тетрадях, «Прописи» и др.

           Таким образом, при правильном подборе заданий, упражнений и игр на логопедических занятиях можно не только преодолевать речевые нарушения, но и развивать зрительную культуру слабовидящих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста."

Консультация раскрывает особенности развития навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста....

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать,  не только смотреть но и видеть....

Развитие зрительно - пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР

   Умение ориентироваться в пространстве — важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно ориентироваться в пространстве, владе...

Сказка как средство развития зрительно - пространственных функций у детей дошкольного возраста.

Развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников и  сказка....

Продуктивные виды деятельности как эффективное средство в развитии зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста

В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласова...

«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

         В настоящее время актуальной проблемой становится разностороннее развитие детей уже с дошкольного возраста. Одна из главных задач в успешности интеллектуальног...


 

Комментарии

Зуева Юлия Юрьевна

.