«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»
консультация по физкультуре по теме
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать, не только смотреть но и видеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelno-motornoy_koordinatsii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_cherez_igru.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Рябинка» детский сад № 450
«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»
Подготовила А.А.Степанова,
инструктор по физической культуре.
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать, не только смотреть но и видеть.
ЗНАЧЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Зрение – самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течении всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90 % информации об окружающем мире. Частичное или глубокое нарушение функций глаз вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности.
К чему ведет нарушение зрения?
- Не развивается моторика пальцев рук.
- Теряется навыки логического мышления его скорость и результативность.
- Неразвитость моторной сферы ребенка затрудняет его общение с другими людьми.
- Возникают трудности, при овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, которое требует зрительного подражания, нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений.
- Не развивается ловкость и быстрота действий, которые необходимы в подвижных играх.
- Нарушается координация и точность движений.
!!!!!!Именно в дошкольном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Еще И.М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства.
Игры на развитие глазомера дошкольника
Пройди по дорожке (тропинке)
Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.
Описание упражнения. Инструктор проводит по полу две параллельные линии (или кладёт две верёвки; длина 2,5 – 3м) на расстоянии 25 – 30 см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впередиидущего. Это упражнение хорошо проводить на участке. Осенью можно направлять дорожку к дереву и предложить детям пройти по ней и принести листья, желуди, семена клёна, что оживит игру.
Если игровое упражнение проводится в помещение, можно в конце дорожки разместить флажки, игрушки и дать задание принести их.
Пройди через ручеек.
Задачи. Развивать у детей чувство равновесия, ловкость, глазомер.
Описание упражнения. Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладёт через неё доску (длина 2,5 – 3 м, ширина 25 -30 см) – мостик.
«На этом берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки), давайте соберём их, — обращается воспитатель к детям. – Но сначала мы пройдём по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (приседают, наклоняются), затем возвращаются на места. Упражнение выполняются 2-3 раза. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на друга: «Будьте внимательны. Не упадите в речку».
Игры с мячом, которые развивают зрительно- моторную координацию и подготавливают ребенка к баскетболу и футболу
1. Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча и, как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.
2. Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, а в дальнейшем в движении. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу -- вниз -- на грудь и, разгибая руки вперед, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча осваивается детьми постепенно.
3. Ведение мяча. На начальном этапе обучения детям пятилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко осваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений, а также при противодействии другого игрока.
4. Броски мяча в корзину. При обучении дошкольников броскам мяча в корзину, можно ограничиться привитием им навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча.
Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.
Бросок мяча в корзину после ведения или после ловли его, когда ребенок получает мяч, выбегая к щиту, чаще всего производится одной рукой от плеча. Детей шести-семилетнего возраста целесообразно учить бросать мяч одной рукой от плеча с фиксацией остановки. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе бросающей руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.
Умение ориентироваться - важнейший навык для каждого человека.
Игры на развитие ориентировки в пространстве
На занятиях по физкультуре дети пользуются наглядно – образным и словесно-логическим мышлением. Используется также практически – действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этот вид мышления незаменим в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью.
- Городки.
Принимать правильное исходное положение, бросать биты сбоку, от плеча. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит (расстояние до кона 3—4 м, полукона — 2—2,5 м); размер городков, их цветовая насыщенность подбираются соответственно зрению детей.
- Элементы баскетбола.
Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении, ловить мяч, летящий на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину (кольцо не выше 2 м) двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях по сигналу. Усвоить основные правила игры.
- Элементы футбола.
Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
- Элементы бадминтона. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и воланом.
Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропустить волан.
5.Игры с бегом: «Быстро возьми — быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери звонок», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два мороза», «Догони свою пару»
6.Игры с прыжками: «Лягушка и цапля»
В одном из углов площадки очерчено «гнездо цапли».
Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные — «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте.
Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту, перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек.
Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгают через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбегу — лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля).
Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом, Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2—3 лягушки.
Продолжительность игры 6—7 минут.
Правила игры
1) Цапля может ловить лягушек только в болоте.
2) Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.
3) Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.
«Не попадись»
Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Назначается один водящий, он встает в круг. Водящий бегает в круге, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри. При приближении водящего, все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40сек. Воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирается новый водящий.
«Волк во рву»
Поперек зала (площадки) – «ров» шириной в 1,5 – 2 детских шага (обозначенный веревками, лентами). Во рву сидит Волк. Козы по сигналу перебегают с одной стороны зала (площадки) на другую, перепрыгивая по пути через ров. Волк, не выбегая изо рва, старается поймать перепрыгивающих Коз (осалить касанием руки). Осаленные игроки выбывают из игры. Перебежки Коз повторяются 3-4 раза, после чего назначается новый водящий (Волк).
Вариант. Во рву могут быть 2-3 Волка..
- Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч»,
«Стоп»
Играющие стоят перед стеной на расстоянии 4-5 шагов. Водящий бросает мяч в стену так, чтобы он отскочил от нее и называет имя, кого он назначает ловить. Последний ловит мяч на лету или быстро поднимает с земли (все остальные разбегаются). Если он поймал мяч, то сразу же бросает в стену и называет другое имя, а если поднимает, то кричит «СТОП!» и не сходя с места бросает мяч в того, кто ближе стоит. Тот в свою очередь быстро берет мяч и кричит «СТОП!» и т.д.
От мяча можно увертываться, приседать, подпрыгивать. Но, с места не сходить.
«Кто самый меткий?»,
«Охотники и звери»
Из числа играющих выбирается охотник, остальные - зайцы. Они сидят в кустах (за скамейкой, шнуром) на расстоянии 3-4м от кустов чертится круг – дом охотников. У ног охотников по 2-3 малых мяча. По сигналу зайцы выбегают, щиплют травку, прыгают. По сигналу «ОХОТНИК!» зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает мяч (в ноги). В кого попал мяч – тот идет в дом к охотнику.
2 вариант. Звери могут не сдвигаться с места, но можно отклоняться, приседать, подпрыгивать.
«Ловишки с мячом».
Выводы
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Во время игры неосознанно формируются двигательные навыки, которые влияют на развитие зрительно-моторной координации. Дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотносить мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке (змейкой), к друг другу. Катание мяча в прямом направлении является наиболее простым упражнением, однако при его выполнении дети учатся регулировать силу отталкивания мяча, развивают глазомер. Подбрасывать и ловить мяч - это более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Дети ещё не могут подбросить на нужную высоту, не могут дифференцировать мышечные усилия при бросании мяча о землю, а слабо развитый глазомер не позволяет сделать точный (у ног) бросок. Использование ориентиров (плоские обручи, цветные квадраты) помогают усвоить данное упражнение. Упражнения по метанию в цель важны для развития рук, координации движений, опорно-двигательного аппарата, умения ориентироваться в пространстве. Помимо спортинвентаря и оборудования (обручи, корзины, мишени) необходимо использовать оборудование из бросового и природного материала, которые должны быть яркими, красивыми безопасными. Самое важное – чтобы дети использовали мячи самых разных размеров, и они находились в свободном распоряжении детей. Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать с различной высоты, с мячом, со скакалкой, перепрыгивать через предметы, прыгать с разбега. При выполнении прыжков можно предложить детям:
- перевоплотиться в различные образы (зайчиков, воробышков , мячиков ).
- прыгая достать мяч, ленточку, колокольчик , игрушку.
- поиграть в игру (классики) по яркой разметке
Игры с обручем дают разностороннюю тренировку координации движения, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости, умению согласовывать движения. Игры со скакалкой укрепляют мышцы ног, развивают координацию движений, формируют чувство равновесия, укрепляют мышцы туловища, стоп, развивают глазомер и умение ориентироваться в пространстве. При проведении игр-эстафет развивается координация и зрение, так как используются различные ориентиры и спортинвентарь В группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр способствующих развитию зрительно-моторной координации (карточки с условными изображениями, стрелки-ориентиры). При использовании зрительных ориентиров дети могут выполнять задания соответственно цвета, ситуации, направления.
В идеальных условиях, в увлекательном окружении и при обилии возможностей для игры, ребёнок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию. Чтобы эффективно использовать собственное зрение, ребёнок должен накопить огромный опыт, который позволит ему правильно и полно воспринимать и понимать всё обилие визуальной информации. Развитие осмысленного видения у детей – важная задача. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребёнок осваивает связанные с ним функции – манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.
«Мир так прекрасен!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах....
Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"
« Нравственное воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...
рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и...
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Консультация для воспитателей «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»
laquo;Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»...