Домашние животные. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Пересказ повествовательного рассказа с использованием методики В.К. Воробьевой "Цепной рассказ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mila_i_kot.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Домашние животные. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графическую схему
Цель: развитие связной повествовательной речи
Программное содержание
Задачи: 1) коррекционно-образовательные
1.1. закреплять и уточнять знания детей о домашних животных
1.2. учить детей адекватно использовать лексику, обозначающую поведение животных, их отличительные признаки, действия, выполняемые животными в различных ситуациях
1.3.тренировать детей в умении образовывать глаголы от звукоподражаний
- формировать у детей практическое представление о связном сообщении-рассказе (событие, которое можно изобразить на картинке или представить себе мысленно)
- ввести понятие «событие» (случай, который может произойти или произошел в жизни)
- ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе
- формировать навыки внутреннего программирования высказывания
- устранять аграмматичное использование слов в структуре простой фразы
2) коррекционно-развивающие
Развивать связную речь, языковую способность, зрительное и слуховое внимание, развивать объем линейной памяти, мышление, навыки языкового анализа, общую и мелкую моторику.
3) коррекционно-воспитательные
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение выслушивать педагога и товарищей, продолжать воспитывать бережное отношение к животным.
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1.Орг.момент | У вас на картинках – домашние животные. Сядет тот, кто скажет, кого много у хозяина на ферме. | Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет словосочетание много + существительное в форме Р.п. мн.ч. |
2.Повторение изученного | Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Кто? Что делает? Как? | Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание. |
3. Введение в тему занятия Сравнение рассказа и его деформиро-ванного вари-анта | Логопед представляет детям гостя – домовёнка Кузю. - Кузя знает много сказок. И хорошо умеет придумывать рассказы. А вы – умеете? Кузя: Не может быть! Разве вы знаете, что такое рассказ? Педагог предлагает Кузе проверить знания детей и загадать им загадку. 1. У стола стоит детский стул. На стул запрыгнул черный кот Матвей. Кота увидела Мила. Мила захотела прогнать кота и толкнула стул. Стул закачался, кот вскочил и убежал от Милы. Мила потянулась за котом и упала вместе со стулом. Стул сломался, а Мила испугалась и заплакала. 2. Мила потянулась за котом и упала вместе со стулом. Кота увидела Мила. Стул сломался, а Мила испугалась и заплакала. На стульчик запрыгнул черный кот Матвей. Стул закачался, кот вскочил и убежал от Милы. У стола стоит детский стульчик. Мила захотела прогнать кота и толкнула стул. Вопросы педагога: - Нам было понятно, о чем хотел рассказать Кузя? Почему в первый раз было понятно? (Предложения дружили). Когда получается рассказ? Делается вывод: Рассказ получается, когда предложе-ния дружат. - Кузя рассказывал нам о каком-то событии – случае, который произошел в жизни или может произойти. Эти события можно нарисовать в голове или на листе – и получится рассказ. | - Да! - Знаем! Детям предлагается пос-лушать два отрезка речи, выбрать их них рассказ и объяснить свой выбор. |
4.Сенсорно- словарная работа | Педагог предлагает ещё раз послушать рассказ «Мила и кот» и запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем?) в нём говорится | Ребята внимательно слушают. |
5.Отбор опор-ных картинок для пересказа | Логопед предлагает детям выбрать из банка предметных картинок только те, которые нужны для рассказа | Ребята отбирают нуж-ные картинки и объяс-няют свой выбор, напр. «В рассказе не было дерева» |
6.Знакомство детей с предметно-графическим планом | Логопед предлагает «записать» для Кузи рассказ, но записать не словами, а картинками. Детям демонстрируется предметно-графический план. Объяснения: Первый квадрат – это первое слово. Стрелка - тоже слово. Второй квадрат – еще одно слово. Все вместе – это целое предложение. Логопед предлагает детям подсчитать, сколько предложений в тексте и заполнить строчки картинками | Дети находят предметные картинки к предложениям и заполняют строчки. |
7.Составление предложений с опорой на схемы | Логопед предлагает детям «прочитать» Кузе предложе-ния и ответить, получился ли рассказ. Почему рассказ получился? Потому что предложения дружат между собой, и в голове – или на листе бумаги - можно нарисовать картинку. | «Чтение» предложений детьми |
8.Динамичес-кая пауза | А теперь, ребята, встать, руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево и беритесь вновь за дело. | Дети выполняют действия соответст-вующие тексту. |
9.Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе | Весь текст, кроме двух первых предложений, закрывается экраном. - Что интересного заметили? Картинки повторяются и предложения дружат. - Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки. Помните, как вы с воспитателем делали новогоднюю гирлянду? Покажите, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Так наши предложения соединяются друг с другом, и получается РАССКАЗ. | В предложениях говорится об одном и том же, потому что там две одинаковые картинки |
10.Пересказ с опорой на предметно-графическую схему | Логопед предлагает детям самостоятельно пересказать рассказ с помощью предметно-графической схемы. | Дети парами выходят к доске и составляют рассказ: один начинает, второй заканчивает |
11.Итог | Что нового узнали на занятии? Что больше всего понравилось? | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Развитие связной речи. Тема: Составление рассказа о домашних животных с опорой на схему.
Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной логопедической группе....
Обучение пересказу с опорой на графические схемы.
Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных в...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....
Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы».
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наи...
Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»
Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определенияосновных понятий в данной теме.Связная ре...
Презентация "Обучение дошкольников пересказу с опорой на графические схемы" (2022 уч. г.)
Материал за 2022 уч. г....
«Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий»
Древние греки придумали техники, чтобы запоминать огромные объемы информации. А современные ученые доказали, что эти техники до сих пор эффективны.В настоящее время проблема...