Мастер-класс обучение с развлечением для детей и родителей. Игра "Алфавит"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Обучение с развлечением для детей и родителей.
Игра «Алфавит»
Учитель – логопед:
Ковалева М. А.
Цель:
Расширять кругозор и эрудицию детей;
Побуждать познавательный интерес, целеустремлённость;
Развивать речевую коммуникацию, внимание, память, словесно – логическое мышление;
Совершенствовать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи;
Закрепить правильное звукопроизношение;
Обогащение словарного запаса определениями;
Развитие общей и мелкой моторики;
Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
Закрепить умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов;
Развивать диалогическую речь;
Научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;
Формировать такие качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.
Оборудование:
медальки, сектора с буквами, игры «Узнай по описанию», «Вывески», «Цепочка слов», «Составь предложение», «Собери цепочку», «Волшебный коврик», «Что из чего?», «Шифровщик», «Ребусы», «Что лишнее», «Подбери слово», «Слова перевёртыши», «Слоговое домино», «Что лишнее?», иллюстрации к сказкам, мяч, предметные картинки, разноцветные цветы из картона, разноцветные геометрические фигуры, пустые коврики, веточка сирени.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Ребята, вы любите играть?
Дети. Да.
Логопед. А вы, уважаемые взрослые?
Родители. Да.
Логопед. Тогда я приглашаю вас на игру «Алфавит».
Посмотрите внимательно: игровое поле разделено на цветные сектора, каждый из которых определяет тип вопроса:
- «Почемучка»
- «Говорушки»
- «Игралочка»
- «АБВГДейка»
- «В гостях у сказки».
Есть ещё и другие сектора
- «Семья»
- «Весёлые ребята»
Данная информация зрительно представлена на планшете.
Ребёнок называет букву, берёт её, передаёт мне, а затем выполняется задание. Правила игры всем понятны?
Дети и родители. Да.
Логопед. Тогда начинаем!
Буква «А»
Игра «Загадочное слово» - с мячом
Цель: Развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.
(Взрослый называет только первый слог, а дети должны назвать слово. Например. се (но), за (ноза) и т.д.)
Буква «Б»
Игра «Узнай по описанию»
Цель: Упражнять детей в образовании прилагательных при назывании частей тела знакомых животных; упражнять в анализе изображения животных
(например, домашнее животное, ловкое, гибкое…и т.д.)
Буква «В»
Игра «Вывески»
(Логопед сообщает игровую ситуацию: «Представьте, что мы идём по улице нашего города. В домах вдоль улицы располагаются магазины, а над ними вывески. Город зелёный, в нём много деревьев, которые прикрывают ветками вывески. догадайтесь, что на них написано». Варианты вывесок: «Цв…ты», «…вощи», «Рыб…»)
Буква «Г»
Игра «Угадай сказку»
Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения.
У какого сказочного героя на спине был моторчик?
У Карлсона.
Как называется эта книга?
«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
У кого скорлупа грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом?
У Дюймовочки.
Как называется эта книга?
Дюймовочка.
Буква «Д»
Как вы понимаете слова?
Цель: развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.
Водой не разольешь.
Как воды в рот набрал.
Тише воды, ниже травы.
Буква «Е, Ё»
Повтори скороговорку.
Цель: Развитие воображения ребёнка, умения понять забавную ситуацию, и передать её выразительно и чётко, развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.
Жутко жуку жить на суку
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Буква «Ж»
Игра: «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении последнего звука в словах, и выкладывания цепочки слов по последнему звуку.
(Собрать цепочку слов по последнему звуку в названии картинок).
Буква «З»
Игра: «Составь предложение»
Цель: развитие воображения, связной речи.
Составить предложения по картинкам.
Буква «И, Й»
Речь с движением.
Цель: вырабатывать правильный темп речи, ритм дыхания, развивать речевой слух, речевую память.
Динь – дон, динь – дон – (Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).
Гномы строят новый дом. (Кулак на кулак)
Красят стены крышу, пол, (Руками, словно кистями, «красим», сбоку,
вверху, внизу).
Прибирают всё кругом. («Метём» метлой).
Мы к ним в гости придем (Шаги на месте).
И подарки принесём. (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх)
На пол мягкую дорожку, (Наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (Попятиться назад)
Две подушки на диван, (Руки сложить ладонями вместе – сначала под одну щёку, затем под другую).
Мёду липового жбан. (Руки округлить, вытянуть перед собой).
Релаксация «Спящий котёнок»
Цель: снять напряжение, возбуждение, учить детей перевоплощаться, входя в заданный образ.
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза)
Буква «К»
Игра «Закончи предложение»
Цель: активизация речевой деятельности, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.
(По кругу передаётся веточка сирени, и, тот, у кого он в руках, должен закончить предложение логопеда. Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… Мы зажгли свет, чтобы… Мы полили цветы, чтобы…» и т.д.)
Буква «Л»
Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.
Вспомни и расскажи выразительно чистоговорку со звуком «Ш».
Буква «М»
Игра «Волшебный коврик»
Цель: развивать фонематический слух, закреплять умение проводить звуковой анализ слов, расширять словарный запас детей.
(Детям раздаются цветные фишки и пустые коврики. Логопед предлагает детям сделать коврики красивыми, разноцветными. для этого логопед называет словосочетание, а дети берут геометрическую фигуру такого цвета, начальные буквы названия цвета и названия фигуры которой должны соответствовать начальным буквам слов в словосочетании. Коврик закрывают по горизонтали).
Буква «Н»
Игра «Угадай сказку»
Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения
Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно три… («Три медведя»)
Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Кто несёт её, ответь
Быстрыми шагами?
А несёт её медведь
Вместе с пирогами. («Маша и медведь»)
Буква «О»
Цель: развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.
Как вы понимаете слова?
Много воды утекло.
Как две капли.
Буря в стакане воды.
Буква «П».
Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.
Вспомнить и рассказать выразительно чистоговорки со звуком «Л»
Буква «Р»
Игра «Что из чего».
Цель: развивать память, внимание, воображение, речь, анализ, синтез и сравнение
(На ковре в свободном порядке лежат картинки в виде цветов изображением вниз. Логопед предлагает детям собрать букет для мам. Дети берут цветок, переворачивают его изображением вверх и по очереди отвечают. Например, на картинке мороженое, оно сделано из молока)
Буква «С»
Игра «Шифровщик»
НАПРИМЕР.
Буква «Т»
Игра «Собери ассоциативную цепочку»
Цель: развивать память, внимание, воображение, речь, анализ, синтез и сравнение, мелкую моторику рук.
(С помощью разрезных карточек (пазлов) собирается ассоциативная цепочка, например, корова-молоко сыр).
Буква «У»
Игра «Угадай сказку»
Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке покатился. («Колобок»)
Жили – были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут, зубами щёлк да щёлк,
Появился серый волк.
Шкуру белую надел,
Нежным голосом запел. («Волк и семеро козлят»)
Буква «Ф»
Цель: Совершенствование диалогической речи, грамматического строя речи, речевого слуха, развивать тактильные ощущения, глагольный словарь, словарь прилагательных.
(Ребёнок и мама обыгрывают диалог. С помощью кукол они составляют описательный рассказ про овощи. Например. Картошка и огурец).
Буква «Х»
Пальчиковый игротренинг.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, увеличивать объем и точность движений пальцев.
У кошки было пять котят, (Показать 5 пальцев на правой руке, сделать из них «кошку»)
А у гусыни - пять гусят (Показать 5 пальцев на левой руке, сделать из них «гуся»)
Детишки резвые в саду (Кистями рук «перепрыгивать» одна через другую несколько раз).
Сыграть решили в чехарду.
У гусят – то – крылышки (Кисти рук скрестить, машем крыльями)
У котяток – лапки. (Показываем коготки)
На крылышках – то – пёрышки, (Пошевелить пальцами обеих рук).
На лапочках – царапки. (Показываем коготки)
Пёрышки – то – мягкие, (Погладить каждый палец сначала на правой, потом на левой руке)
Лёгкие пушинки.
Коготки – то острые (Коготками поскрести по рукам)
Больно ранят спинки.
Буквы «Ц»
Словесная игра «Подбери слово»
Цель: развитие словесно – логического мышления.
(Логопед называет детям определение, к которому надо подобрать слова таким образом, чтобы получилось правильное словосочетание. Например: Вкусный (пирог, компот, помидор)
Солнечный (день, зайчик, луч) и т. д.
Буква «Ч»
Игра «Что лишнее»
Цель: совершенствовать умение обобщать и исключать лишний предмет.
(Детям раздаются карточки, на которых один из предметов лишний, дети должны назвать его и сказать, почему он лишний).
Буква «Ш»
Игра «Слова перевёртыши»
Цель: закреплять умения проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.
(например, на – лу (луна), мы – ра (рамы) и т.д.)
Буква «Щ»
Словесная игра «Я тоже»
Логопед: Я дрессирую животных.
Ребёнок: Я тоже дрессировщик.
Логопед: Я играю в футбол.
Ребёнок: Я тоже футболист и т. д.
Буква «Ъ, Ь»
Цель: вырабатывать правильный темп речи, ритм дыхания, развивать речевой слух, речевую память.
Релаксация «Холодно - жарко»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2-3 раза)
Буква «Ы»
Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.
Вспомнить и выразительно рассказать чистоговорку со звуком «С».
Буква «Э»
Игра «Слоговое домино»
Цель: упражнять детей в определении последнего слога в словах, и выкладывания цепочки слов по последнему слогу.
(Собрать цепочку слов по последнему слогу).
Буква «Ю»
Словесная игра «Хитрые задачи»
Цель: Развитие мышления, уверенности в себе.
Мальчик говорит: «Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?»
Чего в лесу больше – деревьев или берёз?
На Олином платьице были нарисованы три яблока и две вишенки.
Одну вишню и два яблока съели. Сколько яблок и вишен на Олином платьице осталось?
На столе лежат два яблока и одна груша. Сколько овощей лежит на столе?
У собаки Микки родились котята: три беленьких и один чёрненький. Сколько всего котят родилось у Микки?
Буква «Я»
Игра: «Чем отличаются?»
Цель: развивать словесно – логическое и наглядно – образное мышление, расширять возможности ассоциативной памяти, развитие связной речи.
Взрослый: У каждого из вас по две картинки. Расскажите, чем эти два предмета на картинках отличаются.
Пары картинок: Дверь – окно
Грабли – расчёска
Самолёт – птица
Зонт – крыша
Метла – букет
Пирожок – подушка.
3. Итог занятия.
Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Вот и подошла к концу наша игра «Алфавит». Скажите, что больше всего понравилось вам?
Ответы детей и родителей.
Логопед. Спасибо за внимание!
Сюрпризный момент.
Ы
С
Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада....
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и родителей средней группы
Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологийдля детей и родителей средней группы Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима»...
Мастер-класс «В гости к пальчикам» (для детей и родителей второй младшей группы)
Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.Задачи:Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелк...
Мастер-класс " Организация физкультурно-познавательного досуга для детей и родителей.
В рамках Программы Педагогического марафона , по теме "Активные формы взаимодействия ДОУ с семьёй", представлен конспект интегрированного досуга специалистов ДОУ с семьёй....
Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.
Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....
Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Упражнения должны быть разнообразными, инт...
Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста.
Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шашки - игровые ситуации для дошкольников»....