Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста.
материал по физкультуре (подготовительная группа)
Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шашки - игровые ситуации для дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шашки - игровые ситуации для дошкольников».
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности.
Задачи:
Обучающие: обучение основам шашечной игры; обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные: воспитание отношения к шашкам, как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим интеллектуальную, спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие: развитие стремления детей к самостоятельности; развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения ориентироваться и производить расчеты на несколько ходов вперед, развитие усидчивости и аналитического мышления.
Эстетические: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений. На обыкновенной доске и шашки волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой и стремиться к победе.
Физическое: осуществление всестороннего физического и умственного развития воспитанников.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться.
Сказка «Шашечное царство»
Когда-то очень давно в шашечном государстве, жили - были два шашечных короля. Один был белый, другой – черный. Сын черного короля влюбился в белую принцессу. Но белый король не хотел свою дочь отдавать ему в жены.
И тогда черный король предложил провести турнир. Разыграв право хода, в шашечном королевстве установилось на века правила – белые ходят первыми.
Короли построили свои шашки по четыре, в три линии обороны.
И белые сделали ход – так начался турнир. Он длился долго, шашки долго ходили, кого-то убирали с поля боя, а кто-то успевал стать «дамкой» - так назывались начальники. И дамкам можно было уже ходить по всему полю боя, а не только на одну клеточку вперед.
И вот чёрные победили белых, и черный принц женился на белой принцессе. С тех пор шашки черные и белые живут в одном доме - коробочке для шашек, а для развлечения играют на шашечной доске 8 на 8, где поля для боя поделено поровну одна белая клеточка, другая черная и так далее…
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно, расставлять шашки на игровом поле
- На данном этапе можно несколько раз поиграть в игру «Кто быстрее расставит шашки на игровом поле». Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Можно использовать стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Важно знать и уметь применять, в зависимости от ситуации, несколько выигрышных стратегий:
Ситуация №1: Поддавки — это ловушки для соперника в начале партии. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы специально жертвовать свои фигуры противнику для осуществления в дальнейших ходах выигрышных комбинаций.
Ситуация №2: Заход в «любки»: ситуация, в которой одна шашка оказывается между двумя шашками соперника с возможностью взятия одной из них в следующем ходе.
Ситуация №3: Продвижение в Дамки. Суть стратегии — как можно быстрее прорваться и сделать из простой шашки Дамку.
Ситуация №4: Блокирование противника – это ситуация, при которой игрок мог бы сделать ход, и клетки заняты шашками противника. Также ситуацией блокирования называется угроза потери шашки при следующем ходе, по причине соответствующего расположения фишек противника.
Чтобы основательно научиться играть в шашки, нужно хорошо усвоить основные принципы игры:
Совет 1. В процессе игры старайтесь пройти своими шашками в дамки и не позволяйте сделать этого сопернику.
Дамка является очень грозным оружием, ее сила заключена в дальнобойных возможностях, а также в умении двигаться в любом направлении (по диагоналям доски). Даже одинокая дамка может без труда преградить путь целой группе шашек соперника.
ТАК В РУССКИЕ ШАШКИ МОЖНО ВЫИГРАТЬ ПРИ ПОМОЩИ ДАМКИ
Совет 2. Старайтесь добиться того, чтобы шашек соперника становилось меньше, чем ваших.
Совет также очевидный, но как им воспользоваться? Надо заставить соперника отдавать свои шашки или же самому сбивать шашки соперника. Сделать это можно с помощью различных приемов.
Совет 3. Занимайте своими шашками центральные поля доски.
Шашка, расположенная на поле у края доски (бортовом поле), имеет меньшую силу, чем шашка, занявшая одно из полей в центре доски.
БОРТОВЫЕ ШАШКИ ЧЕРНЫХ НЕ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ШАШКАМИ БЕЛЫХ
При выполнении этого совета следует действовать осторожно, обеспечивая своим центральным шашкам достаточную защиту в случае возможной атаки на них шашек соперника.
Совет 4. Старайтесь определить, что в ответ может предпринять соперник, и какие будут последствия.
Совет 5. Пытайтесь постоянно продумывать свои действия на несколько ходов вперед.
Это, так называемый, расчет позиции. Чем Ваш расчет глубже и точнее, тем больше возможностей переиграть своего соперника.
А сейчас мы проведем небольшой шашечный турнир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада....
Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста
Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....
Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.
Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....
Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Упражнения должны быть разнообразными, инт...
Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представ...
Мастер-класс «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»...
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...