картинка без запинки
статья по логопедии по теме

Касакова Наталья Григорьевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc22.72 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕПРАВИЛЬНО

Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц).

Может быть четыре варианта неправильного звука:

Ребёнок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит Апка вместо шапка или кААндаш вместо карандаш.

Заменяет один звук другим. Тогда он произносит Сапка вместо шапка или каЛандаш вместо карандаш.

Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т.д.

Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребёнок произносит его правильно, а в других - нет (огуреЦ, но Сыплёнок, яйСо) или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Надо возможно тщательнее проследить, отчего звук получается у ребёнка неправильным, в чём механизм его нарушения.

Чаще всего причина - в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия.

Необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребёнка. Для этого проделайте с ним следующие упражнения:

1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра "Маятник").

3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).

Если ребёнок затрудняется делать самостоятельно эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребёнок сам будет помогать себе, пока необходимость в этой помощи не исчезнет.

4. Научите ребёнка делать язык "лопаткой" (широкий язык, ненапряжённый). Слегка пошлёпайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряжённым.

5. Затем научите ребёнка сильно высовывать напряжённый остроконечный язык ("иголочка"). Нужно, чтобы ребёнок мог сделать язык то "лопаткой", то "иголочкой".

6. Из положения языка "лопаткой" легко сделать язык "трубочкой", если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щёки ребёнка и попросить его вдохнуть ртом.

7. Из этого же положения языка "лопаткой" можно сделать язык "чашечкой", если слегка загнуть кончик его вверх.

8. Для губ упражнения в беззвучном произношении звуков И-У-И-У. Или: показать широко зубки и спрятать их.

Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребёнка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Ещё более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребёнка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью. Чтобы оценить, какое значение имеет для ребёнка речь окружающих, вспомним известный в истории изуверский эксперимент падишаха Акбара. Задумав проверить придворных мудрецов, утверждавших, что каждый ребёнок рано или поздно заговорит на языке своих предков, даже если его никто этому не учил, Акбар на семь лет изолировал от мира нескольких мололетних детей разных национальностей. Прислуживал детям немой. Они никогда не слышали человеческого голосо. Когда же падишах в присутствии своих мудрецов наконец освободил малепньких узников, его встретил вой, нечленораздельные вопли. Так были посрамлены мудрейшие из мудрых...

Неоспоримо доказано, что речь ребёнка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой затем подражает. Вот почему для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребёнок умел узнавать и выделять звуки речи.

Для развития у ребёнка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений и игр:

1. Узнай предмет по звуку. Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку). Познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что поиграли.

2. Теперь предложите ребёнку отгадать, по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).

3. Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок должен отгадать, кому он подражал.

4. Внимательный ли ты? Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например, Рыба, Рак, голова, стол, коРыто. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р.

5. Разновидностью предыдущей игры будет определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).

6. Более сложная форма - игра с картинками. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображён предмет, название которого содержит заданный звук.

7. Когда ребёнок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему узнавать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнение 4, 5, 6. Если он с даданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами.

Если ребёнок затрудняется выполнить перечисленные выше упражнения, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале, который можно варьировать: менять игрушки, картинки, брать новые слова.

8. Ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление двух звуков, близких по звучанию или по артикуляции (положению органов речи): С-З, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С и др. Здесь также приемлемы упражнения 4, 5, 6; только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

9. Разновидностью предыдущего упражнения является вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяется (нгапример, Р-Л, С-Ш, Ц-С).

10. Сам назови слова. Это одна из заверщающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Родители нередко спрашивают: нужно ли обращать внимание детей на дефекты их речи?

 С 4-5 лет дети обычно и сами осознают свой недостаток и переживают его подчас очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребёнка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться. Указывать ребёнку на ошибки его речи надо, но делать это тактично, деликатно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по методике "Картинка без запинки"

Картотека дидактических игр по методике "Картинка без запинки", направленная на развитие речевой творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста....

"Картинка без запинки" презентация

Презентация предназначена для воспитателей д/с. Обучение детей составлению рассказа по картине....

Перспективный план кружковой деятельности " Картинки без запинки"

Перспективный план кружковой деятельности  " Картинки без запинки"  (развитие связной речи с помощью моделирования) в средней группе...

Логопедический проект "Картинки без запинки"

Использование технологии дидактического синквейна для развития связной речи детей с ОНР....

Составление рассказа по картинке "Картинки без запинки"

В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рас...

Проект "Расскажи, картинка" (развитие речи) по методике ТРИЗ И.Мурашковской и Н.Валюмс "Картинки без запинки"

Презентация проекта "Расскажи, картинка" по методике ТРИЗ И.Мурашковской и Н.Валюмс "Картинки без запинки" https://drive.google.com/file/d/1QejCg9YZVPBdxu7OxfwriDRqGabcRfhx/vi...

Мастер-класс для педагогов Составление рассказа по картинке «Картинка без запинки».

В процессе мастер – класса педагоги обучаются конкретным навыкам в работе с детьми по составлению рассказа по картине.Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творче...