Мастер-класс для педагогов Составление рассказа по картинке «Картинка без запинки».
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В процессе мастер – класса педагоги обучаются конкретным навыкам в работе с детьми по составлению рассказа по картине.
Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по картине детей дошкольного возраста Н. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_presskazu_po_kartine.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Обучение перессказу по картине»
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «…Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, ... знакомство с книжной культурой, литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы...». Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Именно уровень развития связной речи выступает основным показателем общеречевого развития ребенка. Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.
Пересказ — вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста, как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
В современной практике дошкольного образования используются разные виды пересказа:
- подробный или близкий к тексту;
- краткий или сжатый; выборочный;
- пересказ по частям и ролям;
- от лица литературного героя и пр.
При пересказе предлагается использовать различные методические приемы:
- воспроизведение текста по серии сюжетных картинок;
- по пространственно-временной модели, на которой символами изображены герои и их основные действия;
- по серии предметных картинок, с помощью которых обозначаются ключевые слова из текста – заяц, болото, лягушка и т.д.
В ходе обучения пересказу педагог должен обращать внимание на выразительность пересказа, при необходимости корректно исправлять речевые недочеты и давать ребенку возможность повторного действия, если он чувствует, что первая проба была не совсем удачной.
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть, развивают его речевые умения.
Подбирая произведения для пересказа воспитателю необходимо учитывать следующие требования и ним:
- высокая художественная ценность;
- динамичность, лаконичность, и вместе с тем образность изложения,
- четкость и последовательность развертывания действия;
- занимательность, а также доступность содержания;
- небольшой объем;
- возможности воспитательного воздействия.
Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.
Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, но есть общие методические приемы.
План занятий по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:
- первичное чтение произведения,
- беседа по вопросам,
- повторное чтение,
- пересказ.
Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям:
- логику повествования,
- взаимосвязь и взаимодействие героев,
- в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка,
- после пересказа помогают проанализировать его.
В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа, который воспитатель составляет один или вместе с детьми.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является:
- выработка умений слушать,
- отвечать на вопросы,
- вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.
На данном этапе перед педагогом стоят две задачи:
1. научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка,
2. подвести к воспроизведению текста
В подготовке детей к пересказу большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.
При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи:
- их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии;
- выразительно передавать разговор действующих лиц;
- слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержании произведения, последовательности событии, а также некоторых средств художественной выразительности.
Если ребенок затрудняется в пересказе, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.
Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают:
- воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания,
- выразительной передачи диалогов персонажей.
- если ребенок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно передавалась мысль автора.
Подготовку детей к пересказу сказок можно проводить по следующему плану: на первом занятии воспитатель рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором - повторно рассказывает сказку и затем предлагает детям пересказать ее.
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старания ребенка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах друг друга.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведении:
- уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- использовать выразительные средства.
Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения. В старшей группе проводится пересказ русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.
В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.
Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:
1. Вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный, настрой, и т. п.;
2. Чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста — это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к героям и событиям рассказа;
3. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Беседа не должна быть длинной, достаточно 4-5 вопросов.
4. Повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ произведения детьми. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова, так и свои, точно передающие смысл прочитанного. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...»
Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
- рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
- лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
- использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
- наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Приемы, работы над текстом произведения:
- беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
- выделение из текста фраз к каждой картинке;
- придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
- частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
- составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:
- Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
- В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.), применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
- Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
- В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
- Игровые приемы (например, пересказ, сидя у макета телевизора).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Песочные рассказы»
Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши в песочнице начинают дружить со сверстниками, и заводить друзей.В песочнице происходят первые ссоры из-за совочков и ведёрок.Непосе...
Мастер- класс по составлению описательных рассказов.
Мастер- класс по составлению описательных рассказов....
Составление рассказа по картинке "Картинки без запинки"
В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рас...
Мастер-класс для родителей "Песочные рассказы"
Мастер-класс для родителей «Песочные рассказы» ГБДОУ№56 Колпинского района Романовой Анны Игоревны Воспитатель: здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада вс...
Мастер-класс по составлению описательных рассказов об игрушкках.
Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. .....
Мастер-класс для педагогов "Сочинение рассказа по серии картинок"
Мастер-класс для педагогов "Сочинение рассказа по серии картинок"...
Мастер-класс «Обучение составление рассказа по методике «Картинка без запинки»
Мастер класс для воспитателей...