Речевой праздник "Наш родной язык"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Гродская Ирина Константиновна

Методичекий матерал для проведения заключительного логопедического занятия с детьми  подготовительной  к школе группы, имеющими  нарущения зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МБДОУ д/с №37              

  Гродская Ирина Константиновна

г.Таганрог, Ростовская область

 Речевой праздник « Наш родной язык»»

__Тема: контрольно-тренировочные упражнения, позволяющие проверить знания детей, оценить, насколько дети готовы к дальнейшему усвоению грамоты.

Задачи: 

закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой), ударение;

формировать фонетические процессы: внимание к звуковому составу слова, к сравнению и различению звуков слова;

развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентировку;

развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно-логическое и образное мышление;

 обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Подготовительная работа: каждая команда получает задание подготовить название команды, эмблему, девиз, приветствие, песню о КВН

Оформление зала. На центральной стене изображение пирамиды, в кольцах которой написаны слова:  «звук», «буква»,  «слог»,  «слово»,   «предложение»,  «речь»; над пирамидой висит плакат «Наш родной язык».

Оборудование. Картины «Ежик» и  «Чиж», короны для королей, рассыпанные слоги (таблицы), наклейки, призы, контурные  портреты гномов, фломастеры..

 Участники. Две команды детей из подготовительной к школе группы; болельщики — дети, педагоги, родители.

Ход праздника

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники игры — команды «Звуки» и «Буквы» — входят в зал и встают друг напротив друга.

Логопед: Добрый день, дорогие ребята и взрослые. Мы начинаем КВН «Наш родной язык».

Дети, у нас сегодня последняя встреча.  Мы постараемся вспомнить всё, чему  научились в течение года. А проходить оно будет в виде конкурса под названием «Наш родной язык». Русский язык — язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах!
А сначала я представлю участников КВН.

Логопед. Слева — команда «Звуки», капитан команды... (называется имя и фамилия ребенка). Ваш девиз?

Команда «Звуки»»:     

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

Логопед: Справа — команда «Буквы», капитан команды... (называется имя и

фамилия ребенка). Ваш девиз?

Команда «Буквы»:   

                                           Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Логопед представляет жюри.

Команды (приветствуют жюри):

                                          Вам и слава и почет.

                Все мы любим точный счет.

Логопед: А теперь команды приветствуют друг друга.

    Команда «Звуки»:

        Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

        Уверенно, твердо

        К победе шагать.

Команда «Буквы»

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                         На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Жюри дает оценку приветствию команд. Участники КВН поют песню на мелодию В. Шаинского «Улыбка».

Мы на конкурс речи собрались.

Говорить красиво, четко научились.

Звуки, буквы знаем мы теперь,

И с красивой речью, правильной, сдружились.

Припев.

Нам доверено с тобой

Провести удачный бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты богата, наша речь.

Ты красива, наша речь.

Ты — наш друг,

И все мы в это будем верить.

Логопед: 

Дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие                                                      головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте    — и вы обязательно найдете правильный ответ.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый конкурс объявляю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы для команды получайте!

Конкурс 1. «Разминка»

Для разминки отводится 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ — одно очко.

Как мы общаемся друг с другом?

Из чего состоит наша речь?

Что мы называем предложением?

Назовите 3 правила предложений.

Какие знаки ставятся в конце предложений?

Из чего состоят предложения?

Назовите 1-ю группу слов. Примеры.        

8.        Назовите 2-ю группу слов. Примеры.

9.        Назовите 3- ю группу слов. Примеры

10.        Почему слова звучат?

11 .Почему слова звучат по- разному?

12.Мы слышим звуки или буквы?

13.Из чего состоит написанное слово?

14.Какие звуки в русском языке есть?

15.Что мы называем гласными звуками?

16. Назовите гласные 1-го ряда

17.Что делают гласные 1-го ряда?

18.Назовите гласные 2-го ряда.

19. Что делают гласные второго ряда?

20.Что мы называем согласными звуками?

Назовите парные согласные звуки.

Назовите непарные согласные.

Какие самые звучные согласные звуки?

24.        Назовите звонкие согласные.
25.Назовите глухие согласные.

26. Какие согласные всегда твёрдые?

27.Какие согласные всегда мягкие?

28.Какие буквы не обозначают звуки?

29. Сколько слогов в слове?

30.Что мы называем ударением?

(Судьи подсчитывают очки, выставляют счет)

Логопед. Сегодня нам предстоит подняться на вершину этой пирамиды.

 (Показывает плакат и кратко объясняет состав пирамиды.)

Речь-это общение, общаемся, разговариваем мы друг с другом при помощи предложений. Как это получается: из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения.

Конкурс 2. «Знатоки звуков»

Логопед показывает на половину нижнего кольца пирамиды. «Звук»

« Третий лишний»

Логопед: Я называю вам три звука, вы должны сказать, какой звук лишний и почему.

АМО; ВГУ; ВПС МКР СьМьП; ЙШЧ

САИ; МОН; КТБ; ЛьНьР; ТЛКь; ЙЦЧ

« Посчитай и придумай».

Логопед: Я назову слово, а вы придумайте другое слово. В нем должно быть столько же звуков, сколько в моем.

 Логопед поочередно называет командам слова.

 Команде «Звуки»: руль, игра, книга.

 Команде «Буквы»: конь, друг, кукла.

         

«Два короля»

Логопед: Жили-были два короля. Один  король  правил государством твердых звуков, а другой — государством мягких звуков. И слова им нравились разные. Первый любил слова, в которых все согласные звуки были твердыми, а другой любил слова, в которых хотя бы один согласный звук был мягким. Давайте поиграем в этих королей!

Каждая команда выбирает короля. Короли надевают короны: один — синюю, другой — зеленую.

Логопед:

В садах у королей растут цветы небывалой красоты. Ваши величества короли,    выберите те цветы, которые растут в ваших садах!

На мольберте изображения цветов: мак, колокольчик, ромашка, василек, астра,

тюльпан, роза, гвоздика. Короли выбирают цветы.

 Жюри дает оценку конкурсу.

Дать характеристику звукам

ВЕСНА

птицы

В-

п-

Е-

т-

С-

и-

Н-

ц-

А-

ы-

Конкурс 3. «Знатоки букв»

Логопед  указывает на половину  нижнего кольца пирамиды. «Буква»

Логопед:

 А теперь посмотрим, как вы знаете буквы.

Команде «Звуки» предлагается картина: ежик везет тачку,

 команде «Буквы» — картина: чиж летит с мешочком.

Логопед:

Посмотрите на картины. Что везет ежик? Что несёт в мешочке чиж?

Логопед подводит детей к следующему выводу: ответить на этот вопрос нельзя, потому что эти          предметы на картинке не показаны — тачка ежика накрыта тканью, а мешочек чижа завязан.

Логопед: Сейчас я помогу вам раскрыть эти секреты! В этом мне помогут    волшебные таблицы.

(Выдает каждой команде таблицу с буквами.  Дети решают, кто из игроков команды будет выполнять это задание)

Команда «Звуки»                                                              

             

Г

Я

Р

С

Б

А

Е

А

 Р

Л

Е

О

Г

К

С

И

(яблоки)

Команда « Буквы”

 

Л

0

3

К

Ё

Ы

М

Р

 К

Ы

0

Н

Л

М

А

    (зёрна)

Логопед:          Разгадай-ка, друг, загадку,

Буквы вычеркни скорей

                         Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

Вот тогда прочесть ты сможешь

И ответ мне сообщишь:

Что везет на тачке ежик?

Что несет в мешочке чиж?

Жюри дает оценку конкурсу.

 «Прочитай зашифрованное слово»

Замените цифры соответствующими им буквами и отгадайте слова. А поможет вам вот эта подсказка (таблица с числами и буквами)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Т

Я

А

О

Б

Е

С

Л

Р

М

Т

Я

А

О

Б

Е

С

Л

Р

М

                                                                                            639            039             427                     830

957            192            756            638

                                                                                            8362          6037          4820                 9508

6273          8360          9360          9385

                                                                                                 45850                   95603              92673

      95083        824302      42750        

 «Глазастики».  Распутать буквы

Конкурс 4. «Знатоки слогов»

Логопед указывает на следующую ступеньку пирамиды — «Слог».

«Слоги считай — слово называй».

Логопед: 

Название какого животного состоит из одного слога?

 Команде «Звуки» нужно назвать животное наших лесов, а команде «Буквы» — животное жарких стран. (Ответы детей.)

А теперь назовите слово из трех слогов. Команде «Звуки» нужно назвать птицу, а команде «Буквы» — насекомое. (Ответы детей.)

        «Рассыпанные слова».

Логопед:               Посмотрите, эти слоги

 Разбежались кто куда

 И горюют: снова слово

 Не сложить им никогда!

 Кто помочь словам готов?

 Все они из трех слогов.

Чтобы задание было легче выполнять, я дам вам подсказку: эти слова обозначают названия фруктов, которые лежат у меня в корзине. Прочитайте слоги и назовите фрукты!

Для каждой команды выставлены по два «рассыпанных» на слоги слова:

мо-ны-ли        си-ки-пер

бло-я-ки        на-ны-ба

                                                                              Жюри дает оценку конкурсу.

Конкурс 5. «Знатоки слов»

Логопед указывает следующую ступеньку пирамиды — «Слово».

Игра «Он — она» (проходит в быстром темпе).


Логопед:        У меня для вас игра

Под названием «Он — она».

Попрошу вас, не зевайте, Слово в стих мой добавляйте.

  Он слон — она... (Слониха.)

  Он лось — она... (Лосиха.)

                            Он кот — она... (Котиха).

   Нет, конечно! Это кошка!

   Ну, ошиблись вы немножко.

   Что ж, сыграем еще раз,

   Обыграть хочу я вас.

   Он морж — она...

   Он заяц — она...

   Он еж — она….

   Он бык — она...

   Всем знакомо это слово?

   Да, да, да! Она — корова.

Эстафета «Оживи гнома».

На мольбертах два одинаковых рисунка гномов, выполненных пунктирной линией. К ним предлагается набор карточек со словами, одинаковыми для каждой команды:

 колпак, борода, нос, улыбка, глаза, брови.

Логопед:

Это портреты гномов. Но они заколдованы, и потому не видны! Помогите их расколдовать. Для этого нужно прочитать слово на каждой  карточке, подумать,  что оно означает, и обвести фломастером эту часть портрета. Победит та команда, которая выполнит задание первой.

Команды начинают выполнять задание одновременно. Дети работают по цепочке.

Логопед: Молодцы! Гномы благодарят вас за помощь.

Конкурс 6. «Знатоки предложений»

Логопед показывает следующую ступеньку пирамиды — «Предложение».

Логопед: 

Пришла пора начинать конкурс капитанов! Посмотрим, как они умеют защищать честь своей команды.

«Чьё предложение лучше?

Логопед. Придумайте предложения о весне, (птицах), выберете лучшее предложение и сделайте схему.

Логопед: Вот мы и поднялись  на вершину пирамиды. На ней написано слово     речь.

Речь — это драгоценность, владеет ею только человек. Очень важно научиться говорить правильно и красиво, чтобы  людям было приятнее слушать вас и легче понимать.

Жюри отмечает уровень готовности детей к школе, подводит итоги игры, награждает победителей и участников.

Логопед:  

Закончилась наша встреча. Прошел КВН и пришла пора расставаться. Спасибо вам большое за хорошую игру! Надеюсь, всем вам понравилось выполнять задания.

Старайтесь говорить красиво, четко, ясно и беречь наш великий русский язык! До свиданья, друзья! До новых встреч!

(Звучит музыка.)

С логопедом мы учились

Все красиво говорить

Место разным звукам

На схеме находить.

Узнали: в предложении

Слова должны дружить,

И что предлог со словом

Нельзя соединить,

Буквы, изучая

Учились мы читать.

Учились по картинкам

 Рассказы составлять.

Вот подрастём за лето

И в школу мы пойдём,

Много интересного

В книгах мы прочтём.

Сумеем мы кроссворды

И ребус отгадать.

А логопед нам хочет

Удачи пожелать!

Логопед

Учились вы старательно

От осени до лета.

Ведь это замечательно

И очень увлекательно

У всех давно известных слов

Вдруг открывать секреты.

Конечно,  тайны языка

Не все открыли мы пока,

Но, если лето тут как тут,

Пускай нас тайны подождут!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ № 651 "Особенности речевого развития родного языка в условиях ФГОС в ОО, ДОУ"

quot;Мастер - класс"  "Степная красавица из бросового материала"Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.Назначение...

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе

Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...

Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...