Занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Два занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Первое занятие "Звук и букваА", второе занятие "Звонкие и глухие согласные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква А».
Цель:
- учить четко произносить звук А;
- выделять начальный гласный звук;
- звуковой анализ (слог из двух гласных);
- развитие внимания и памяти;
- договаривание предложений по предметным картинкам (употребление существительных в косвенных падежах ед.ч.);
- знакомство с буквой А.
Оборудование: предметные картинки на звук А вначале, середине, конце слова, индивидуальные зеркала, карточка с изображением буквы А, разрезные азбуки, тетради.
Ход:
Оргмомент.(сложная инструкция).
Повторение звука У, припоминание , рассматривание картинок на звук У.
3. Знакомство с темой – выделение звука А из слов.
4. Произношение звука А, наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально.Вывод звук А – гласный.
5. Выделение звука А на слух ( с закрытыми глазами):
- из ряда гласных: уа, ау, аи, ИА, ио, ои, ауи, уиа, иуа…
- из обратных слогов: ап, уп, оп, их, ух, ах, …
- из слов : арбуз, абрикос, айва, адрес, автобус.
6. Игра «Отгадай слово». ( пропущен первый гласный У.А).
. хо,. втомат, .тка, .втобус, .литка, .брикос и тд.
7.Динамическая пауза на усмотрение учителя.
8.Звуковой анализ ряда из двух звуков:
«Отгадай сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»:
Ау, уа, аи, ИА, уи, иу, АО, оа.
9. Выделение звука А в словах по предметным картинкам:
- хоровое проговаривание;
- отбор картинок на А игра «Четвертый лишний»;
- игра на развитие внимания с оставшимися картинками: «Чего не стало?», «Что изменилось?»
10. Закрепление употребления косвенных падежей сущ. ед. ч. – игра «Кто скажет дальше?»
На крышу поставили телевизионную …
Солдаты стреляют в …
Дети рисуют мелом на …
Мама варит варенье из …
11. Знакомство с буквой А:
А начало алфавита
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко
Ноги ставит широко.
рассматривание карточки, отыскивание буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, печатание буквы А на доске и в тетрадях.
12. Упражнение с разрезной азбукой – составление из букв по следам анализа слов: АУ, УА.
13. Итог. Какой звук изучали? Почему он гласный? Какие еще знаете гласные?
Занятие .
Тема: «Звонкие и глухие согласные».
Цели:
- закрепить правильное произношение и написание звонких и глухих согласных;
-развивать мелкую моторику, внимание.
Оборудование: таблички со слогами, словами и гласными буквами, игрушки.
Ход:
1. Оргмомент.
Садятся дети, которые произнесут гласные звуки.
2.-Ребята я расскажу вам сегодня сказку. В некотором царстве, в некотором государстве «Фонетике» жили, были звуки. Гласные и согласные. У некоторых согласных был звонкий голос, у остальных голоса не было, они издавали только шум. В этом царстве жила Фея, к которой и пришли согласные, чтобы она помогла им распределиться по парам. И тогда Фея сказала.
- Звонкие согласные, произнесите свое имя без голоса, шепотом, но так, чтобы вас всем хорошо было слышно. А вы, глухие прислушайтесь и узнайте, кого из вас вызывают в пару, - распорядилась Фея.
Звуки так и сделали. Вначале раздался шепот звонкого звука Б и все услышали его глухую пару – звук П. Затем без голоса произнес свое имя мягкий согласный ВЬ, и всем стало ясно, что его пара – мягкий звук ФЬ. Постепенно пар становилось больше и больше. Вот они уже все одиннадцать пар выстроились, взявшись за руки: Б-П, БЬ – ПЬ, В-Ф, ВЬ – ФЬ, Г-К, ГЬ-КЬ, Д-Т, ДЬ-ТЬ, Ж-Ш, З-С, ЗЬ-СЬ. С той поры и зовут их парными согласными по звонкости – глухости. И только навсегда остались без пары (ЛЛЬ, ММЬ, ННЬ, РРЬ, Й) и глухие ХХЬ, Ц, Ч, Щ).Увидела Фея , что больше ее помощь звукам не нужна, поднялась и улетела в свой замок.
3.Игра «Наоборот»
Дети встают вкруг. Логопед бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок, возвращая ему мяч , называет слог с глухим звуком(за- са, ба- па, ту-ду, го-ко, жа – ша).
4. На столе лежат таблички со слогами. Дети должны взять со стола табличку с теми слогами, которые они называли во время игры, и распределить их таким образом, чтобы в желтую коробочку попали слоги со звонкими звуками, а в черную – с глухими.
5. Игра «Колодец».
На доске вывешивается картинка с изображением колодца, по краям которого расположены разные буквы, например, (б.к,с.к, л.к) и др. В «колодец» опускаются поочередно ведра, на которых написаны гласные а, о, ы, у. Дети читают полученные слова, объясняют их значение и определяют гласные и согласные звуки (глухие, звонкие). Потом логопед просит вспомнить все слова, которые читали, и сложить их из букв разрезной азбуки. Подсчитывает, кто, сколько слов сложил.
6.Динамическая пауза.
7.Игра «Кто лучше читает?»
На одном краю стола логопед раскладывает игрушки и карточки, на которых написаны имена детей. При этом некоторые буквы пропущены: Во.а, Д.ма, .оня и тд. Каждый ребенок выбирает себе карточку, дописывает недостающую букву и читает имя. Затем он берет игрушку, садится на место. Используя разрезную кассу. Дети складывают и читают предложения типа: У Вовы кубик. У Димы шар.
Далее логопед предлагает назвать имена детей со звонкими и глухими звуками. Отмечаются дети, которые прочитали предложения без ошибок.
8. Итог. Логопед делает дифференцированную оценку работы каждого ребенка и поощряет наиболее активных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"
Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»
Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Ловкий грамотей»
Коммуникация (обучение грамоте)...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...