Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии
Развитие двигательной сферы у детей с ОНР
В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношению к детям с различными сложными речевыми расстройствами, при которых чаще всего встречаются различные патологии всей речевой системы, относящиеся к смысловой и звуковой стороне.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dvigatelnoy_sfery_u_detey_s_onr_1.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие двигательной сферы у детей с ОНР
В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношению к детям с различными сложными речевыми расстройствами, при которых чаще всего встречаются различные патологии всей речевой системы, относящиеся к смысловой и звуковой стороне.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев. Указывая на важность совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С. Выготский писал, что, «будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта».
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.
В дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении. У многих детей с недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, испытывают неуверенность в выполнении дозированных движений. Развитие двигательной сферы характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
В нашем МАДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: старшая и подготовительная к школе группы. С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
В течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта и др. На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим. Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:
1. Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети дошкольного возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
4. Объяснение правила игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
Игры с мячом.
Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
6. Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Логопеды их часто используют на своих занятиях.
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД ТЕМА: « Коррекция речи и двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи на логоритмических занятиях».
Выступление на педагогической конференции...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...
Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...
«ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» С каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложны...
"Технологии развития эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет...