Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР Тема: «На солнечной полянке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Насекомые" для детей старшей группы с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей 5 лет с ОНР

     Тема: «На солнечной полянке»

       

Подготовила: учитель-логопед Лавриненко Т.В.

Цель: развитие навыка употребления различных грамматических

категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнять и обобщать знания детей о насекомых;

 - закреплять в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

- совершенствование грамматического строя речи (формировать глагольный словарь и словарь признаков, навыки словообразования, согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного падежей единственного числа, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

 - развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

 - развивать фонематическое восприятие;

 - развивать навыки связной речи;

 - учить согласовывать речь с движениями;

 - развивать общую и мелкую моторики;

 - развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;

 - воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

 - формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Зеркала, салфетки, мяч, полянка, макеты цветов, насекомые, цветная бумага, клей, бабочки, предметные картинки с изображением насекомых, игра «Четвертый лишний», магнитная доска, музыка природы.

Ход занятия:

I Организационный этап

Логопед:

Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Летом  ярко светит солнышко. Рады яркому солнышку все: и люди, и птицы, и животные, насекомые. Назовите насекомых, каких вы знаете?

Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Сегодня мы приглашаем вас на такую солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями?

II Основной этап

(Дети шагают под музыку за логопедом.)

Итак, в путь!

Солнечным погожим днём. (Ходьба широким и мелким шагом)

 Мы на полянку все идём.

 Через кустики и кочки, (Ходьба с высоким подниманием коленей)

 Через ветки и пенёчки.

По тропинке побежим, (Лёгкий бег)

До полянки добежим.

Отдохнуть пора, дружок

Мы присядем на пенёк. (Садятся)

Логопед:

Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Вы хотите подружиться с насекомыми? Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться.

Давайте скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!».  Теперь мы стали крошками и можем подружиться с разными насекомыми.

Давайте подойдём поближе к полянке.

 - Ребята, какие насекомые живут на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы…).

А теперь давайте скажем полным ответом.

- Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу жуков).

 - Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара).

   Логопед: Давайте изобразим насекомых.

Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика

«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта

. • «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу,  по часовой и против часовой стрелки.

• «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

 • «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

Логопед: Вы хотите поиграть в игру?

Игра «Комары и жуки»

Дети делятся на две группы: первая изображают комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. (Смена звуковых сигналов повторяется 3- 4 раза).

Логопед: Комары и жуки устали нам нужно правильно подышать.

Дыхательная гимнастика

• «Комарик». Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

• «Жук». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Хорошо на полянке. Столько насекомых увидели. А каких насекомых можно увидеть у нас дома? (Тараканы, мухи…).

Логопед: Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете насекомых и умеете ли отличать от других животных.

Игра «Четвертый лишний»

Выставляются картинки.

Муха, муравей, голубь, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, щука.

Комар, пчела, бабочка, лиса и т.д.

Упражнения на координацию речи с движениями

 Логопед: Мы с вами находимся на солнечной полянке. И сейчас покажем, что насекомые делают на полянке.

Игра «Насекомые над полянкой»

- Жу-жу-жу, -жужжит пчела: - Я лечу издалека.

 (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.)

 - Зу-зу-зу, - комар пищит, укусить скорей спешит.

 (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперёд.)

 - Уф-уф-уф, - как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повёз.

(Ритмично притопывают ногами.)

 Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу, я любого разбужу».

 (Ритмично хлопают в ладоши.)

Лексико-грамматические упражнения, игры

Логопед: Молодцы! Насекомых изобразили. А знаете ли вы как они передвигаются?

  «Кто как передвигается?»

Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых:

-машут руками как крылышками (летает насекомое),

-перебирают пальчиками (ползает насекомое),

- прыгают (прыгает насекомое).

Гусеница ползает, а кузнечик... (прыгает).

Паук ползает, а стрекоза... (летает).

Муравей ползает, а бабочка...(порхает).

Комар летает, а червяк... (ползает).

Бабочка порхает, а муха... (летает).

Шмель летает, а муравей...(ползает).

Кузнечик прыгает, а оса... (летает).

Божья коровка летает, а клоп... (ползает).

Логопед: Молодцы! А что еще делают насекомые?

“Подбери слово” игра с мячом.

 Подбор глаголов к слову «насекомые» (летают, порхают, жужжат, вредят, кусают, жалят, надоедают, помогают, переносят, трудятся, вылезают, трудятся, засыпают, просыпаются и т.д.).

 “Подбери признакигра с мячом.

Подбор признаков, образование относительных прилагательных.

муравей (какой?) – трудолюбивый, сильный

муха (какая?) –  надоедливая, черная, маленькая

бабочка (какая?) – красивая, пестрая

комар (какой?) – маленький,

кузнечик (какой?) – большой, зеленый, длинноногий

" Назови ласково"

 (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе).

Логопед. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.

Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень... Молодцы!

Логопед: Давайте с вами выясним, насекомые приносят вред или пользу?

«Полезны или вредны»

Чем полезны насекомые?

    Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.

Чем насекомые вредны?

 Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

Логопед: Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!

Аппликация

Логопед: Ребята отгадайте загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Логопед: Посмотрите, к нам прилетели бабочки. Видимо они попали под дождик и у них стерлись пестрые узоры на крылышках. Давайте поможем им, украсим крылышки. Но прежде потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

А теперь приступим к заданию.

(Дети под музыку украшают крылышки бабочкам.)

Логопед: Какие красивые бабочки! Давайте покажем их гостям.

А теперь осторожно посадим их на полянку.

Влетает бабочка и угощает детей конфетами.

III Итог.

Логопед: Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? (дети отвечают).

Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем: «Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!».

 - Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, старательными. Мы подружились насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе. Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.

 На волшебной полянке сегодня побывали, её жителей узнали.

 В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по теме "Насекомые"

   Умение обмениваться информацией играет большую роль в общении человека. Усвоение получаемой информации зависит от ее понятности и доступности. Детям порой тяжело не только во...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме "Приключение Лунтика".

Данная НОД направлена на знакомство детей со звуком [Л], развитие фонематического восприятия, формирования правильного звукопроизношения и развитие связной речи....

Конспект логопедического занятия для детей средней группы по теме " Зимние забавы".

Конспект непосредственой образовательной деятельности  с детьми средней группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме " Зимние забавы"...

Конспект логопедического занятия для детей средней группы по теме " Зимние забавы".

Конспект непосредственой образовательной деятельности  с детьми средней группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме " Зимние забавы"...