Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы
методическая разработка (логопедия, старшая группа) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности- руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Для детей логопедической группы эта проблема стоит наиболее остро, поэтому в нашем детском саду разработана система по развитию мелкой моторики. Система развития мелкой моторики опирается на теоретические разработки М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой- Фоминой, А.Н.Корнева, И.Н.Садовниковой. Часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушения письма (дисграфии). Причиной дисграфии часто называют недоразвитие высших психических функций и устной речи, но некоторые авторы (И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев) говорят - о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики. Недостатки тонких движений пальцев рук отмечаются примерно у 70% детей. Они проявляются в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений. У многих детей отмечено проявление синкинезий (сопутствующие движения) противоположной руки, руки и артикуляционных органов, в сочетании с ногами. Как правило, если низкий уровень моторного развития, то в последующем и графомоторные навыки будут развиты слабо (расстройство почерка, пропуски букв, недописывание их элементов, низкий темп письма). Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева). Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И.П.Павлов, А.Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным. Для разработки системы мы поставили следующие задачи: -выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики; -развивать тактильную чувствительность рук детей; -сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; -сформировать элементарные графические навыки; -подготовить руку ребенка к письму. Для решения данных задач в своей работе мы использовали следующие средства: -использование физкультминуток (движения сочетаются с речью); -самомассаж кистей и пальцев рук; -пальчиковые упражнения с речевым сопровождением; -«театр в руке»- пальчиковый театр; -использование графических упражнений; -перебирание и сортировка круп, семян; -ниткопись; -шнуровки; -застегивание пуговиц, молний, крючков; -нанизывание бус, пуговиц, на леску; «сухой бассейн»- горох, фасоль; -игры с волчками; -игры с прищепками, пружинками; -хендгам и т.д. Эффективность данной работы прослеживается по результатам диагностики состояния ручной моторики: -Кинестетическая основа движений (сложить в кольцо большой и указательный пальцы, на правой руке, затем на левой; одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук): в начале учебного года 50% детей не могут выполнить пробы, в конце года- все дети выполняют. -Кинетическая основа движений (изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот; упражнение «игра на рояле»; проба «кулак- ребро- ладонь»): в начале года 90% детей не могут выполнить пробы, в конце года- 20% испытывают затруднения. -Навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека): в начале года трудности у 90% детей, в конце - у 20%. -Манипуляции с предметами (умение расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, вырезать фигуры):100% детей испытывают трудности в начале учебного года, 20%- в конце года. Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствовала: - развитию речи, воображения, фантазии, смекалки; - подготовке ребенка к последующему обучению в школе; - получению знаний о качестве и возможностях различных материалов; -повышению работоспособности коры головного мозга; -развитию у ребенка психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения; -снятию тревожности; - закреплению положительных эмоций. У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx65.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   СИСТЕМА РАБОТЫ

               ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ                                              

                                         ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ  

                           ТЕМА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

                                                                                          СОСТАВИТЕЛЬ: О.Н. МИХАЙЛОВА

                                                                                          УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МАДОУ №28

                                                                                    ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

           

                                                     БОРОВИЧИ     2011                     

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    

       В настоящее время у большинства  современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности- руки, это общая неготовность большинства современных детей  к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако  даже если речь ребенка  в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Для детей логопедической группы эта проблема стоит наиболее остро, поэтому в нашем детском саду разработана система по развитию мелкой моторики. Система развития мелкой моторики опирается на теоретические разработки М.М. Кольцовой, А.В. Антаковой- Фоминой, А.Н.Корнева, И.Н.Садовниковой. 

Часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушения письма (дисграфии). Причиной дисграфии  часто называют недоразвитие высших психических функций и устной речи, но некоторые авторы (И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев) говорят - о несформированности  пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики. Недостатки тонких движений пальцев рук отмечаются примерно у 70% детей. Они проявляются в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений. У многих детей отмечено проявление синкинезий (сопутствующие движения) противоположной руки, руки и артикуляционных органов, в сочетании с ногами. Как правило, если низкий уровень моторного развития, то  в последующем и графомоторные навыки будут развиты слабо (расстройство почерка, пропуски букв, недописывание их элементов, низкий темп письма).

       Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить   трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики.

Рядом исследователей доказано (М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева).

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И.П.Павлов, А.Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование  мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным.

Для разработки системы мы поставили следующие задачи:    

-выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

-развивать тактильную чувствительность рук детей;

-сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

-сформировать элементарные графические навыки;

-подготовить руку ребенка к письму.

Для решения данных задач в своей работе мы использовали следующие средства:

-использование физкультминуток (движения сочетаются с речью);

-самомассаж кистей и пальцев рук;

-пальчиковые упражнения с речевым сопровождением;

-«театр в руке»- пальчиковый театр;

-использование графических упражнений;

-перебирание и сортировка круп, семян;

-ниткопись;

-шнуровки;

-застегивание пуговиц, молний, крючков;

-нанизывание бус, пуговиц, на леску;

«сухой бассейн»- горох, фасоль;

-игры с волчками;

-игры с прищепками, пружинками;

-хендгам и т.д.

Эффективность данной работы прослеживается по результатам диагностики

состояния ручной моторики:

-Кинестетическая основа движений (сложить в кольцо большой и указательный пальцы, на правой руке, затем на левой; одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук): в начале учебного года 50% детей не могут выполнить пробы, в конце года- все дети выполняют.

-Кинетическая основа движений (изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот; упражнение «игра на рояле»; проба «кулак- ребро- ладонь»): в начале года 90% детей не могут выполнить пробы, в конце года- 20% испытывают затруднения.

-Навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека): в начале года трудности у 90% детей, в конце - у 20%.

-Манипуляции с предметами (умение расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, вырезать фигуры):100% детей испытывают трудности в начале учебного года, 20%- в конце года.

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствовала:

- развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

- подготовке ребенка к последующему обучению в школе;

- получению знаний о качестве и возможностях различных материалов;

-повышению работоспособности коры головного мозга;

-развитию у ребенка психических процессов: мышления, внимания,  

 памяти, воображения;

     -снятию тревожности;

- закреплению положительных эмоций.

У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.

 

       ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  КОНСУЛЬТАТИВНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ

                                    РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

                 Работа с родителями

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.

Проведение диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение диагностических данных. Затем вместе с воспитателями приглашаем на первое родительское собрание.

В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаем на открытое занятие.

 Использую и наглядные папки - передвижки, на темы:

первые шаги в освоении письма,

физические упражнения для развития детской руки,

виды пальчиковой гимнастики,

загадочные палочки,

 игры- шнуровки и т. д.

Их содержание посвящено ознакомлению родителей с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми, всевозможными рекомендациями, наглядным материалом.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей, предлагающего активное участие родителей в педагогическом процессе. "Детский сад - для семьи", "Семья - для детского сада" – такой девиз в нашей логопедической группе. По интересам родителей и волнующим нас вопросам формы разнообразные: консультации, беседы, семинары-практикумы, родительские собрания. Занятия предусматривают участие воспитателей, учителей, медиков, психологов, логопедов, физрука,  совместную работу с детьми, проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений. Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться, как неотъемлемая часть коррекционной педагогики.

                                                                    СЕНТЯБРЬ

     1 НЕДЕЛЯ

         2 НЕДЕЛЯ

       3 НЕДЕЛЯ

       4 НЕДЕЛЯ

 Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора данных о раннем речевом развитии детей.

Проведение родительского собрания на тему «ОНР: причины и основные направления коррекционно- логопедической работы».

 Индивидуальные беседы с родителями по результатам логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год; обсуждение организационных моментов работы; консультации по работе с индивидуальной тетрадью ребенка.

 Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций с родителями о необходимости:

  - выполнения артикуляционной гимнастики;

  - развития мелкой моторики; 

  -формирования навыков звукового анализа и синтеза;

  -автоматизации поставленных звуков;

  -развития лексико - грамматического строя речи;

  -профилактики дисграфии.

 Индивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики; ознакомление с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

Консультация «Пальчиковые игры и развитие речи - какая связь?»

                                                         

                                                                         ОКТЯБРЬ

Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа слов; знакомство с графическими обозначениями.

 Практикум

для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики у детей»

Индивидуальные практикумы по выполнению с детьми анализа предложений; знакомство с графическими обозначениями.

 Индивидуальные консультации- практикумы «Приемы выполнения домашних заданий логопеда»

  Советы по автоматизации поставленных звуков дома - индивидуальные беседы

                                                                            НОЯБРЬ

 Индивидуальные беседы «Первые успехи и трудности вашего малыша»

В кабинете логопеда «Внимательные ушки» - консультация по развитию фонематического слуха.

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«Как помочь ребенку овладеть навыками письма»

 Индивидуальные консультации о необходимости проведения медикаментозного лечения ребенка.

                                                                           ДЕКАБРЬ

Индивидуальные беседы о необходимости ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя- логопеда.

Беседы с родителями детей средней логопедической группы «Развитие мелкой моторики в быту»

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР»

Родительское собрание «Взаимосвязь в работе учителя- логопеда и родителей»

                                                                     ЯНВАРЬ

Практические рекомендации родителям «Тренируем руки - развиваем речь»

Консультация «Какие бывают нарушения речи у дошкольников»

Беседа с родителями «Ребенок у экрана»- в кругу семьи.

Советы для родителей, дети которых готовятся к школе.

 Посещение родителями групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий.

 Индивидуальные беседы- рекомендации  по профилактике дисграфии;  занятий дома по выполнению пальчиковой гимнастики.

                                                                       

                                                                             ФЕВРАЛЬ

Индивидуальные беседы о необходимости автоматизации поставленных звуков дома

Советы учителя- логопеда «Готовность к школе»

Развитие мелкой моторики и массаж пальцев с помощью хендгама.

                                        Посещение родителями  логопедических занятий

        Рекомендации родителям по развитию лексико - грамматического строя речи у детей.

                                                                        МАРТ

Консультация «Советы логопеда. Предупреждение недостатков речи»

Консультация для родителей младшей и средней групп (массовые) по развитию мелкой моторики «Игры с предметами домашнего обихода»

«Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка»- консультация.

 Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

  Индивидуальные беседы с родителями детей средней  группы (сбор анамнеза)

                                                                            АПРЕЛЬ

Консультация практикум «Коррекционно- оздоровительная работа с детьми»

 Анкетирование родителей.

Родительское собрание «Подводим важные итоги»

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости формирования положительной мотивации к школе.

                                    Участие в работе ПМПк

                                                                                  МАЙ

 Рекомендации родителям по проведению занятий с детьми в летний период.

 

   КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.)

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

 Очень колкие иголки.

 Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник".

4.Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

 К каждой клетке подходили

 И смотрели всех подряд:

 Медвежат, волчат, бобрят».

5. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

 И в каждую входят с проверкою: что там?

 Хватит ли меда всем нам до весны,

 Чтобы не снились голодные сны?".

6. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи».

 7.Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

8. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

9. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы".

 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

10. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

               ДЕТЯМ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  

                                МОТОРИКИ  НЕОБХОДИМО  ПРЕДЛАГАТЬ:

-РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МОЗАИК

-РАЗНООБРАЗНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ (ЖЕЛЕЗНЫЕ, ДЕРЕВЯННЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ)

-ПОРИСТЫЕ ГУБКИ,  РЕЗИНОВЫЕ МЯЧИ С  ШЕРШАВОЙ  

ПОВЕРХНОСТЬЮ

-ЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ НИТОК ДЛЯ ПЕРЕМАТЫВАНИЯ

 -СПИЧКИ С ОБРЕЗАННЫМИ ГОЛОВКАМИ

-НАБОР ВЕРЕВОЧЕР РАЗЛИЧНОЙ ТОЛЩИНЫ ДЛЯ ЗАВЯЗЫВАНИЯ И

РАЗВЯЗЫВАНИЯ УЗЛОВ

-ПАЛОЧКИ (ДЕРЕВЯННЫЕ, ПЛАСТМАССОВЫЕ) ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ УЗОРОВ ПО ОБРАЗЦУ

-СЕМЕНА, КРУПА

-БУСЫ, БИСЕР, ПУГОВИЦЫ

-ПЛАСТИЛИН

-БУМАГА ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ, СКЛАДЫВАНИЯ

-РАЗНООБРАЗНЫЙ ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

-РУЧКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, КАРАНДАШИ

-ЦВЕТНЫЕ НИТКИ, ФЛАНЕЛЕГРАФ (ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ УЗОРОВ)

                           Консультация для родителей

      «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  – КАКАЯ СВЯЗЬ?»                          «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ»

Педиатры и педагоги бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно  застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

                   «Сорока-белобока» и развитие речи – какая связь?

Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному  возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

                                    Упражнения на развитие мелкой моторики

Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки», «сороку – белобоку». Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальчики. Гимнастика для ручек состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке.  Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.

С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок забавляется ими. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под вашим неусыпным наблюдением!). Малышу можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является… разрывание бумаги! Дайте малышу побольше мягких листов бумаги и пусть рвет их себе в удовольствие! И не забывайте о массаже.

С года к этому  может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.

                                  Вот несколько подходящих упражнений:

1. колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.

 2. домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).

 3. цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.

 4. собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.

С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить малышу ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле – тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика  будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений.

У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.

                                  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

 «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР»

Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников. Одним из немаловажных аспектов развития речи у дошкольников с ОНР является развитие мелкой моторики  рук.

Цель практикума:

Знакомство родителей с приёмами и упражнениями,   направленными на развитие мелкой моторики, для использования в домашних условиях.

 Задачи:

 показать  различные виды упражнений для развития мелкой моторики.

 С родителями речевой  группы №7 в МАДОУ комбинированного вида № 28 «Дельфин» был проведён практический семинар. В начале практикума родителям рассказали о роли пальчиковых игр в развитии ребёнка. Затем было представлено множество игр, пособий и игрушек, находящихся в группе и кабинете логопеда, для развития мелкой моторики.

 Следующим этапом работы – было  знакомство с разновидностями пальчиковых игр:

 1. Игры со счётными палочками.

2. Выполнение фигурок из пальцев.

 3. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений.

 4. Игры с мячами.

5. Массаж (самомасссаж) с помощью пружинок.

6. Игры с прищепками.

7. Игры с резиночками.

 Совместно с родителями проиграли все разновидности пальчиковых игр.

 Родители – первые воспитатели ребенка. В своей работе я всегда хорошо помню эту истину. Мы работаем с родителями в одном русле. Все мероприятия для них мы организуем так, чтобы они были активными участниками. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей.

Консультация была организована следующим образом:

I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики (самодельные и фабричные игры и пособия)

Организация сообщений для родителей по темам:

– значение развития мелкой моторики

 – развитие мелкой моторики, как?

2. УЧАСТНИКИ:

Родители детей, посещающих группу № 7 (логопедическую)

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ:

Материалы представлены по следующим разделам

– пальчиковый театр;

 – шнуровки;

 – игры;

 – пирамидки и матрешки;

 – книги, пособия, картотеки;

 – волчки.

4. ПРОВЕДЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ:

СООБЩЕНИЕ № 1

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Родителям предложено подумать и совместно найти ответ на данный вопрос: “Для чего необходимо развивать мелкую моторику” (предполагаемые ответы заранее заготовлены и вывешиваются по мере называния на доску, заготовить несколько чистых листков)

Значение развития мелкой моторики:

Повышают тонус коры головного мозга.

Развивают речевые центры коры головного мозга.

Стимулируют развитие речи ребенка.

Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

Развивают чувство ритма и координацию движений.

Подготавливают руку к письму. Поднимают настроение ребенка.

СООБЩЕНИЕ № 2

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ.

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

                             ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                      ( С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ)

Тема: «Развитие мелкой моторики рук»

Цель:    Развитие мелкой моторики рук.

          Знакомство и овладение родителями приемами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей, для использования в домашних условиях.

Задачи:

     Показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики:

            1.  Массаж пальцев.

            2.  Развитие кистей рук, тренировка пальцев.

  3.  Повышение упругости ручной мускулатуры.

  4.  Развитие логического мышления.

  5.  Развитие внимания.

  6.  Ориентировка на листе бумаги.

               7.  Закрепление положительных эмоций.

              8.  Развитие фантазии.

Оборудование:

1.Резиновый мяч с шипами.

2.Пружинки.

3.Схемы и панно с канцелярскими кнопками, резинки.

4.Наборы бусинок и шнуровки.

5.Счетные палочки, фасоль, спички без головок, листы зеленого  

   картона.

Дети входят в группу:

 Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг.

 Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг.

 А теперь соседу справа мячик ты передавай,

 Друга называй по имени, утра доброго желай.- Передают мяч большим пальцем и мизинцем.

Ребята, что умеют делать ваши пальчики?

-перечисляют действия.

Давайте покажем какие пальчики умелые и ловкие.

Руки вытянуты вперед, левая – в кулачке, на правой загибают пальцы по-очереди и называют (большой, указательный, средний,…), на левой – из кулачка разгибают, называют.  Поочередно кулак-ладонь.

А сейчас мы все садимся в поезд и отправляемся в путешествие, каждый стол- «вагон»

Родители, сидящие в первом вагоне, и их дети

послушайте загадку: Листья пожелтели, поля опустели

                                        Птицы улетают, когда это бывает? (осенью)

Станция «Массажная»

А еще осенью дети идут в школу. Давайте подготовим ваши пальчики, чтобы они могли красиво писать в школе буквы. Упражнение с пружинками:

(Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)- родители помогают детям.

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Пружинки будем катать! (Одеваем пружинку на большой палец левой руки, выполняем движения в соответствии с текстом)

Вот нашли большой мы пальчик,

он попрыгает как зайчик!

 Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты пружиночка катись!

 Указательный поймаем,

и пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

 ты пружиночка катись!

Кольца любит безымянный.

 Покажись-ка, наш желанный!

 Вверх-вниз, вверх-вниз…..

 Вот наш пальчик маленький,

 Самый он удаленький!

 Вверх-вниз, вверх-вниз…

(аналогично на второй руке).

 Мы пружиночки снимаем,

свои пальчики считаем 1,2,3,4,5!

 Мы закончили играть.

 Пальчики свои встряхни,

и немного отдохни!

Упражнение с резинками, каждому ребенку схема, по ней он составляет букву на дощечке с канцелярскими кнопками - родители проверяют правильность выполнения.

Молодцы, ребята, я вижу, что вы уже готовы пойти в школу.

Родители и дети второго вагона слушают загадку:

                   Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

                   Радость детям подарила и на санках прокатила. (зима)

Станция «Собиральная»

Предлагаю пойти на прогулку (дети и родители выходят на ковер). Надо тепло одеться:

 Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко.

Мы наденем шубку, на руки перчатки.

В добрый путь ребятки - имитация одевания. Идем по тропинке, снежок скрипит: с-с-с-с, провалились в глубокий снег: ш-ш-ш-ш, опять выбрались на тропинку: с-с-с-с. Поиграем в снежки, отряхиваемся, идем на места.

А сейчас давайте поиграем. На выбор собирают бусы или шнуровку - под музыку.

Загадка для родителей и детей из третьего вагона:

                  Шагает красавица, легко земли касается,

                  Идет на поле, на реку и по снежку и по цветку. (весна)

Станция «Театральная»

Весной все оживает, просыпаются многие животные, насекомые, прилетают птицы.

Ребята, а вы знаете, что пальчики умеют изображать животных? Мы будем артистами необычного театра. Называется он «Театр в руке», то есть артистами будут наши ручки. Родители выполняют вместе с детьми, при необходимости им помогают.

Первый номер нашего выступления «гуси»: Ой, ребята, это гусь,

                                                                      я сама его боюсь.

«зайчики»: зайцы ушками играют: поднимают, опускают,

                    Их раздвинут и сожмут, и опять играть начнут.

«Улитка»,

«Козлята»: у козы рога, может забодать она.

«петушки»: петушки распетушились, а подраться не решились.

                     Если очень петушиться, можно перышек лишиться.

-Наши, наши петушки завивают гребешки.

«ежик»: вот свернулся еж в клубок, показал колючий бок.

«замок», «гусеница», «пчелки»- вылетают по очереди из ульев, кружатся, «собачка»: ушко, носик - вот и песик.

Молодцы, ребята, очень веселое получилось представление.

Путешествие продолжается.

Загадка: Солнце ярко светит, загорают дети,

                  Бабочки летают, когда это бывает?

Станция «строительная»

Детям и  родителям из 4 вагона раздаю листы картона зеленого цвета, счетные палочки, фасоль, горох.

В центре строим домик из палочек («бревна» надо перенести на место так, чтобы они не скользили по земле), первое »бревно» берем только мизинчиками рук, второе - безымянными и т. д.

В левом нижнем углу - цветок из фасоли.

В правом нижнем – грибок из фасоли

 В верхнем правом- солнце из горошин

В левом верхнем – елочку из спичек

-Что получилось?   - полянка

 А на полянке дом стоит.

Вот какой хороший дом, как мы славно заживем,

Будем песни распевать, веселиться и плясать.

Хвалю «домики», построенные детьми и родителями:

-Этот дом для Кати - у Кати много платьев.

-В этом доме Даша - солнышко ты наше.

-Домик для Богдана - гордость он для мамы.

Наше путешествие окончено. Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики могут многое: играть, делать массаж, изображать животных, показывать театр, строить домики. Играть с пальчиками можно с родителями и друзьями дома, в гостях, и на улице.

                                  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ            

                        РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В БЫТУ.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1.Снимать кожицу с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2.Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупки). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.

3.Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).

4.Лепить из теста печенье.

5.Открывать почтовый ящик ключом.

6.Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также раздеваться и разуваться. Часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7.Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (о том, кто их размотал лучше умолчать).

8.Начищать обувь специальной губкой.

9.Вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка).

10.Отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты… .

11.Помогать перебирать крупу.

12.Рвать, мять различные виды бумаги.

13.Собирать ягоды.

14.Вытирать пыль, ничего не пропуская.

15.Включать и выключать свет.

16.Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

17.Перелистывать страницы книги.

18.Затачивать карандаши точилкой. Стирать ластиком.

Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

                                     

                                              СОВЕТЫ   РОДИТЕЛЯМ

                           «ТРЕНИРУЕМ  РУКИ – РАЗВИВАЕМ  РЕЧЬ»

Игры с мячом известны с давних времен, они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Практически каждый ребенок знаком с ними с раннего возраста.

В настоящее время в продаже имеются мячи из различных материалов, любого размера и цвета. Игры с мячом не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени.

Мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике. Предлагаем вам, дорогие родители, некоторые виды игр с мячом, которые не только развивают моторику, но и направлены на развитие словарного запаса и  грамматического строя речи.

-«Маме мяч бросай и животных называй»

-«Папе мяч давай, четко фрукты называй»

-«Маме мяч отдай, транспорт быстро называй»

-«Животные и их детеныши»- человеческие дети знают всех зверей на свете (у тигра - тигренок, у льва- львенок ит.д.)

- Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!  Кто живет в дупле? Белка

                                                Кто живет в скворечнике? Скворец

                                                Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, сойки,…

-игра с мячом «Скажи ласково»

 Мячик маленький поймай, да словечко приласкай: стол- столик, ключ- ключик, голова- головушка и т.д.

- «Из чего сделано?» Мама, бросая мяч ребенку, говорит: »Вот предмет, а из чего его люди сделали?» - шуба из меха- меховая, стакан из стекла-стеклянный,….

-«Чья голова?»- У вороны голова- воронья, у кошки- кошачья,….

-игра «Лови да бросай, цвета называй»

     Что у нас какого цвета мы расскажем вам об этом.

      Желтый- цыпленок, солнце, репка,…

      Зеленый- огурец, трава, лес,…

      Голубой – колокольчик, небо, трава, ….

-«Один-много»

      Мы волшебники немного: был один, а станет много.

     Стол - столы, стул- стулья,….

-«Кто кем был?»

Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:

   Цыпленок - яйцом, хлеб - мукой, шкаф- доской, лошадь- жеребенком, корова- теленком, бабочка- гусеницей,

                                  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ          

«  Развитие мелкой моторики и массаж пальцев с помощью Handgam’а!»

Маленький ребенок.

 Как он познает мир? Каждый из нас когда-то был маленьким и  уже наверное забыл, как хотелось познавать мир через окружение. Как хотелось потрогать все новое и особенно кем-то запретное.

 Ребенок видит предмет, берет, он внимательно его изучает, трогает  ручками.  Потому что, пока формирование  речи восприятия мира идет через ощущение руки.

 Для развития памяти, внимания, мышления и речи необходимо развитие мелкой моторики.

 Мария Монтессори – детский психолог, создала школу для детей, филиалы которой существуют по всему миру.

 Мария Монтессори разработала программу развития мелкой моторики рук. Так как тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными процессами.

 Российский физиолог В.М. Бехтерев, в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.

 В настоящее время развитию мелкой моторики уделяют должное внимание педагоги,  воспитатели и производители детских игрушек.

Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Неразрывно оно связано и с процессом игры.

 Прилавки магазинов завалены развивающими игрушками, настольными играми и прочим. Неудивительно, что многие родители, особенно молодые, могут растеряться среди этого многообразия.

 Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребенок, тем чувствительнее подушечки пальцев.

 Итак, каким же игрушкам место на полке в детской?

 Во-первых, старайтесь покупать игрушки из разных материалов: пластмасса, плюш, резина, фетр, дерево.

 Во-вторых, обращайте внимание на различную фактуру: гладкие, шершавые, с выпуклостями и ямками.

 В-третьих, приобретайте игрушки небольших размеров: чем больше маленьких предметов попадает в ручки ребенку, тем более ловкими становятся пальцы. Однако следует помнить, что во избежание несчастных случаев слишком мелкие детали давать детям до 3 лет без присмотра взрослого ни в коем случае нельзя!

 При выборе игрушки необходимо обратить внимание на то, насколько удобно будет ребенку ее держать, не тяжелая ли она.

 В-четвертых, дарите ребенку игрушки, разнообразные по форме: мячи, кубики, конструкторы.

 И в-пятых, покупая игрушку, остановите свой выбор на той, что порадует вашего малыша. Одни совершенно равнодушны к конструкторам, а другие только ими и играют. Ведь развитие, в первую очередь, должно идти вместе с ребенком и его интересами.

Мелкая моторика и Хендгам

Хендгам – это игрушка, в которую и детям и взрослым интересно играть.

 Хэндгам – очень полезный предмет для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка и отличный антистрессовый  массажер для рук родителей!

 Все глубинные осознанные или неосознанные процессы, отражаются на положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев.

 Уровень развития речи у детей напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук.

 Развивать  руки необходимо в любом возрасте – как малышам, так и взрослым людям!

 Китайские ученые во II веке до новой эры знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека.

 Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Развивающие игры с хендгамом для детишек возрастной группы от 3 до 6 лет

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. С 3 до 6 лет у детей активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда: не поддаются малышам такие звуки, как [p], [p’], [л], [л’], [ш] и другие. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики. Общеизвестен тот факт, что она влияет на речь, в том числе и чистоту произношения.

 Для развития мелкой моторики полезны не только массаж и пальчиковая гимнастика, но и развивающие игры. Недавно в продаже появилась новая игрушка – хендгам.

 Внешне и по своим свойствам хендгам напоминает большую жевательную резинку или пластилин: он тянется, рвется, позволяет создавать самые невероятные формы, в то же время его можно бросать, как каучуковый мячик. Однако у хендгамов отсутствуют запах и вкус, они абсолютно безвредны и безопасны.

 Но, по сравнению со жвачкой и пластилином, этот материал имеет ряд преимуществ:

 - он более податливый и пластичный,

 - не прилипает к поверхностям,

 - не оставляет следы.

К тому же игры с хендгамом обладают цветотерапевтическим эффектом. Так, желтый стимулирует мозговую деятельность, помогает сконцентрироваться и поднимает настроение. Развивающие игры с хендгамом оранжевого цвета помогут снять напряжение и усталость, что особенно важно, если ребенок после садика посещает различные студии, секции, репетиторов. Красный цвет поможет стать увереннее в себе, фиолетовый настроит на творческий лад, синий успокоит, а зеленый снимет напряжение с глаз.

 Даже если просто мять хендгам, будет польза. Но мы предлагаем развивающие игры, которые помогут развить мелкую моторику и хватательную способность руки, подготовить руку ребенка к письму.

«Щелкунчик». Участники игры по очереди сжимают хендгам, чтобы он хлопнул как можно громче. Дело в том, что если его резко сжать, то раздастся хлопок (из игрушки выйдет скопившийся воздух).

 Это упражнение тренирует мышцы всей кисти и совершенствует ее хватательную способность. Постепенно задание можно усложнить, и сжимать хендгам какой-то одной рукой или только пальцами.

«Угадай-ка». Один из участников игры лепит что-нибудь из хендгама, а затем остальные участники отгадывают, что это. Угадавший получает балл. Очередность и продолжительность игры оговариваются самими участниками.

 Эта игра основывается на свойстве хендгама быстро терять свою форму в статичном состоянии, попросту говоря, растекаться; так что время на отгадывание фигуры ограничено, а это, в свою очередь, стимулирует мозговую деятельность.

«Перетяни-ка». Участники берутся за концы хендгама и тянут его. Побеждает игрок, перетянувший большую часть хендгама. Так как эта игрушка изготовлена из очень пластичного материала, тянуть можно очень и очень долго. Со временем задание также можно усложнить: тянуть хендгам, взявшись только подушечками пальцев, например.

 Это упражнение очень хорошо тренирует хватательную способность руки и развивает мелкую моторику.

Массаж

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

 Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца.

 С помощью Хендгама легко делать массаж рук и пальцев, что принесет вам радость и улучшит самочувствие.

Простые манипуляции с пальчиками и огромная польза!

Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.

 Стимуляция мыслительных функций и речи – это два.

 Веселое общение – это три.

 Handgum предназначен для развития мелкой моторики рук, он безопасен для работы с детьми.

 Используйте Handgum как массажер для рук, улучшайте кровообращение и повышайте настроение )

Выбирайте Ваш любимый цвет Handgum ‘а.

Полезно для родителей:

Зарядка для пальчиков

Мелкая моторика тесно влияет не только на речевое развитие, но также на память, мышление, внимание и наблюдательность. Развитие мелкой моторики неразрывно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения и глазных мышц. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и пальчиковую гимнастику с самого рождения малыша.

 Для новорожденного подойдут простые поглаживающие движения, которые прекрасно расслабляют кисть руки. Когда малыш разожмет ладошки можно массировать пальчики, осторожно продвигаясь к подушечкам. Комментируйте свои движения и следите за реакцией малыша – если кроха не в духе, то массаж пальцев лучше ненадолго отложить.

 Заниматься будет интереснее под рифмовки.

          КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АДАПТАЦИОННОЙ,

                                   МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП  

                            ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ      

            Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Уже с 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

Рисование карандашами (фломастерами, кистью);

Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

                     РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

                     ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 ВИДЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ:

  1. Игры с резиночками  - направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.
  2. Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, шестигранным карандашом - обеспечивают хорошую тренировку пальцев, оказывают тонизирующее действие
  3. Игры с разноцветными прищепками - стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой - либо предмет (стол, стул, елку, солнышко), что способствует развитию фантазии, воображения.
  4. Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
  5. Игры со спичками (без головок), палочками - выкладывают геометрические формы, цифры, буквы, изображения предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
  6. Различные мячи (резиновые, латексные, пластмассовые) с шершавой поверхностью прекрасно массажируют и развивают кисти рук, стимулируют кровообращение.
  7. Упражнения с волчками - ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.
  8. Различные мозаики + автоматизация поставленных звуков в непринужденной форме.
  9. Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Совершенствуется координация системы «глаз- рука».
  10. Игры- шнуровки Марии Монтессори. Развивается глазомер, внимание, сенсомоторная координация, пространственное ориентирование

происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает предпосылки для подготовки руки к письму и развития усидчивости.

  1. Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей интерес  и эмоциональный настрой.
  2. Конструирование и составление с помощью пальцев -  букв, слов   «пальчиковая азбука», предложений, стишков - помогает «оживить» предложение.

В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы. В группе используем и другие материалы для развития мелкой моторики:

  1. Бумага, бумажные полоски, которые можно сминать, сгибать, рвать на части. Этот способ увлекателен и доступен для детей среднего возраста. Ребенок не только узнает свойства различных видов бумаги, но и согласовывает свои действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки.
  2. Тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Ее можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Наматывание нитки на клубок.
  3. Шариковая ручка используется в подготовительной группе для чеканки - помогает научить ребенка соразмерять свои усилия, овладеть навыками легкого прикосновения карандаша к бумаге и скользить по ней.                                          
  4. Пластилин - массажирует и стимулирует точки на ладонях и пальцах.
  5. Рисование- занятие любимое детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, дорисовать вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается  много разнообразных раскрасок с интересными заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (сентябрь – ноябрь).

Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (декабрь - февраль).

Перспективный план содержит перечень названий занятий, пальчиковых игр, игровых ситуаций, их целей и задач....

Картотека упражнений развития мелкой моторики в старшей логопедической группе

картотека разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием по ФГОС в старшей логопедической группе. Предназначена для воспитателей, студентов, родителей, учителей-логопедов....

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию и развитию мелкой моторики у детей старшей группы «Путешествие в Мышкино»

выражает свои эмоции после прочтения русской народной сказки; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагого...

Перспективный план по развитию мелкой моторики в старшей логопедической группе ФФНР.

В данном планировании представлен материал по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой...