перелетные, зимующие птицы; дикие животные; деревья.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Ход занятия:
Входит весна.
Дети спрашивают:
- Кто ты?
- Я весна.
- А почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать, злые тучи закрыли солнышко, а я без его тепла и лучей не могу жить.
- Бедненькая ты наша.
- Дети, давайте поможем весне и разгоним тучки. Ой, а тучки не простые, они с заданиями. Тучки говорят, что сами уйдут и освободят солнышко, если вы выполните их задания.
- Выполним задание и освободим солнышко?
- Итак, первая тучка и первое задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedu_2.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Активизировать словарь детей.
Задачи:
Расширить словарь по лексическим темам: перелетные, зимующие птицы; дикие животные; деревья.
Закреплять навык детей в употреблении грамматических конструкций – Чей? Чья? Чьё?; умение составлять рассказ- описание по теме.
Воспитывать у детей любовь к живой природе.
Ход занятия:
Входит весна.
Дети спрашивают:
- Кто ты?
- Я весна.
- А почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать, злые тучи закрыли солнышко, а я без его тепла и лучей не могу жить.
- Бедненькая ты наша.
- Дети, давайте поможем весне и разгоним тучки. Ой, а тучки не простые, они с заданиями. Тучки говорят, что сами уйдут и освободят солнышко, если вы выполните их задания.
- Выполним задание и освободим солнышко?
- Итак, первая тучка и первое задание.
- «Чудо-дерево»
-Какие деревья вы знаете?
-Береза, елка, сосна и т.д.
-Что с деревьями происходит весной?
-Есть у меня чудо-дерево. Отгадайте, какие деревья здесь спрятались: дуб, рябина, береза. Елка.
-А какие листья, и с какого они дерева?
Кленовый лист – с клена; дубовый лист – с дуба; березовый лист – с березы.
-Я загадываю вам загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первый поднимет руку, будет отвечать:
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
Слышны трели соловья,
Это к нам пришла …
-Весна!
-Правильно! А скажите, как вы догадались, что загадка действительно о весне? Какие слова из загадки вам помогли?
-Лед разламывается
-Птицы возвращаются…
- А что за задание на второй тучке? Еще загадка! Слушайте!
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
Прилетит-плохи дела!
А паук кого боиться?
Угадали - это…
-Птица.
-Каждый из вас сейчас выберет себе картинку с изображением какой-нибудь птицы. Вспомним, как она кричит. Как ходит, ее повадки, какая это птица (перелетная, зимующая). Затем, изобразите ее нам, а мы будем ее отгадывать. С этим заданием мы справились.
-Посмотрите ребята, что это за птица?
-Скворец.
-Когда он прилетает?
-Давайте придумаем о нем рассказ. Мы вспомним, какой он, где живет, как он поет, какие у него особенности. А поможет нам составить рассказ вот эта схема. Каждый из вас составит по одному предложению к каждой картинке. А потом кто-то расскажет весь рассказ целиком.
Например: «Скворцы - перелетные птицы. Осенью они улетают на юг, а весной возвращаются обратно. Они селятся в домиках, которые называются скворечники, скворец очень хороший певец. Скоро скворчиха высидит птенцов, появятся маленькие скворчата».
-Перейдем к третьей тучке.
- О ком заботится лесник?
- Кто из вас знает, как называется человек, который ухаживает за лесом, за птицами и животными, которые в нем живут? (Лесник)
- Назовите тех животных, о которых заботится лесник (о лисах, о медведях…)
- Что он делает для животных весной?
- Перед вами лежат картинки животных. Выберите те, на которых изображены дикие животные, обитающие в лесу.
- Молодцы! Правильно выбрали. А теперь каждый из вас подберет слова признаки и слова действия к своим картинкам.
- Хорошо! А сейчас представьте, что вы дикие животные, вышли погулять на полянку. Был теплый день, звери радуются солнышку. И вдруг пошел сильный дождь, звери побежали к своим жилищам.
Посмотрите на картинки и ответьте:
«Кто где спрятался?»
- Где прячется волк?
- Где прячется лиса?
- Где прячется белка?
- Где прячется волк?
- Где прячется заяц?
- Где прячется ёж? (В корнях деревьев)
- Молодцы! Выполнили задания.
Динамическая пауза.
«СОЛНЫШКО». Представьте, что вы деревья. Деревья тянутся к солнышку каждой веточкой, каждым листочком. (Руки вверх, пальцы шевелятся).
«ВЕТЕРОК». Но вот подул ветерок, листочки шевелятся и раскачиваются. (Руки вверх, вправо и влево).
«ВЕТЕР УСИЛИЛСЯ». (Сильнее раскачиваться).
«ДОЖДЬ». (Стучим пальчиками по спине впереди стоящего ребенка).
«ПОЖАЛЕЕМ». (Погладить друг друга по спине).
«СОЛНЫШКО». Дождь закончился. Деревья сбросили лишнюю влагу (встряхнуть руками) и опять потянулись к солнышку.
Ребята, перед нами лежат карточки. Посмотрите на предметы, изображенные на них, и ответьте, что или кто лишний.
А еще проверим, какая у вас память. Посмотрите на картинку, запомните слова, которые скажу по отношению к ней. Потом дети вспоминают эти слова: Солнце-тепло, туча-пасмурно, проталина-подснежник, река-ледоход, медведь-берлога, волк-логово.
- Ребята, вот лежат карточки. На них изображены птицы и животные. Помогите мне разобраться, что забыл нарисовать художник.
- Чего нет у вороны?
- У вороны нет клюва и т.д.
- Чей это клюв?
- Вороний и т.д.
- Итог занятия.
Молодцы ребята, выполнили все задания. Теперь нет больше туч.
- Как будет светить солнышко?
- Что будет дальше происходить в природе?
- Чем хороша весна для леса и его обитателей?
- Посмотрите, ребята, как улыбается весна, как радуется она солнышку.
Давайте исполним для нее песенку.
Весна пришла
И тепло принесла.
На лужок пойдем,
Хоровод заведем.
Хлоп-хлоп,
Веселей!
Солнышко, жарче грей!
Хлоп-хлоп,
Веселей!
Не жалей своих лучей!
Светят лучи,
И бегут ручьи,
Звенит капель
В весенний день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал на тему "Перелетные,зимующие птицы"
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимую...
Игра "Четвертый лишний" перелетные, зимующие птицы
Игра "Четвертый лишний" перелетные, зимующие птицы...
Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .
Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....