Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.
статья по логопедии

Полянина Мария Владимировна

В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.        

        

        Все мы с вами знаем, что как только  начинается знакомство с ребенком, как только задаем ему первый вопрос,  мы уже понимаем состояние его связной речи. Небольшой диалог о его семье, его увлечениях и мы уже составили себе представление о том, какой у него словарный запас и над чем  в дальнейшем придется работать. Мы слушаем ребенка и сразу оцениваем все его лексико-грамматические категории, замечаем, есть в речи аграмматизмы или нет, слушаем насколько нарушено звукопроизношение. Но если у ребенка нет свяной речи, если, общаясь, мы получаем односложные ответы, если ребенок не совсем понимает обращенную к нему речь, то мы понимаем, что ему будет гораздо сложнее  адаптироваться и социализироваться в коллективе.

        На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период дошкольного детства. Именно в этом возрасте необходимо научить ребенка связно излагать свои мысли, сообщать, убеждать, доказывать.        Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.                                                                Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.                                                Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.                                     Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений,  это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.                        Понятие "связная речь" можно отнести как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.                        Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос. В соответствии с заданным вопросом строить ответ, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.                        Монологическая речь, как речь одного лица, требует развёрнутости, полноты и четкости. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.                                Работа над развитием связной речи должна проходить последовательно. На начальном этапе необходимо воспитать понимание связной речи, затем побуждаем к диалогу. Позже начанается длительный процесс над воспитанием монологической связной речи: работа над пересказом; работа над составлением рассказа-описания; работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; работа над самостоятельным рассказом.                Огромную помощь в развитии связной речи нам могут оказать специальные словесные игры и упражнения.                                                        Именно благодаря им у ребенка развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются предпосылки письменной речи и стимулируется речевая активность ребенка.        Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.                                На своих занятиях по развитию речи я использую:

 - Пособия Н.Э. Теремковой «Я учусь пересказывать», 4 части. В пособии представлены 7 рассказов, которые просты и доступны ребенку по содержанию. Рассказы предлагаются для пересказа по опорным картинкам.

 - Тексты цепной структуры С.А. Комиссаровой, 3,4 выпуск. К каждому тексту дается сюжетная картинка, а также вопросы и опорные схемы с предметными картинками для пересказа.

 - Игры на формирование умения выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Да - нет», «Чьи вещи?

 - Игры для развития умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Небылицы»

 - Игры для развития  умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Что кому нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

 - Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».

 - Кубики. Интересный способ развивать связную речь. Берем кубик-существительное, бросаем, называем: «Кто? Или что?». Далее кубик с изображением действий. Бросаем, складываем 2 кубика и уточняем у ребенка, бывает ли такое. Начинаем со словосочетаний из 2 кубиков: предмет+цвет, предмет+количество, фигура+цвет, предмет+действие, предмет+форма. Далее сочетаем 3 признака (3 кубика): предмет+количество+форма, предмет+цвет+форма. Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает, не бывает?»

 - Схемы для описательных рассказов и примерные планы ответов.

 - Сюжетные картины для пересказов

        А также я применяю и нетрадиционную форму работы с детьми – обучающую игровую интерактивную программу «Конструктор картинок».

        Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...