Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среды ДОУ
статья по логопедии по теме
Здоровьесберегающие технологии используемые на логопедических занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя-логопеда
в создании здоровьесберегающей среды ДОУ
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Явления в обществе способствовали изменению мотивации деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В настоящее время возникает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения, создания здоровьесберегающей среды. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс, зависит здоровье наших детей.
Роль учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста.
Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии – это, прежде всего, санитарно-гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей ребенка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания помещений, в которых находятся дети, и многое другое. Но в последнее время признана первостепенной задачей физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей.
К основным характеристикам этой здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения нужно отнести: морально-психологический климат, экологию и гигиену; рациональный режим жизни труда и отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушениями речи.
Логопедическое направление коррекционного воздействия педагогики является ведущим в нашем дошкольном образовательном учреждении. Логопед инициирует проведение медико-педагогических консилиумов, способствует логопедизации режимных моментов, активизирует обмен информацией, практическим опытом. Для создания здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях я использую следующие технологии: методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой, биоэнергопластика, сенсорно-координаторные тренажи В.Ф. Базарного, кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк и многое другое.
1. Кинезиолоические упражнения А.А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко» и др.
2. Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, заикание). Для более успешного восприятия материала был создан специальный комплекс упражнений – «Театр пальчиков и языка».
3. Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой. Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизартрическим компонентом.
К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.
В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи. Я считаю, что создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушениями речи. Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
Литература
1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. М., 2005
2. Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления дошкольников. М., 1999
3. Сиротюк А.А. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М., 2002
4. Ивановская С.Н. Здоровьесберегающие приемы работы с детьми к журналу Методист №7 2007
5. Щелкунова Н.И. Формирование культуры здоровья. №8 2008
6. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. 2-е изд. М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...
Создание здоровьесберегающей среды и роль педагога в использовании современных технологий
Создание здоровьесберегающей средыи роль педагога в использовании современных технологий...
« Роль семьи в создании здоровьесберегающей среды и воспитание у детей привычки к ЗОЖ »
Буклет с рекомендациями для родителей...
Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среду ДОУ.
Здоровые дети - это благополуие общества....
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Опытно-практический проект «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды» Автор:Афонина Р.М.
В помошь воспитателям...
Роль комнатных лекарственных растений в создании здоровьесберегающей среды
Лекарственными растениями называют те, которые имеют в составе своих органов биологически активные полезные для человека вещества.Комнатные цветы - это тоже часть природы и к ним надо бережно от...
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Создание здоровьесберегающей среды...