Практическое применение телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Считаю эффективным включение в процесс моей коррекционной работы с детьми предложенные элементы технологии телесно - ориентированного обучения детей, целью которого является изменение речевых дисфункций воспитанников с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybalko_yu.v._mdoau_no1.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое применение телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Рыбалко Юлия Викторовна, воспитатель группы компенсирующей направленности, МДОАУ №1, г. Новокубанск
Работая в группе компенсирующей направленности в течение шести лет, часто сталкиваюсь со следующими проблемами:
- недостаточное развитие зрительного и слухового восприятия у детей с ОВЗ;
- слабая моторика пальцев рук и кисти, нарушения координации движений, пространственной ориентировки.
- некоторые ребята не понимают инструкцию, быстро утомляются, другим трудно сосредоточиться на определенной деятельности, и, как следствие, они теряют интерес ней;
Поэтому считаю эффективным вводить в коррекционную работу с детьми с ОВЗ инновационные технологии, которые позволяют повысить качество образовательной деятельности и делают занятия с воспитанниками более интересными и продуктивными.
В процесс моей коррекционной работы с детьми были включены предложенные нашим учителем - логопедом элементы технологии телесно - ориентированного обучения детей, целью которого является изменение речевых дисфункций воспитанников с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Они включают в себя биоэнергопластику, использование су -джок массажеров в пальчиковой гимнастике, играх, упражнениях, графические диктанты, кинезиологические сказки и упражнения.
Эффективным в коррекции речевых нарушений является сочетание невербальных и вербальных методов. То есть сочетание методов телесной терапии и методов логопедии. Такое сочетание осуществляется посредством синхронизации речи с движениями тела - движением пальцев ведущей руки.
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
Биоэнергопластика - соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой .
Применение данного метода эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
- развивают мозолистое тело;
- повышают стрессоустойчивость;
- улучшают мыслительную деятельность;
- способствуют улучшению памяти и внимания;
- облегчают процесс чтения и письма;
- улучшают как настроение, так и самочувствие ребенка.
Это упражнения типа «Кулак - ребро - ладонь», «Зайчик - колечко - цепочка», «Дом - ёжик - замок», «Зайчик - коза - вилка» и др.
Су - джок - эффективный прием, который обеспечивает развитие познавательной, речевой, эмоционально - волевой сферы.
В результате использования Су-Джок терапии:
- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Упражнение "Обведи рисунок шариком по контуру" можно использовать в занятиях по рисованию. Ребёнок обводит контур изображения, и в результате зрительного и тактильного запоминания ему будет проще воспроизвести рисунок на листе бумаги уже кисточкой или карандашом.
Массажные шарики можно использовать в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения (включение чистоговорок, скороговорок с определенным звуком).
В своей работе я использую и массажные ковры : массаж стоп - прекрасная оздоравливающая процедура, а с добавлением стишков и чистоговорок, можно обыкновенную ходьбу по массажному ковру превратить в увлекательную игру.
Неоценима польза логоритмических упражнений и подвижных речевых игр, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Проводятся такие игры в нашей группе ежедневно, главной целью которых является обучение детей координации речи с движением. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей в коррекционной работе воспитателя компенсирующей группы.
Графические диктанты очень любят ребята моей группы. Стараюсь подбирать интересные рисунки, а не просто схемы, так как мотивацией является конечный результат работы и дети стремятся правильно выполнить задание.
Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Использование в моей работе методов и приемов телесно - ориентированной технологии служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые используются в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Содержание и организационные формы занятий с использованием телесно-ориентированных техник определяются этапом работы и психологическим настроем детей. Количество, порядок и содержание игр не являются фиксированными и могут меняться.
Таким образом, правильное и тесное взаимодействие с учителем - логопедом в по применению телесно - ориентированных методов в коррекционной работе с детьми позволяет достичь положительных результатов в коррекции речевых нарушений у воспитанников группы. Занятия стали разнообразнее, ребята быстрее и с интересом включаются в педагогический процесс, имеются положительные результаты в развитии психических и речевых функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...
Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....
Презентация "Использование приемов телесно – ориентированной терапии в работе с детьми раннего возраста"
Мой опыт работы по использованию приемов телесно – ориентированной терапии в работе с детьми раннего возраста...
Методичка для воспитателей на тему: «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеюще...
«Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»...
«Телесно-ориентированные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по соб...
Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно- ориентированное воспитание &ndash...