«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ . ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА.»
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме
Тема: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ . ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА.»
Задачи | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познание | ||||
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе. Закрепить в сознании детей представления о сезонных изменениях в природе. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Развивать воображение, творческое мышление. Активизировать внимание и память детей. Учить сравнивать , анализировать , устанавливать простейшие причинно – следственные связи , делать обобщение.
Расширять представления о злаках , их выращивании и употреблении. Знакомство с процессом выращивания хлеба – вспашка, удобрение, сев, снегозадержание , борьба с вредителями , жатва. Дать представление о многочисленной хлебной продукции. Воспитывать уважение к труженикам полей. | · Формирование целостной картины мира Тема : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?» Цели : Образовательные: Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Рассказать как на нашем столе появляется хлеб , какой длинный путь он проходит , прежде чем мы его съедим. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб Развивающие: Словообразование : хлеб – хлебороб, , трактор – тракторист, комбайн – комбайнёр … Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Активизация и обогащение словаря : земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, агроном , селекционер, страда, урожай. Развивать воображение и творческое мышление .Обучать составлению рассказу по картинке Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу , уважение к труду людей , работающих на земле, которые выращивают и изготавливают хлеб Воспитывать умение работать в подгруппе. | · Беседы : -«Осень. Что ты о ней знаешь?» - «Хлеб – всему голова» - Почему так говорят ? - «Культура поведения за столом» - «Интересные сведения о злаках» - «Что делают из муки?» · Рассказ воспитателя - Как хлеб попадает к нам на стол?» - О старинных названиях осенних месяцев · Рассматривание иллюстраций, картин с изображением труда хлебороб · - с изображением осенних пейзажей Дидактические игры : - «Сложи картинку» - «Да – нет» - « 4 времени года»
- Наблюдения за неживой природой - Наблюдение за ростом злаков на огороде ( в теч.. лета) - наблюдение за всходами пшеницы в помещении - Строительная игра «Комбайн»
- Путешествие в хлебную страну | Рассматривание - фотоиллюстраций с изображением хлебо – булочных изделий и всё по теме «Хлеб»
· Настольно – печатные игры - «Лото» - «Домино
- работа с календарём природы – отмечать состояние погоды | · Создание папки – передвижки - «Хлеб – всему голова!» - «Вот и осень к нам пришла» * Рекомендации - посетить хлебо – булочный отдел магазина с подробной беседой - Собрать коллекцию злаковых культур
- Наблюдение во время прогулок осенних примет в природе
- Помощь в организации выставок : - «Хлебобулочная продукция» - «Разнообразные крупы» - выставки картинок , изображающие с/х технику |
| · Формирование элементарных математических представлений Тема : «Что такое хлебозавод» Цели : - закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 - развивать навыки решения простейших арифметических задач и «записи» решения задачи с помощью карточек с числами из арифметического набора; - развивать логическое мышление; - развитие мелкой моторики руки, формировать графические навыки; - закреплять знание цифр и порядка следования числе в натуральном ряду.
· Конструирование из конструкторов типа «LEGO» или «SEVA» Тема : « Сельскохозяйственные машины» Цели : Учить детей собирать поделку по образцу , находить новые конструктивные решения. Учить анализировать форму образца для создания своей конструкции. Учить делать различные соединения деталей конструкторов. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; Развивать общую и мелкую моторику рук.
| И/У – «Опиши, я угадаю» Р/И – «Что лишнее?» · Исследовательская деятельность : - высадка семян пшеницы и наблюдение за ростом ( с зарисовками) - рассматривание и сравнение различных злаков - дегустация различных сортов хлеба - «Строение колоса» - «От зёрнышка до хлеба» - сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, по форме . вкусу. - Разгадывание кроссвордов - ребусов - головоломок - чтение скороговорок - Экологические сказки - Заучивание пословиц и поговорок - Составление описательных загадок
· Игры на развитие памяти - «Послушай, запомни, повтори» - «Что пропало?»
· Сенсорное воспитание - «Узнай по вкусу» - «Узнай на ощупь»
· Выставки : - Осенние поделки - Полезное питание
· ФЭМП : - И/У «Собираем урожай» ( прямой и обратный счёт в пределах 10) - И/У «От меньшего к большему» ( выкладывание по размеру» - И/У «Раньше – позже» ( выявление временных представлений)
· Работа с энциклопедией «Большая энциклопедия для дошкольника» ( изд-во ОЛМА – ПРЕСС)
· Экскурсия в магазин «ХЛЕБ» |
| *Фольклорный праздник «Слава хлебу на столе!»
|
Коммуникация
| ||||
Закрепить типы словообразования. Учить подбирать яркие эпитеты – прилагательные. Развивать навыки составления описательного рассказа с помощью схемы – алгоритма по теме «Осень» «Хлеб». Учить понимать образный смысл загадок , составлять и отгадывать их.
| · Развитие речи Тема : «Осенние прогулки» Цели : Связная речь : продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос , строя предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей. Формировать навыки пересказа текста. Развитие словаря : Учить образовывать однокоренные слова. Знакомить с несклоняемыми существительными (пальто)Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.. Учить понимать образный смысл загадок. Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи : - Закреплять правильное произношение звука «Л»; учить выделять звук «Л» в начале , середине и конце слова. Уметь выкладывать схему слова. Составлять с заданным словом предложение и схему к нему. | · Беседы - с использованием личного опыта детей («осенние месяцы», «Приметы осени») - «О тех , кто растит хлеб» - «Золотая осень» - «Хлеб – то один из главных продуктов питания» · Свободное общение - «Что такое фрукты?» - «Овощи. Какие они?» - «Какая польза от овощей и фруктов?» - «Как заготавливают фрукты и овощи на зиму?»
· Рассматривание картины И.Мошковской «Снедь московская. Хлебы.» · Беседа по картине «Комбайнёр» ( из серии «Кем быть?») - Карточки для чтения «Злаки», «Хлебные изделия» - карточки по связной речи «Колосок»
- Составление рассказа об осени с опорой на план | · Творческие задания : - «Что будет, если…» - «Хорошо , плохо» - «Хлеб – это…»
- пантомимы , изображающие «Рост злаков», «Поднимающееся тесто», «Процесс приготовления хлеба» | · Совместное обновление рубрики/ стенда Для родителей : «Каждую крошку – в ладошку»
· Подготовка выставки поделок ) совместных родителей с детьми) - Аппликация из осенних листьев
- Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе, об осени |
Социализация | ||||
Воспитывать заботливое и бережное отношение к хлебу. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. |
| · Создание предметно – развивающей среды и совместно изготовление атрибутов для с/р игр : - «Магазин «Хлебобулочный отдел» ( спец. одежда, весы, муляжи х/б изделий, касса, чеки, деньги, сумки, гирьки …) - «Повар» ( плита игрушечная, игрушечная кухня, посуда , муляжи фруктов и овощей , спец. одежда и т.д.) - «Фермер» - Составление алгоритмов к сюжетно – ролевым играм с помощью модели
· Экскурсия в магазин «Хлеб» · Игра «Экускурсия в картинную галерею» | · Сюжетно – ролевые игры : - «Магазин» - «Семья. Собираемся на осеннюю прогулку» - «Мы – хлеборобы»
· Лепка атрибутов для с/р игр из солёного теста -«Булочная» , «Продукты» , «Кондитерская» и т.д. |
|
Художественное творчество | ||||
Учить видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета. Развивать творческую фантазию , умение видеть прекрасное. Расширять представление об оражении осени в произведениях искусства ( поэтического , изобразительного , музыкального). | · Рисование Тема : «Золотая осень» Цели : - Знакомить детей с картинами русских художников , изображающих золотую осень - Учить подмечать особенности изображения осени в картине, а также определять , какие выразительные средства использовал художник для передачи этих особенностей. - Учить детей нетрадиционным методам рисования ( приемы влажного тонирования бумаги акварелью, а также отпечатывания засушенных листьев клена , дуба, березы , раскрашенных краской) - Развивать чувство композиции. - Развивать общую и мелкую моторику. · Рисование Тема : «Урожай» Цели : Учить детей изображать фигуры людей , машины. - Совершенствовать навыки работы пастелью и цветными карандашами. - Развивать чувство композиции : учить гармонично размещать рисунок на бумаге - Развивать общую и мелкую моторику. · Аппликация ( флористика и дизайн) Тема : «букет из засушенных листьев, цветов, колосьев» Цели : - Учить детей создавать композиции из растительных форм - Воспитывать эстетическое восприятие действительности , учить видеть красоту в любом растении - Развивать чувство композиции - Учить основам дизайнерского искусства при создании рамок для картины - Развивать общую и мелкую моторику. · Лепка ( на пластине) Тема : « Хлебное поле» Цели : - Развивать навыки разминания пластилина и размазывания его по пластине - Учить выполнению рисунка на пластине с помощью стеки, заостренного карандаша , отпечатков различных предметов - Развивать навыки работы с пластилином - Совершенствовать навыки работы с пластилином - развивать общую и мелкую моторику | · Рассматривание натюрмортов и репродукций картин - И.Левитан «Золотая осень» «Вечерний звон» И.С.Остроухов «Золотая осень» - И.Машков «Снедь московская. Хлебы» - И.И.Шишкин «Рожь» - Г.Г.»Мясоедов «жатва» - М.К. Клодт «Жатва» - «Пироги» - А.А.Пластов «Ужин для трактористов» - «В деревне»
· Рассказ воспитателя о художниках
· ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : · Ручной труд : - папье – маше «Ваза для осеннего букта»
· Коллективная аппликация - «Литья на березе золотом горят…» · Рисование - «Золотая осень» - «Лес точно терем расписной …» по стих. И.Бунина - «Баранки» - «Колосья в вазе» · Лепка атрибутов для игры в магазин из солёного теста | · Продуктивная деятельность : - рисование, лепка, аппликация с использованием шишек, листьев, плодов деревьев , бросового материала.
| - Выставка «осенний вернисаж» ( работы совместно родителей с детьми)
- Конкурс рисунков «осень в деревне» |
Музыка | ||||
Приобщать детей к искусству. Учить слушать музыкальные произведения , воспевающие природу. Воспитывать художетсвенно – эстетический вкус. Развивать самостоятельность в поисках способов передачи в движениях музыкальных образов. | Планирование занятий по плану музыкального руководителя
· Слушание музыкальных произведений - ( П.И.Чайковский «Времена года. Осень.»)
· Пение -«Осенняя песенка» (Т.Бокова) - «Осень – славная пора» ( муз. Кишко) - «Что нам осень принесла?» ( муз. Тиличеевой) - «Булочки» - «Пирожки» | - Драматизация сказки «Колосок».
|
- музыкально дидактические игры : - «Дождик» - игра на музыкальных инструментах |
Осенний утренник «Осень золотая в гости к нам пришла!»
- изготовление костюмов для театрализации |
Здоровье | ||||
Дать представление детям о том , что хлеб – это один из самых главных продуктов питания. Повторить правила поведения в приоде. |
| · Беседы : - «О здоровье в осенний период» - «Культура приёма пищи» - «Хлеб – это один из главных продуктов питания» - «Как питаться , чтобы быть здоровым»
- Составление памятки поведения в природе ( с зарисовками) |
|
Информационно – наглядная агитация в приёмной : папки – передвижки, статьи в родительском уголке и т.д. - Экскурсия в парк, лес. |
Безопасность | ||||
Закреплять знания о безопасном поведении в природе. |
| · Беседы и ситуативные разговоры с детьми : - «Как защитить природу на земле» - Рассматривание книг, видео, презентаций - Игра – «Опасно – безопасно» - Д/И «Хорошо – плохо»
|
- |
|
Труд | ||||
Воспитывать уважение к людям , выращивающим хлеб. Учить пользоваться выносным оборудованием для трудовой деятельности ( веники, грабли, вёдра, носилки, лопаты, рыхлители, лейки) | · Коллективный труд Тема : « Булочки из сдобного теста» Цели : - Учить делать булочки различной формы из сдобного теста - Учить украшать своё изделие - Учить готовить по рецепту - Формировать навыки коллективного труда - Формировать организаторские способности - Воспитывать желание оказать помощь - Воспитывать чувство ответственности за коллективный результат работы | - приведение в порядок земельной площади огорода после сбора урожая (выдёргивание сорняков , перекапывание земли) · Ручной труд : - Лепка атрибутов для сюжетно – ролевых игр - Папье – маше «Муляжи х/б изделий»
- изготовление книжечек «Осень» , «Хлеб» - карточки для штриховки по теме - пазлы «Хлеб» «Осень»
- Знакомство с профессией хлебороба
- Изготовление книжки – малышки «Откуда хлеб пришёл?!
· Исследовательская деятельность : - просеивание муки - приготовление теста - выпечка печения - приготовление сандвичей - резка хлеба |
Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой
| - Собрать гербарий «Дары осени» |
Чтение художественной литературы | ||||
Развивать художественное восприятие и эстетический вкус , развивать литературную речь | · Чтение стихотворения Ю.В. Ждановской «Нива» Цели : - Познакомить детей со стихами русских поэтов XIX века Ф.С.Шкулёва и Ю.В.Ждановской. - Воспитывать на стихотворном материале любовь к Родине , уважение к труду хлеборобов. - Развивать интонационную выразительность , силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения
| · Чтение : - А.Майков «осень» - В.А.Сухомлинский «Кого ждала рябина?», «Улетают лебеди» , «Осенний наряд», «Как начинается осень?» , «Осенние дожди», «осенний клен», «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» - М.Пришвин «Лисичкин хлеб» - М.Глинская «Хлеб» - у.н. сказка «Колосок» - б.н.сказка «Лёгкий хлеб» - И.Некрасов «Нива» - А.Твардовский «Рожь, рожь» · Рассказывание: - - А.Митяев «Мешок овсянки» - К.Ушинский «Четыре желания» - В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок» - Г.Е.Сычева «Осень» - Л.Воронова «На дальнем поле» - Г.Юрмин «Комбайнер» - Ю.Ванаг «Хлеборобы» · Заучивание - Г.Е.Сычева «Осень» - С.А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» · Пересказ рассказа - Я.Тайц «Всё здесь»
- обсуждение пословиц и поговорок о хлебе, об осени | · Работа в книжном уголке рассматривание иллюстраций, фотографий,дидактических альбомов, наборов открыток по теме.
- Создание условий для чтения стихов и скороговорок , загадывания загадок , пословиц и поговорок. |
|
Физическая культура | ||||
Развивать выносливость , силу, ловкость, совершенствовать навыки различных видов ходьбы, бега, прыжков в ходе прогулок , экск3урсий. |
| · Пальчиковая гимнастика : - «Булочки»
· Подвижные игры : - «Путешествие хлебного комочка»
· Малоподвижная игра -«Каравай»
- И/У « Осень, осень…»
· Физкультурный досуг - «Едем в поле» Эстафета
- «Кто быстрее соберёт урожай» (колоски пшеницы, ржи, овса, початки кукурузы) · Спортивная игра - «Будут сушки, будут булки»
| Самостоятельные подвижные игры детей ( по желанию)
Рассматривание иллюстрированной картотеки по теме. | · Физкультурный досуг «Едем в поле»
· Пешеходный маршрут к ржаному (пшеничному) полю
· Оформление фотовыставки по заданному маршруту на поля в выходные дни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Праздник-развлечение осени. "Хлеб - всему голова!"
праздние "Хлеб -всему голова"...
Проект "Шедевры мировой живописи детям" Конспект занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».
Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с тр...
Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...
Конспект ОД "Золотые слова - хлеб всему голова"
Цель: Расширение представления детей о выращивании и уборке урожая в старину и в настоящее время хлеба.Задачи: - формировать представления детей о последовательности выращивания хлебных зла...