Конспект ОД "Золотые слова - хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Елена Васильевна Недбайло

Цель: Расширение представления детей о выращивании и уборке урожая в старину и в настоящее время хлеба.

Задачи:

 -  формировать представления детей о последовательности выращивания хлебных злаков, о процессе изготовления хлеба; формировать навыки исследовательской деятельности;

 -развивать познавательный интерес  о национальных традициях русского народа;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

 Тема: «Золотые слова – хлеб всему голова»

Цель: Расширение представления детей о выращивании и уборке урожая в старину и в настоящее время хлеба.

Задачи:

 -  формировать представления детей о последовательности выращивания хлебных злаков, о процессе изготовления хлеба; формировать навыки исследовательской деятельности;

 -развивать познавательный интерес  о национальных традициях русского народа;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.

Оборудование: русская народная музыка, Т.С.О.(слайды), колоски пшеницы, тарелочки, мука, рушник, каравай.

Ход ОД.

Организационный момент: ( под русскую народную музыку дети входят в зал, воспитатель встречает их).

-Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех! Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! У нас с вами хорошее настроение!

Вопросы к детям:

 -Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц идет? А вы знаете, что народные приметы помогают определить по зиме наступающее лето, будущий урожай. Как, вы, думаете, много снега  у нас выпало зимой? (ответы детей).  В народе говорят: «Много снега – много хлеба». Значит, будет у нас на полях богатый урожай!

Загадка:

-Отгадайте загадку: «Вырос в поле  дом, полон дом зерном.

                                         Стены позолочены, ставни заколочены

                                         Ходит дом ходуном на стебле золотом» (колос)

- Да, это колос пшеницы. Молодцы! А вот еще отгадайте:

                                           «Золотист он и  усат

                                             В ста карманах – сто ребят».

-Что это за ребята в карманах?

Исследовательская деятельность:

-Подойдите к столу, возьмите по колоску и посмотрите. Что это? (зерно). Давайте мы с вами как бы « обмолотим» зерно, колосок покатаем между ладонями.

- Раньше, в старину, молотьба зерна считалась одним из самых тяжелых этапов труда. Люди брали молотило или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно высвободить (показываю слайд).

- А теперь расскажите, какие у вас зернышки, маленькие или большие? (маленькие.) А какие они по форме? (овальные.)   Какие они по цвету? (желтоватые, золотистые)  А кто знает из вас, ребята, где зерно обмолачивали раньше, а где сейчас?  ( на мельнице.)

Физ. минутка:

А я знаю интересную русскую народную игру «Мельница». Хотите поиграть?  В круг вставайте, ребятишки. Все вставайте в ровный круг. Повторяйте вместе со мной слова и выполняйте движения.

                   « Мели, мели, мельница, жерновочки вертятся.

                       Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!

                       Покручу, поверчу, что-то я получу!»

 Дид. игра «Какая?»

-Что мы получили? (муку) (показываю муку). Потрогайте и рассмотрите её. Какая она? (белая, пушистая, рассыпчатая) «Мука пушистая для хлеба душистого». А что ваши мамы и бабушки пекут из муки? (ответы детей)

Беседа. Смысл пословиц.        

                                   «Хлеб ржаной, батоны, булки

                                       Не добудешь на прогулке

                                       Люди хлеб в полях лелеют

                                      Сил для хлеба не жалеют».

- Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

 Да, дети, нужно много приложить труда, чтобы вырастить хлеб.

-Для того, чтобы посеять семена, что люди с землей делают? (ответы детей). Пашут землю тракторами, боронят, а потом сеют сеялками.(показываю слайд)

-Как вы думаете, в старину также было? В старину, на Руси пахали сохой или плугом, говорили «Где пашет сошка, там и хлеба крошка».

-Сеяли зерно руками из лукошка, (показываю слайд) брали семена и разбрасывали на пашне. « Кто сеет и веет, тот не обеднеет» гласит народная пословица.

-Как убирали  хлеб раньше, знаете? (ответы детей) Хлеб жали серпом. (показываю слайд)

-А сейчас, как убирают хлеб с полей? (ответы детей). Хлеб в настоящее время убирают с полей комбайнами. Комбайн сразу выполняет несколько операций – срезает пшеницу, собирает колосья, молотит, очищает зерно, высыпает его в машину.

-Дети, а как называют людей, которые выращивают и убирают хлеб? (хлеборобы). Видите, ребята, сколько нужно приложить труда, чтобы вырастить хлеб! Поэтому как нужно относиться  к хлебу? ( бережно)

Правила. (дети вспоминают правила)

-Из старины до наших дней дошли такие правила:

-Не бери больше хлеба, чем можешь съесть!

-Не кроши хлеб за столом!

-Никогда не выбрасывай хлеб!

-Вы, ребята, соблюдаете эти правила? Молодцы!

Обычаи, традиции.

- Дети, поскольку хлеб был и есть кормильцем русского народа, главным его лакомством на столе, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, поговорок и пословиц не счесть. Кто из вас желает рассказать что-то про хлеб? (ответы детей)

-В старину без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Раньше говорили:

«Хлеба -  ни куска - стол  доска»

«Будет хлеб – будет и обед».

-Как вы думаете, дети, почему  так говорили?( ответы детей)

-Круглый хлеб из ржаной муки называли ковригой, а сдобный пшеничный хлеб – караваем. Каравай пекли в особо торжественных случаях. На пример на свадьбу. И этот обычай дошел до наших дней. Он считался и считается символом счастья, достатка и изобилия. Каравай вносили и вносят на рушнике – расшитом полотенце (показываю слайд)

-По старинному русскому обычаю встречали дорогих гостей с хлебом, с  солью, что означало проявить уважение и почет гостью.

-Караваем сначала угощали гостей и только потом ели сами.

-Разделить хлеб -  считалось признать человека другом. Вы мои друзья! Я вам спекла каравай!

                   «Вот он хлебушко душистый,

                      С хрупкой корочкой витой,

                     Вот он теплый, золотистый

                      Словно солнцем налитой!»

-Ребята, а какими словами можно сказать еще про каравай, какой он? ( мягкий, белый, вкусный)

Итог занятия. Рефлексия

- Дети, интересно вам было сегодня? Что нового вы узнали сегодня про хлеб? Я очень рада, что вы знаете пословицы, стихи, песни про  хлеб, бережете хлеб. Вот, вам, мой каравай! В группе отведаем хлеб-соль по-старинному. Угощайтесь, да здоровья набирайтесь!

           

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Хлеб- всему голова"

Занятие систематизирует знания детей о хлебе , способе его выращивания,воспитывает уважение к труду взрослых.В процессе занятия решаются и коррекционные задачи, используются здоровьесберегающие технол...

Конспект тематического досуга «Хлеб- всему голова» для детей старшего возраста.

Конспект тематического досуга "Хлеб - всему голова" для детей старшего возраста. Познавательно-игровая деятельность....

Конспект интегрированного занятия Хлеб - всему голова в подготовительной группе.

Конспект интегрированного занятия "Хлеб - всему голова" в подготовительной группе....

Конспект интегрированного занятия Хлеб - всему голова в подготовительной группе.

Конспект интегрированного занятия "Хлеб - всему голова" в подготовительной группе....

Проект "Шедевры мировой живописи детям" Конспект занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».

Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с тр...