Конспект ОД "Золотые слова - хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель: Расширение представления детей о выращивании и уборке урожая в старину и в настоящее время хлеба.
Задачи:
- формировать представления детей о последовательности выращивания хлебных злаков, о процессе изготовления хлеба; формировать навыки исследовательской деятельности;
-развивать познавательный интерес о национальных традициях русского народа;
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Тема: «Золотые слова – хлеб всему голова»
Цель: Расширение представления детей о выращивании и уборке урожая в старину и в настоящее время хлеба.
Задачи:
- формировать представления детей о последовательности выращивания хлебных злаков, о процессе изготовления хлеба; формировать навыки исследовательской деятельности;
-развивать познавательный интерес о национальных традициях русского народа;
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
Оборудование: русская народная музыка, Т.С.О.(слайды), колоски пшеницы, тарелочки, мука, рушник, каравай.
Ход ОД.
Организационный момент: ( под русскую народную музыку дети входят в зал, воспитатель встречает их).
-Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех! Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! У нас с вами хорошее настроение!
Вопросы к детям:
-Ребята, какое сейчас время года? А какой месяц идет? А вы знаете, что народные приметы помогают определить по зиме наступающее лето, будущий урожай. Как, вы, думаете, много снега у нас выпало зимой? (ответы детей). В народе говорят: «Много снега – много хлеба». Значит, будет у нас на полях богатый урожай!
Загадка:
-Отгадайте загадку: «Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены
Ходит дом ходуном на стебле золотом» (колос)
- Да, это колос пшеницы. Молодцы! А вот еще отгадайте:
«Золотист он и усат
В ста карманах – сто ребят».
-Что это за ребята в карманах?
Исследовательская деятельность:
-Подойдите к столу, возьмите по колоску и посмотрите. Что это? (зерно). Давайте мы с вами как бы « обмолотим» зерно, колосок покатаем между ладонями.
- Раньше, в старину, молотьба зерна считалась одним из самых тяжелых этапов труда. Люди брали молотило или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно высвободить (показываю слайд).
- А теперь расскажите, какие у вас зернышки, маленькие или большие? (маленькие.) А какие они по форме? (овальные.) Какие они по цвету? (желтоватые, золотистые) А кто знает из вас, ребята, где зерно обмолачивали раньше, а где сейчас? ( на мельнице.)
Физ. минутка:
А я знаю интересную русскую народную игру «Мельница». Хотите поиграть? В круг вставайте, ребятишки. Все вставайте в ровный круг. Повторяйте вместе со мной слова и выполняйте движения.
« Мели, мели, мельница, жерновочки вертятся.
Мели, мели, засыпай и в мешочки набивай!
Покручу, поверчу, что-то я получу!»
Дид. игра «Какая?»
-Что мы получили? (муку) (показываю муку). Потрогайте и рассмотрите её. Какая она? (белая, пушистая, рассыпчатая) «Мука пушистая для хлеба душистого». А что ваши мамы и бабушки пекут из муки? (ответы детей)
Беседа. Смысл пословиц.
«Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют».
- Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Да, дети, нужно много приложить труда, чтобы вырастить хлеб.
-Для того, чтобы посеять семена, что люди с землей делают? (ответы детей). Пашут землю тракторами, боронят, а потом сеют сеялками.(показываю слайд)
-Как вы думаете, в старину также было? В старину, на Руси пахали сохой или плугом, говорили «Где пашет сошка, там и хлеба крошка».
-Сеяли зерно руками из лукошка, (показываю слайд) брали семена и разбрасывали на пашне. « Кто сеет и веет, тот не обеднеет» гласит народная пословица.
-Как убирали хлеб раньше, знаете? (ответы детей) Хлеб жали серпом. (показываю слайд)
-А сейчас, как убирают хлеб с полей? (ответы детей). Хлеб в настоящее время убирают с полей комбайнами. Комбайн сразу выполняет несколько операций – срезает пшеницу, собирает колосья, молотит, очищает зерно, высыпает его в машину.
-Дети, а как называют людей, которые выращивают и убирают хлеб? (хлеборобы). Видите, ребята, сколько нужно приложить труда, чтобы вырастить хлеб! Поэтому как нужно относиться к хлебу? ( бережно)
Правила. (дети вспоминают правила)
-Из старины до наших дней дошли такие правила:
-Не бери больше хлеба, чем можешь съесть!
-Не кроши хлеб за столом!
-Никогда не выбрасывай хлеб!
-Вы, ребята, соблюдаете эти правила? Молодцы!
Обычаи, традиции.
- Дети, поскольку хлеб был и есть кормильцем русского народа, главным его лакомством на столе, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, поговорок и пословиц не счесть. Кто из вас желает рассказать что-то про хлеб? (ответы детей)
-В старину без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Раньше говорили:
«Хлеба - ни куска - стол доска»
«Будет хлеб – будет и обед».
-Как вы думаете, дети, почему так говорили?( ответы детей)
-Круглый хлеб из ржаной муки называли ковригой, а сдобный пшеничный хлеб – караваем. Каравай пекли в особо торжественных случаях. На пример на свадьбу. И этот обычай дошел до наших дней. Он считался и считается символом счастья, достатка и изобилия. Каравай вносили и вносят на рушнике – расшитом полотенце (показываю слайд)
-По старинному русскому обычаю встречали дорогих гостей с хлебом, с солью, что означало проявить уважение и почет гостью.
-Караваем сначала угощали гостей и только потом ели сами.
-Разделить хлеб - считалось признать человека другом. Вы мои друзья! Я вам спекла каравай!
«Вот он хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой!»
-Ребята, а какими словами можно сказать еще про каравай, какой он? ( мягкий, белый, вкусный)
Итог занятия. Рефлексия
- Дети, интересно вам было сегодня? Что нового вы узнали сегодня про хлеб? Я очень рада, что вы знаете пословицы, стихи, песни про хлеб, бережете хлеб. Вот, вам, мой каравай! В группе отведаем хлеб-соль по-старинному. Угощайтесь, да здоровья набирайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной деятельности "Хлеб всему голова"
как испечь хлеб...
конспект интегрированного занятия "Хлеб- всему голова"
Занятие систематизирует знания детей о хлебе , способе его выращивания,воспитывает уважение к труду взрослых.В процессе занятия решаются и коррекционные задачи, используются здоровьесберегающие технол...
Конспект тематического досуга «Хлеб- всему голова» для детей старшего возраста.
Конспект тематического досуга "Хлеб - всему голова" для детей старшего возраста. Познавательно-игровая деятельность....
Конспект интегрированного занятия Хлеб - всему голова в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия "Хлеб - всему голова" в подготовительной группе....
Конспект интегрированного занятия Хлеб - всему голова в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия "Хлеб - всему голова" в подготовительной группе....
Проект "Шедевры мировой живописи детям" Конспект занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».
Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с тр...