Использование приемов самомассажа.
статья по логопедии по теме
Процедура самомассажа проводится в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priyomov_samomassazha.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов самомассажа.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью.
Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом. Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о приёмах самомассажа
Самомассаж –это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
В практике логопедической работы использование приёмов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться после утренней гимнастики, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедические занятия, при этом они могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Длительность одного сеанса самомасссажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс может быть включено лишь несколько из предлагаемых приёмов. Причем они могут варьироваться в течении дня.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лёжа.
Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Дети выполняют прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), но если ребенок, учитывая специфику интеллектуальной недостаточности, не доступны правильные движения, то логопед помогает (совместное действие), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, который в своей основе имеет моторную природу.
Процедура самомасссажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме:
массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Приёмы самомассажа
Мышц головы и шеи
- « Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть медленными, одновременными, поглаживающими.
- « Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней
вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.
Мышц лица
- «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
- « Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
- « Рисуем ёлочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направленно несколько по диагонали.
- « Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
- « Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
- « Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
- « Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3 -5 секунд.
- « Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
- « Весёлый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
- « Грустный клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
- « Клювик». Движения указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
- « Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
- «Расческа». Поглаживание губ зубами.
- « Молоточек». Постукивание губ зубами.
- Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
- Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
- « Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
- « Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы, к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
- « Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
- « Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
- « Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
- «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
- «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
- «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Мышц языка
1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами¸ а затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
2. « Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлепывая его губами, при этом слышится звук « пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
3. « Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. « Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.
5. « Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движения жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.
Ушных раковин
- «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
- « Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 – 5 раз.
- « Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 – 3 секунды.
Занимаясь с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют.
Желаем успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, д...
Мастер-класс. Презентация "Использование приемов самомассажа в логопедической работе"
Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя....
КОНСПЕКТ занятия с использованием приемов самомассажа, разминки после сна ( средняя группа) НА ТЕМУ: Прогулка в лес
КОНСПЕКТзанятия с использованием приемов самомассажа,разминки после сна ( средняя группа) НА ТЕМУ: Прогулка в лес...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Использование приемов самомассажа в коррекционно- логопедической работе с детьми....
Использование приемов самомассажа
Консультация для родителей...
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффект...
Памятка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ"
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов а...