Использование приемов самомассажа в логопедической практике
картотека по логопедии

Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффективное средство для стимуляции кинестетики и нормализации мышечного тонуса. Таким средством в работе по коррекции речевых недостатков является самомассаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов самомассажа

в логопедической практике

        Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях образовательного учреждения. Самомассаж также может быть включён в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.  Длительность одного сеанса самомассажа может составлять 5-10 минут.  Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Комплексы для проведения самомассажа

1.  Ладошка – это солнышко,

  А пальчики – лучи.

  Поёт о солнце скворушка.

  Кричат о нём грачи.

2.   Солнышко   милое,

Поделись своей силою!

Просыпайтесь лучики.

Согревайтесь рученьки.

3.   Пальцы – лучики проснулись.

      Наклонились, потянулись.

     Быстро встали на зарядку.

     Рассчитались по порядку.

4.   Солнышко проснулось.

     Лобика коснулось.

    Лучиками провело.

      И погладило, и погладило.

5.   Солнышко проснулось.

      К щечкам прикоснулось.

     Лучиками провело.

     И погладило, и погладило.

6.   Солнце личико согрело.

      Потеплело, потеплело.

     Наши ручки потянулись.

     Наши губки улыбнулись.

7.  Если солнце пригревает,

     В небе ласточка летает.

     Стало сухо и тепло –

     Значит, лето к нам пришло.

8. Если дождь стучит по крышам.

    То сильней, то тише, тише.

    Землю всю листва укрыла –

    Значит, осень наступила.

9.  Если вьюга и пурга

     Намели вокруг снега

    И закутали дома –

    Значит, к нам пришла зима.

  1. Если дождь стучит по крышам

То сильней, то тише.

Землю всю листва укрыла –

Значит, осень наступила.

  1. Осень в гости к нам пришла,

Краски яркие взяла,

Стала желтою трава,

Разноцветною – листва.

  1. Осень в гости к нам пришла,

Сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят…

Осень любит листопад!

  1. Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

  1. Осень в гости к нам пришла.

Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг,

вам пора лететь на юг!»

  1. Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

Собирай-ка урожай.

  1. Смотрят дети из окна:

По дорожке ледяной

В гости к ним идет зима

В белой шубке меховой.

2.   Белая метелица

По дорогам стелется.

Закружилась над землей.

Затянуло небо мглой.

3.   За снежинками снежинки

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

4.   На ветвях развесил иней

Ночью Дедушка Мороз

Он сегодня очень сильный –

Щиплет щеки, лоб и нос.

5.   Побежим домой скорей.

Не догонит нас Мороз!

Рукавичкой посильней

Разотрем мы щеки, нос.

6.   Завтра снова будем мчаться

На коньках и на санях.

И на лыжах с гор кататься –

Ведь зима у нас в гостях.

1.   Мы весну встречаем

С первыми лучами.

Они весело бегут.

Звонко песенку поют.

2.   Первые капели

В полдень  зазвенели.

Стал мороз весною слаб.

Снегу жарко: кап, кап, кап.

3.   Шлёпаем по лужам

После зимней стужи.

Каждый год весной потом.

Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.

4.   Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распушились

На осине и ольхе.

5.   Обогрела всех весна.

Пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной  проснулись.

Птицы с юга к нам вернулись.

6.   Землю солнышко согрело.

И трава зазеленела.

День весенний стал длиннее.

Небо ярче и синее.

1.   Лето, лето, лето!

Летом много света.

Солнце светит ярко.

Стало очень жарко.

2.   Лето, лето, лето!

Теплый дождик, где ты?

Погуляем под дождем

И, быть может, подрастем.

3.   В теплый солнечный денек

Прилетел к нам ветерок.

Стал волною он играть.

Нашу лодочку качать.

4.   Подари нам, лето,

Солнечного света,

Теплую погоду,

Дальние походы.

5.   Лето, лето, лето!

Солнышком согреты

И деревья, и кусты,

И душистые цветы.

КОМПЛЕКС    1

Поглаживать  левую ладонь пальцами правой руки.Поочередно поглаживать пальцы. Направление движений (НД) – от кончиков пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец опустить («клюв открыт»).

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочередно растирать пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы. НД -  от кончиков пальцев к основанию.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу. НД – от середины лба к верхней части ушей.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам. НД -  от носа к средней части ушей.

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.

Постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

КОМПЛЕКС  2

Постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Зигзагообразные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Пощипывающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

КОМПЛЕКС  3

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Легкие постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Пощипывающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Растирающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

КОМПЛЕКС  4

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Похлопывающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Зигзагообразные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Спиралевидные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

КОМПЛЕКС  5

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Волнообразные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Зигзагообразные движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Поглаживающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

                                                                                                   

КОМПЛЕКС  6

Самомассаж мышц головы, шеи и лица

        Длительность самомассажа может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

  1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

  1. «Наденем шапочку».  Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке мышц лица.

  1. «Рисуем дорожки».  Движение пальцев от середины лба к вискам.

  1. «Рисуем яблочки».  Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

  1. «Рисуем елочки».  Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

  1. «Пальцевой душ лба».  Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

  1. «Рисуем брови».  Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

  1. «Наденем очки».  Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

  1. «Глазки спят».  Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5 с.

  1.  «Нарисуем усы».  Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

  1.  «Веселый клоун».  Движение указательными  и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

  1.  «Грустный клоун».   Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

  1.  «Клювик».  Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

  1. «Погладим подбородок».  Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

  1.  «Расческа».  Поглаживание губ зубами.

  1.  «Молоточек».  Постукивание губ зубами.

  1.  «Всасывание».  Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

  1.  «Пожевывание».   Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

  1.  «Пальцевой душ губ».  Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

  1. «Нарисуем три дорожки».  Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

  1.  «Нарисуем кружочки».   Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

  1.  «Погреем щечки».  Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

  1.  «Паровозики».  Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

  1.   «Пальцевой душ щек».  Набрать воздух под  щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

  1.  «Испечем блинчики».  Похлопать ладошками по щекам.

  1.  «Умыли личико».  Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.                                                                                                           

КОМПЛЕКС 7

Самомассаж ушных раковин

        Длительность самомассажа для детей может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

  1. «Погрели ушки».  Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

  1. «Потянули за ушки».  Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.

  1.  «Послушаем тишину».  Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 с.

                                                                                                                             КОМПЛЕКС 8

Самомассаж мышц языка

        Длительность самомассажа для детей может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раза.

  1. «Поглаживание языка губами».  Просунуть язык  как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

  1. «Пошлепывание языка губами».  Просовывая  язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

  1. «Поглаживание языка зубами».  Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

  1. «Покусывание языка зубами».   Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад в полость рта.

Литература

  1. Карелина    И.Б.     Новые    направления    в    коррекции    минимальных
    дизартрических расстройств //Дефектология. - №1. - 2000 г.
  2. Лалаева Р.Н., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. -
    С.-П.:Союз, 1999 г.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
    дошкольников. - С.-П.: издательство РГГТУ им. Герцена, издательство
    Союз, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.        Самомассаж является средством, д...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Использование приемов самомассажа в коррекционно- логопедической работе с детьми....

Памятка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов а...

Использование приёмов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы са...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж —это массаж,выполняемый самимребенком, страдающим речевой патологией....