Логопедический режим дня ДОУ
методическая разработка по логопедии по теме
Статья о взаимодействии всех специалистов детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_rezhim_dou.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический режим ДОУ как условие
эффективной коррекции речи детей
Работа по коррекции рече вых нарушений и формиро ванию правильной речи до школьников, выполняющей в полном объеме коммуника тивную функцию, не может ограничиваться рамками ло гопедического кабинета. Она эффективна только при усло вии закрепления умений, по лученных детьми на логопе дических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, спе циалистами ДОУ, младшими воспитателями и родителя ми. Центральная фигура еди ного коррекционного процес са — ребенок.
Для создания единого ре чевого пространства в детском саду необходим «Единый ло гопедический режим» — стро го очерченный круг требова ний к общей речевой культу ре, устной речи детей и взрослых. Выполнение речево го режима способствует эффективности коррекционной работы, пре дотвращает возникновение некоторых речевых недостат ков.
Перечислим основные тре бования логопедического ре жима.
• Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, вос питателя, помощника вос питателя, всех членов педа гогического коллектива должна быть образцом для дошкольника.
• Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребенка в кон кретный период, познако мить с ними сотрудников группы должен учитель-ло гопед.
• Всем педагогам необходимо добиваться от детей пра вильного произношения новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только, руководству ясь рекомендациями учите ля-логопеда.
• Каждый педагог обязан все гда и везде обязательно исправлять ошибки в речи де тей, но делать это нужно спокойно. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению рече вых недостатков конкретно го ребенка. На занятиях, на против, стоит фиксировать внимание на ошибках, пред лагать детям найти ошибку и исправить ее.
• В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты ДОУ.
• Необходимо следить, чтобы ребенок аккуратно, без про пусков посещал занятия. Нео боснованные пропуски заня тий прерывают коррекцию, и зачастую приходится на чинать работу сначала.
• В присутствии ребенка ни когда не следует высказы вать сомнений по поводу ре альности исправления его речи. Всегда нужно вну шать веру в успех.
• От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед.
• Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять.
• Воспитателю, музыкально му руководителю, педагогу-психологу, родителям необ ходимо обязательно посещать индивидуальные и группо вые логопедические занятия, консультироваться с учите лем-логопедом по вопросам исправления речи детей.
• Речь дошкольников долж на быть литературно пра вильной, без вульгаризмов.
Нужно следить, чтобы ре бенок говорил по правилам орфоэпии.
• На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развернутые ответы. Нужно помогать детям офор млять собственные высказы вания, задавая точные воп росы, побуждать дошколь ников к речи.
Кратко охарактеризуем ос новные требования к деятель ности всех специалистов детс кого сада, принимающих уча стие в коррекции речи детей.
- Старший воспитатель (мето дист) детского сада компенси рующего вида составля ет годовой план работы ДОУ. В нем отражаются дошколь ная образовательная програм ма и парциальные коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с возрастом. Организует и проводит педсоветы; руководит деятельностью ПМПк ДОУ; разрабатывает обязательную до кументацию и контролирует ведение ее в группе и соблюде ние охранительного режима; в соответствии с требованиями СанПиН; анализирует посещение индивидуальных и групповых занятий; следит за соблюдением единого речевого режима; помогает оснащению логопедических кабинетов развивающими играми; игрушками, методической литературой; отвечает за повыше ние квалификации педагогов.
Воспитатель, являясь первым помощником учителя-логопеда в коррекционной рабо те, должен иметь высшее или среднее педагогическое образование и обязательно пройти курсовую подготовку по осно вам теории и практики логопе дии, обладать абсолютно пра вильной речью и уметь «слы шать» дефекты речи у детей. Осуществляя закрепление зна ний, полученных детьми на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, зна комится с характером речевого дефекта каждого ребенка и его речевыми возможностями с це лью поэтапной коррекционной работы. Предусматривает закрепление логопедических заданий в процессе выполне- ния всех режимных моментов (например, обучает накапли ванию количественного и ка чественного словарного запа са, тренирует отдельные грамматические конструкции во время прогулок, коллективных и индивидуальных игр). При планировании речевых задач на занятиях образова тельного стандарта включает в конспект дидактические игры, использует рекомендации и практический матери ал Г.С. Швайко, Г.А. Тумано вой, В.И. Селиверстова и д-р
Музыкальный руководи тель в период с 1 по 15 сен тября проводит изучение вос питанников с нарушениями речи, выявляя возможности каждого ребенка по следую щим параметрам:
— слушание музыки (ус тойчивость внимания детей, их заинтересованность);
— певческие навыки (про тяжность пения, соблюдение дыхания между фразами);
— движение под музыку (бодро, легко, свободно);
— выразительность исполне ния танцевальных движений;
— правильность передачи мелодии.
Руководствуясь результата ми обследования, отмечает на личие или отсутствие навыка; навык в стадии формирова ния; стойкость (нестойкость) навыка. Затем выделяет груп пу детей, нуждающихся в ин дивидуальных занятиях по коррекции общей моторики, координации движений, чув ства музыкального ритма и слуха, составляет график работы с ними и неуклонно ему следует. На каждого ребенка заполняет протокол обследования музыкального развития ребенка и составляет карту ин дивидуальной работы с ним на каждый период коррекционного обучения.
Педагог-психолог, занимаясь развитием высших психических функций дошкольни ков, должен следовать календарно-тематическому плану учителя-логопеда и воспитате ля. Для занятий он подбира ет лексический материал из изучаемых в данное время обобщающих понятий, исполь зует те же лексико-грамматические конструкции, что и на занятиях по программе обра зовательного стандарта и ло гопедических занятиях.
Младший воспитатель груп пы должен соблюдать требова ния единого логопедического режима. Оказывать необходи мую помощь, становясь непо средственным участником кор рекционной работы. На первых этапах пребывания детей в группе он «оречевляет» все ре жимные моменты. Для этого совместно с учителем-логопе дом подбирает и использует художественную литературу для воздействия на чувства ре бенка, развитие его восприим чивости к слову. Например, формируя санитарно-гигиени ческие навыки, учит правиль но держать расческу, читая при этом потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Чтобы дети после сна не забыли заправить постели, можно прочитать отрывок из стихотворения Е. Благининой:
Я, как мама, не люблю
в доме беспорядка.
Одеяло расстелю ровненько
и гладко.
При возвращении с прогул ки обратить внимание на ков рик у порога:
Видишь, коврик у порога,
Он постелен неспроста,
Будет в группе чистота.
Помощь младшего воспита теля необходима во вторую по ловину дня, когда закрепляют ся в индивидуальном порядке задания логопеда. В это время он проводит час самокоррек ции, давая детям задания на развитие графомоторных уме ний, упражнения на воспита ние сенсорных качеств, логи ческого мышления. Для этого в группе должно быть доста точное количество индивиду альных конвертов с задания ми. Один ребенок занимается с воспитателем, а остальные выполняют задания по штри ховке, обводке, собирают пазл-мозаику, подбирают предметы по цветовому фону.
Взаимосвязь в работе всех педагогов группы компенсиру ющего назначения позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки: автомати зировать звуки, формировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накап ливать словарный запас и по могать развитию связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим дня во всех возрастных группах по ФГТ, режим работы ДОУ 10,5 часов, согласно СаН Пин
Режим дня во всех возрастных группах по ФГТ, режим работы ДОУ 10,5 часов, согласно СаН Пин...
Единый логопедический режим в ДОУ и МОУ (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Памятка для воспитателей и учителей, в которой обговариваются требования к речи воспитанников, посещающих занятия логопеда в ДОУ и ОУ...
Конспект подгруппового логопедического занятия про преодолению заикания с детьми 6 – 7 лет. Режим молчания.
Конспект подгруппового логопедического занятия про преодолению заикания с детьми 6 – 7 лет. Режим молчания.Лексическая тема: «Прогулка по осеннему лесу». Логопедическая тема: «Осень». Цель: ...
Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?». Режим дня. Это важно или нет?
Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?».Режим дня. Это важно или нет? Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным.Чтобы ребенок рос здоровым, у...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Н.Толстого «Гуси-лебеди». Режим молчания.
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Толстого «Гуси лебеди». Режим м...
Режим организации жизни детей в ОП"Детский сад "Светлячок " комбинированного вида" на холодный период в подготовительной логопедической группе на 2021-2022 учебный год
Режим организации...
Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»
Консультация для воспитателей«Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»...