Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данное занятие на тему "Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи" является комплексным-итоговым для детей подготовительной к школе группы компенсирующего вида и направлено на закрепление ранее изученного материала. Структура и самоанализ занятия соответствуют новым стандартам и ФГТ образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie.doc | 56 КБ |
samoanaliz_zanyatiya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
Детский сад “Росинка” пгт. Пионерский
Конспект итогового логопедического занятия
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
на тему: ”Путешествие в страну Грамотной и Красивой
речи”
Составитель: Учитель-логопед
Мусинова Л.Ю.
высшая кв. категория
2011-2012 уч. год
ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:
- Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам
грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”.
- Интеграция образовательных областей “Коммуникация”, “Познание,“Здоровье,“Социализация”.
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область “Коммуникация”
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения;
- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Образовательная область “Познание”
- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Образовательная область “Здоровье”
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (игровой массаж “Мячик”, динамическая пауза “Беги к камню”, релаксация “Улыбка”)
- Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Образовательная область “Социализация”
- Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и приемы: - Наглядный (пособия, картинки); - Словесный (совместная речевая деятельность); - Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: мячики, письмо, магнитофон, домик, дорожка, дерево, камни, мольберт, столы, шкатулка, модели звуков, карточки с картинками и схемами слогов, предложений, карандаши, ручки, мяч, буквы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов, знакомство с элементами массажа.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, В.Базарного “Здоровъесберегающие технологии”, М.Монтессори “Зона ближайшего развития”.
Место проведения: - логопедическая группа Количество детей: - 12 человек
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент:
Психогимнастика “Улыбка”
Логопед: - Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы
будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.
Логопед: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Давайте настроим себя на работу.
Пальчиковое упражнение “Мы спокойны”
“Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Все, что учили на занятиях”
II. Введение в тему занятия:
Логопед: - Ребята, что это за звук? - Кто это к нам стучится? (входит почтальон Печкин и вносит письмо)
Печкин: - Здравствуйте детки, это подготовительная группа? (Ответы детей)
Тогда вам письмо. Получите.
Логопед: - Спасибо, а от кого? (Почтальон уже ушел)
Логопед: - Ну, если нам принесли, давайте читать
“Здравствуйте, ребятки!” Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные детки и достойны, побывать в моей стране, стране Красивой и Грамотной речи. Я приглашаю Вас, но путь туда весьма долог и опасен. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, ведь вы смелые, дружные и умные детки. Ну, я Вас жду. До встречи, Царица Знаний.”
Логопед: - Ну, что, путешествовать любите, тогда в путь!
- Первое задание уже ждет нас.
III. Закрепление ранее изученного:
Первая остановка - деревня “Звуковая” (перед детьми панорама деревни - дом, дерево с фруктами, дорожка по которой ползет гусеница, камни красного, синего, зеленого цвета)
Задание №1: - “Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуках”
Логопед: - Назовите неречевые звуки, которые окружают нас. (Ответы детей)
- Назовите речевые звуки, которые мы произносим.
- Назовите первый и последний звук в слове “платок”.
- Сколько звуков в слове “кот”.
- Назовите гласный звук в слове “мак”.
- Назовите все звуки в слове “соль”.
-Сколько звуков “к” в слове “курочка”.
- Выберите на дереве фрукты со звуком “ль”.
Динамическая пауза: - Упражнение “Найди звук”
Логопед:- Ребята, Царица Знаний превратила эти камни (модули) в разные цвета, которые обозначают цветовую модель звуков. Сейчас я буду называть много звуков, а вы бегите к тому камню, который обозначает модель того или иного звука.
Вторая станция - город “Школа” (перед детьми на столах лежат буквы, карточки, карандаши)
Логопед: - Ребята, а зачем нужно ходить в школу? (Ответы детей)
Не успели мы выполнить одно задание, нам уже приготовили другое. Потренируем свой ум, сообразительность.
- Ребята, обратите внимание на каждом столе есть буквы, это заглавная буква вашего имени, находите свою букву и усаживайтесь на свое место.
Задание №2:
Логопед: - Ребята, перед вами карточки с изображением картинок и схемой слогового состава слова.
- Назовите картинку и соедините со схемой, которая подходит к вашему слову.
- Сколько слогов в слове “каша”, “дом”, “машина”, “кукла”, “Царица”.
- Какое слово зашифровано в слогах “га-кни”, ка-руч”, “збу-а-ка”.
- Назовите только второй слог в слове “шко- ла”.
- Назовите второе слово в предложении “Мы учимся читать”.
Логопед: - Ребята, перед вами карточки с изображением картинок и схемой предложения.
- Рассмотрите картинку и схему предложения. Составьте предложение по картинке и схеме.
Третья станция – “Стихотворная” (дети выходят из-за стола и встают в круг на “веселую полянку”)
Задание №3:
Логопед: - Ребята, стихи делают нашу речь яркой и выразительной. Кто может рассказать стихотворение “Журавль”, “Весна”, “Космонавт”.
Четвертая станция – “Словарная”
Задание №4:
-Упражнение на словообразование:
Логопед: - Из каких слов образовано слово (“самокат”, “вездеход”, “пылесос”, “листопад”, “первоклассник”)?
-Упражнение на образование относительнных прилагательных:
Логопед:- Стена из кирпича (какая?) – кирпичная,
- Книга из бумаги- ……….
- Горка изо льда - ………...
- Кампот из яблок - ………
- Салат из моркови - …….
Дидактическая игра: “Дружба”.
Вопросы:
-Стол “дружит” с кроваткой или тетрадкой?
-Стол “дружит” с креслом или тестом?
-Шкаф “дружит” с полкой или с иголкой?
-Кастрюля “дружит” с мышкой или с крышкой?
-Рыбак “дружит” с рыбкой или с улыбкой?
-Король “дружит” с троном или с поклоном?
-Корка “дружит” с крошкой или с ложкой?
Логопед: - Ну вот, наше путешествие по стране Грамотной и Красивой речи подходит к концу. А гда же Царица Знаний? Посмотрите, шкатулка. Посмотрим что там? Какая-то записка.
Письмо: “Я прошу у Вас прощенья,
Что незастали Вы меня.
Много дел, но очень рада,
Что Вы здесь, а вот награда”. (Логопед раздает в подарок авторучки)
IV. Итог занятия:
Логопед: - Вам понравилось путешествие?
- Что запомнилось больше всего? (Логопед предлагает вернуться в детский сад)
Предварительный просмотр:
Самоанализ занятия
Тип занятия – обобщающее
Вид занятия – комплексное по развитию речи
Форма проведения - фронтальное
Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы компенсирующего вида (для детей с ОНР) с использованием элементов грамоты, здоровьесберегающих технологий: Г.П Зинатуллина “Динамические паузы”, В.Базарный “Гимнастика для глаз”, М.Мантессори “Зона ближайшего развития” и направлено на обобщение и закрепление ранее пройденного материала.
Занятие проводилось в логопедической группе - с группой детей из 12 человек.
В процессе занятия использовались следующие методы:
Словесный метод осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, беседа, ответы детей, выразительное чтение стихов.
Наглядный метод представлен использованием картинок, карточек-символов.
Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, игровой массаж.
Применяя практический метод использовала: динамические упражнения, моделирование, выполнение упражнений, игровой массаж и элементы самомассажа.
Деятельностный подход на занятии осуществлялся через такие формы, как совместная деятельность педагога и ребенка и самостоятельная деятельность детей. Данные формы осуществлялись на занятии в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной.
Интеграция образовательных областей: коммуникации, социализации, познания, здоровья, позволяла рационально распределять материал в ходе занятия, максимально использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивать комфортное пребывание детей на занятии.
Мотивация к деятельности определена побуждением детей к выполнению заданий Царицы-Знаний.
Задача по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа решалась с помощью вопросов, работы с карточками – символами, умением детей моделировать. Дети сопостовляли изображенное на картинках со слоговой моделью слова (предложения). Упражнения “Найди слово”, “Что вы знаете о звуках”, “Беги к камню” способствовали закреплению знаний детей о звуках и их характеристики.
Задача по закреплению грамматических категорий речи решалась при помощи приема – словообразования и словоизменений c использованием таких упражнением, как “Какой, -ая, -ое?”, “Дружба”. Хочется отметить, что дети четко опеределяли инструкцию педагога, в связи с тем, что данный прием использовался на занятиях ранее, то есть не был для детей новым.
С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, а также закреплению навыков применения элементов здоровьесберегающих технологий на занятии были использованы такие приемы: воображаемая ситуация “Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи”, игровой массаж “Улыбка”, динамическое упражнение «Беги к камню”.
Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.
Особое внимание уделялось формированию коммуникативных навыков воспитанников – сотрудничество, межличностные отношения друг с другом.
Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.
Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.
На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.
Самостоятельная деятельность детей осуществлялась через выполнение заданий, чтение стихов, выполнение динамических пауз.
У детей проявлялся устойчивый интерес к содержанию занятия. Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребенка: индивидуальный подход осуществлялся с учетом уровня его особенностей (темп речи, интонация, взгляд).
Для реализации занятия использовался разнообразный демонстрационный материал, соответствующий технике безопасности. Материал рационально расположен, использовался оптимально. Гигиенические требования к помещению, длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим особенностям детей.
Содержание комплексного занятия логично, последовательно, способствует решению всех поставленных задач.
В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний для дальнейшего обучения в школе у большинства детей сформирован.
В перспективе планирую продолжать работу по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и развитию у них речевых навыков и умений.
Планирую в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень, в соответствии с современными ФГТ образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».
Занятие, проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....
Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».
Занятие, проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....
Итоговое занятие – развлечение в подготовительной к школе группе «Праздник правильной речи».
Итоговое занятие – развлечение в подготовительной к школе группе «Праздник правильной речи».( для детей, выпускаемых из логопедического пункта) Цель: закрепить и обобщить знания и умения детей, п...
Интегрированное итоговое занятие с детьми подготовительной к школе группы
Конспект итоговой НОД по областям: социализация, труд, познание, художественное творчество, безопасность, физическая культура, здоровье, художественная литература, коммуникация...
Итоговое занятие по ФЭМП подготовительная к школе группа
Программное содержание: выявить знания у детей:транспортных средств;в ориентировке во времени;решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться знаками >, <;распознавать многоу...
итогового НОД в логопедической подготовительной к школе группе №1 Тема: «Цветик- семицветик для малышей» (с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича)
Цель: закрепление у детей знаний и умений, полученных ранее.Задачи: Систематизировать познавательные действия.Систематизировать умение решать логические задачи с буквами, заниматься словотворчеством.П...
итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе
Закрепление полученных ЗУНЗвук, буква, слог, слово, предложение, текст...