Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе
методическая разработка по логопедии по теме
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения на уровне дошкольного образования определяется, во-первых, тем, что растет число детей-логопатов, во-вторых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Кроме того, своевременное и эффективное проведение коррекционной работы позволит устранить или снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях (в школе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию
«Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе»
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения на уровне дошкольного образования определяется, во-первых, тем, что растет число детей-логопатов, во-вторых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Кроме того, своевременное и эффективное проведение коррекционной работы позволит устранить или снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях (в школе).
Поэтому, я поставила перед собой задачу оказать логопедическую помощь большему количеству детей, сохраняя (или улучшая) качество работы. Для решения этой задачи я определила для себя следующие направления работы:
- Взаимодействие с родителями
- Взаимодействие с педагогами и младшими воспитателями
- Взаимодействие со специалистами
- Профилактика нарушений развития речи
- Использование компьютерных технологий
- Систематизация и обновление дидактического материала
- Повышение профессионализма педагога
- Взаимодействиес родителями
Я считаю, что очень важно сделать родителей активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поэтому использую следующие формы работы:
- Индивидуальные консультации, беседы
- Письменные рекомендации (тетради детей) с использованием ИКТ
- Практикум для родителей по выполнению рекомендаций учителя-логопеда
- Информация в уголки для родителей.
- «Страничка логопеда» на сайте ОУ
- Взаимодействие с педагогами и младшими воспитателями
Эффективность коррекционной работы с ребенком-логопатом во многом зависит от следующих условий: грамотная речевая среда, единство требований к речи ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса. В работе с коллегами я использую следующие формы работы:
- Консультации, практикумы (в т.ч., по культуре речи)
- Использование бейджиков для закрепления поставленных звуков в речи
- Ведение экрана звукопроизношения
- Ведение контрольного листа по дифференциации звуков
- Совместная работа по лексическим темам (Сборник «Буду говорить правильно»/ Молошная И.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ с. Яренск, одобрен экспертным советом МОУ ИМЦ Ленского района 06.11.2008 г/)
- Реализация проекта «Речевой уголок в группе»
- Взаимодействие специалистов
Старший воспитатель
Консультирует по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса
Проводит совместную диагностику детей по развитию речи
Схема взаимодействия участников коррекционного процесса
Физкультурный руководитель
Развивает общую и мелкую моторику, координацию движений
Педагог-психолог
Совместное обследование детей с отклонениями в развитии
о
Социальный педагог
Консультирует по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса с детьми группы риска
Музыкальный руководитель
Помогает в подборе речевого материала
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях, утренниках…
Логопед Логопед
Врач-педиатр
ст. медсестра
Знакомится с историями развития ребенка, медицинскими картами
Сбор анамнестических данных
Невролог
ЛОР
Стоматолог
- Профилактика нарушений развития речи
С целью обеспечения полноценного развития речи детей большое внимание уделяю профилактической работе. С 2006 по 2008 год я возглавляла творческую группу по проблеме «Профилактика нарушений развития речи детей раннего возраста». Результатом работы группы стала разработка и внедрение программы развития речи детей раннего возраста( Трепачева А.В., Молошная И.В., одобрена экспертным советом МОУ «ИМЦ» Ленского района, протокол № 1 от 05.09.2007 г.). В работе с детьми раннего возраста используем:
- Опросники для родителей (первые слова)
- Карты динамических наблюдений
- Методику формирования начального детского лексикона Громовой О.Е.
С целью профилактики дисграфии и дислексии в школьном обучении разработала и внедрила Программу по обучению грамоте (Молошная И.В., Трепачева А.В., одобрена экспертным советом МОУ «ИМЦ» 06.11.2008 года)
- Использование компьютерных технологий
Плюсы этого направления в том, что:
- Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
- У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал предъявляется в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес, ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным.
- Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.
- Компьютерные средства позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
- В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
- Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
В своей работе использую компьютерную программу «Игры для тигры». Положительные стороны программы:
- Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности ребёнка
- Оценка деятельности осуществляется программой в устной форме. Она заведомо исключает отрицательную оценку с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий.
- Одной из удачных форм работы с детьми-логопатами считаю использование мультимедийной технологии (презентации по лексическим темам, электронные сборники дидактических материалов для занятий дома)
- Систематизация и обновление дидактического материала
Современные информационные технологии позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес детей. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания ребёнка, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
Мною обновлена большая часть дидактического материала, которым с большим желанием занимаются дети.
Одним из путей повышения эффективности коррекционной воздействия я считаю создание системы работы. Это позволяет:
- в комплексе решать коррекционные задачи;
- повысить качество работы;
- сэкономить время педагога.
Часть дидактического материала систематизировала в сборники:
- Сборник «Буду говорить правильно»
- Тетрадь для закрепления произношения звука Р»
- Сборник « Игры и упражнения для развития слухового внимания и фонематических функций»
- «Домашние задания по различению звуков»
7. Повышение профессионализма педагога
Любая коррекция – это исправление чего-либо. Коррекция речи затрагивает существенную сторону личности ребёнка. Поэтому, я считаю, что учитель-логопед должен обладать определёнными профессиональными качествами.
Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение. Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.
Всё поведение логопеда должно быть ровным, благожелательным по отношению к ребёнку, его эмоциональный фон должен быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением.
Логопед должен быть требовательным, но в то же время его требовательность должна быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности логопата, истощаемость, замедленность заново формирующихся речевых навыков, их нестойкость и зависимость от самочувствия, от окружающей обстановки.
Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для родителей и воспитателей. Авторитетность в глазах ребёнка достигается общей манерой поведения, чёткостью своих заданий и требований. В отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.
Учитель-логопед, как профессионал, не должен стоять на месте. Неотъемлемой частью его работы я считаю работу по самообразованию, по повышению квалификации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий
Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий...
Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".
В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...
Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»
laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...
Неделя логопедии – эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике
Доклад на муниципальной городской конференции...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])
Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...
информационно коммуникационные технологии как инновационное средство повышения эффективности логопедическго воздействия
Использование ИКТ технологий является, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи.Разумное сочетание компьютерных технологий с традиционными и...