Неделя логопедии – эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике
статья по логопедии
Доклад на муниципальной городской конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_konferentsiya.docx | 20.09 КБ |
karpova_logoped_konferentsiya.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на муниципальной городской конференции 28 августа 2020 года
По теме: «Неделя логопедии – эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике»
Ежегодно проводя собеседование с детьми, наблюдаю возросшее количество дошкольников с речевым недоразвитием. А также в настоящее время отчетливо прослеживается тенденция к увеличению числа жалоб от родителей, воспитателей и учителей. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и разнообразием негативных феноменов в детской популяции, какие наблюдаем сегодня. Иногда таким детям недостаточна помощь логопеда, а необходима комплексная диагностика и коррекция.
В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. Наука и научно-технический прогресс исторически взаимосвязаны уровнем образования. От того, как поставлено образование, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума.
Образование – это не только овладение определенным объемом знаний, но и гармоничное развитие личности ребенка, необходимое для того, чтобы впоследствии эти знания были использованы во благо, а не во вред обществу.
Современное общество ставит перед педагогами задачу – повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. В качестве приоритетных направлений выделяются следующие: повышение общего образовательного уровня и овладение нормами родного языка.
Усвоение родного языка и становление индивидуальной языковой системы, тождественной социальной системе родного языка, происходят на этапе дошкольного детства в процессе развития речи детей. При этом речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.), благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры.
Значение речи выражается в тех функциях, которые она выполняет:
- Коммуникативная (слово – средство общения);
- Индикативная, или назывная (слово – средство указания на предмет);
- Интеллектуальная, понятийная, или сигнификативная (слово – носитель обобщения, понятия).
Все эти функции внутренне связаны друг с другом и в совокупности обеспечивают личностные потребности человека.
В настоящее время многочисленные психолого-педагогические исследования установили, что развитие речи детей – это активный, творческий процесс усвоения языка, формирования речевой деятельности, основанный отнюдь не на подражании и неосознанном усвоении языка ребенком. В связи с этим особое значение имеет речевое образование детей раннего и дошкольного возраста.
Под речевым образованием следует понимать систематический и целенаправленный процесс обучения детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи использованию в устной речи языковых средств с целью выражения своих мыслей. Язык, представляя собой систему словесных знаков, располагает целым арсеналом фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств, усвоение которых детьми можно считать задачами речевого образования в целом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования все задачи были объединены в укрупненную область – направление, получившее название «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. К речевым умениям относятся отличная вербальная память, языковое чутье, то есть правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника, общая эрудиция. В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступить в разговор, активность, эмоционально-оценочное реагирование. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающими. Развитие речевых и коммуникативных способностей является важнейшей задачей развивающего обучения, воспитание культуры личности. А это развитие осуществляется в семье и детском учреждении.
Ссылаясь на все вышеизложенное, чтобы в комплексе решать задачи речевого развития, способствовать созданию единого речевого пространства в детском саду, мною была разработана и введена в практику педагогического процесса эффективная и интересная форма работы под названием «Неделя логопедии». Учитывая, что работа учителя-логопеда на логопедическом пункте в общеразвивающих группах детского сада носит узкоспециализированный характер, мною в рамках такого проекта была поставлена цель – осуществление более тесного сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса в вопросах речевого развития детей, укрепление связи семьи и детского сада, воспитание интереса к родному языку и распространение логопедических знаний и практических умений среди родителей и педагогов.
Логопедическая неделя проводится ежегодно осенью, девиз недели всегда звучит по-разному: «Хотим говорить красиво!» или «Сказка в гости к нам стучится». Составляется план мероприятий на каждый день, проводимых в течение этой недели. Он делится на 3 блока: мероприятия с воспитанниками, родителями и воспитателями. Это интервьюирование детей, родителей и сотрудников детского сада о значении речи в нашей жизни, мастер-классы и беседы для педагогов и родителей, театрализации, выставки, презентации и развлекательные досуги для детей.
Проведение “Логопедической недели” сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для развития. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей, так как она дает возможность для самореализации, проявлению творческих способностей и самостоятельности, а также способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, взращиванию любознательности, сплочению коллектива. Таким образом, «Неделя логопедии» является одной из форм коррекционно-воспитательной деятельности, которая эффективно влияет на развитие личностных положительных особенностей учащихся.
Реализация данного проекта позволяет укрепить связи семьи и дошкольного учреждения, подготовить базу для дальнейшего нормального развития устной речи детей и становления сложных процессов овладения письменной речью, что необходимо для последующего успешного обучения в школе каждого ребенка. А также повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах совершенствования речевых навыков и других высших психических функций воспитанников.
Речь человека – это его визитная карточка и одно из важнейших средств общения, поэтому описываемая эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике имеет социальную значимость в воспитании культурного, образованного, развитого и духовно богатого подрастающего поколения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В третьем тысячелетии человечество вступило в стадию, когда наука и созданные ею технологии становятся определяющими факторами развития общества. Наука и научно-технический прогресс исторически взаимосвязаны уровнем образования. От того, как поставлено образование, зависит будущее человечества, страны, общества и отдельно взятого индивидуума. Образование – это не только овладение определенным объемом знаний, но и гармоничное развитие личности ребенка, необходимое для того, чтобы впоследствии эти знания были использованы во благо, а не во вред обществу. Современное общество ставит перед педагогами задачу – повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. В качестве приоритетных направлений выделяются следующие: повышение общего образовательного уровня и овладение нормами родного языка. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Усвоение родного языка и становление индивидуальной языковой системы, тождественной социальной системе родного языка, происходят на этапе дошкольного детства в процессе развития речи детей. При этом речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.), благодаря чему она выступает как основное средство общения, орудие мышления и является неотъемлемой частью человеческой культуры. В настоящее время многочисленные психолого-педагогические исследования установили, что развитие речи детей – это активный, творческий процесс усвоения языка, формирования речевой деятельности, основанный отнюдь не на подражании и неосознанном усвоении языка ребенком. В связи с этим особое значение имеет речевое образование детей раннего и дошкольного возраста. Под речевым образованием следует понимать систематический и целенаправленный процесс обучения детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи использованию в устной речи языковых средств с целью выражения своих мыслей. Язык, представляя собой систему словесных знаков, располагает целым арсеналом фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств, усвоение которых детьми можно считать задачами речевого образования в целом. РЕЧЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования все задачи были объединены в укрупненную область – направление, получившее название «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА Проведение “Логопедической недели” сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для развития. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей, так как она дает возможность для самореализации, проявлению творческих способностей и самостоятельности, а также способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, взращиванию любознательности, сплочению коллектива. Таким образом, «Неделя логопедии» является одной из форм коррекционно-воспитательной деятельности, которая эффективно влияет на развитие личностных положительных особенностей учащихся. Реализация данного проекта позволяет укрепить связи семьи и дошкольного учреждения, подготовить базу для дальнейшего нормального развития устной речи детей и становления сложных процессов овладения письменной речью, что необходимо для последующего успешного обучения в школе каждого ребенка. А также повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах совершенствования речевых навыков и других высших психических функций воспитанников. Речь человека – это его визитная карточка и одно из важнейших средств общения, поэтому описываемая эффективная форма работы в коррекционно-развивающей логопедической практике имеет социальную значимость в воспитании культурного, образованного, развитого и духовно богатого подрастающего поколения.
Докладчик Карпова Оксана Геннадьевна МАДОУ д/с №23 «Золотой ключик» Руководитель ММО Барсегян Нина Александровна МАДОУ д/с №40 «Золотая рыбка» ММО учителей-логопедов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...
Эффективные формы работы учителя - логопеда по здоровьесбережению (восстановление двигательной функции артикуляционного аппарата)
В настоящее время растёт число детей с диагнозом "Дизартрия". Нет программы, способной помочь начинающему логопеду. В своей статье я делюсь опытом работы по преодолению дизартрии....
Буклет для методического объединения учителей-логопедов: «Эффективные методы реализации ФГОС ДО в логопедической практике»
Тезисы выступления...
Мастер – класс для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в организации коррекционно-развивающей деятельности»
Мастер-класс разработан с целью поиска наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов раб...
Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")
Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...
Практика "Лэпбук как интересная, развивающая и эффективная форма работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
Практика 2023...
Логопедия.Н.В.Нищева.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет).
КРО.Логопедия.Н.В.Нищева Н.В.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)....