Приглашение на телестудию - занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.
план-конспект урока по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Кузнецова Алена Борисовна

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТЕЛЕСТУДИЮ».  (закрепление лексической темы: «Зимующие птицы»).

Предмет (направленность): занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Возраст детей: 6-7 лет

Место проведения: логопедическая группа.


Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТЕЛЕСТУДИЮ».

(закрепление лексической темы: «Зимующие птицы»).

Кузнецова Алена Борисовна,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок»  г. Саянска, Иркутской области

Предмет (направленность): занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Возраст детей: 6-7 лет

Место проведения: логопедическая группа.

Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».

Задачи:

  1. закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»;  употреблять  предлоги  (в, на, с, со, из, под, около, за), составлять  предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;
  2. продолжать учить  детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;
  3. обогащать  словарь по теме «Птицы»;
  4. развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;
  5. воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение  к птицам и всему живому.

Оборудование:  галстуки  и эмблемы участников клуба «Любителей природы»; микрофон; демонстрационный материал — картинки с изо бражением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц;  пособие - «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа; грамзапись с голосами птиц.

Предварительная работа:   беседа воспитателя с детьми о телевидении, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.

1.Орг. момент

Детям объявляется о  приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».

Педагог: Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы».  Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)

2.Закрепление пройденного материала.

Итак, начнем.

- Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень)

- Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края)

- Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)

- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом? (перелетные)

- Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

- Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)

- И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать у нас, о зимующих птицах.

3. Основная часть

Проблемная ситуация:

- Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем:  «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи».

- Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?

- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:

 Отгадывание загадок:

Я в  тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

 Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый……воробей.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?  Синичка.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?.. ворона

Все стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока

Вороватая ...сорока

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.  Снегирь.

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.  Дятел.

Для малышей своих –

Птенцов-голышек –

Они в январские.

Крутые времена

Щипцами клюва

Из еловых шишек

Смолистые таскают семена. Клесты.

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! Свиристели

- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)

- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

-  Ребята, а  вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.

- У меня есть диктофон, на нем записаны различные голоса птиц.  Давайте послушаем,  какие  голоса у  птиц.

Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают запись голоса  птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Синица – щебечет

Снегирь – посвистывает

Дятел – трещит

Сова – ухает

Клест – клекочет

- Ребята, если Баба Яга  птиц спрятала и заколдовала,  нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать.

 (Дети и  педагог идут по импровизированным следам Бабы Яги.)

 Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А.Н.)

- Все помнят, как собачки нюхают воздух?

Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.

Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)

Раз, два, три, четыре, пять

Где же птичек нам искать?

Может справа под кустом?

Может слева под бревном?

- Пойдемте дальше искать.

- Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар  накачаем и полетим (дети встают в круг).

Упражнение «Насос»(вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука Ш)

- Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)

Пришли на полянку. На уровне роста детей – сугроб. Сугроб прикрыт новогодним «дождиком». Необходимо подуть на сугроб, чтобы снежинки разлетелись.

Упражнение «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)

- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним.  (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)

- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.

- Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги!  (читаем)

- Ребята, Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите их. 

Игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)

       

- Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать,  сколько слогов в названии этих зимующих птиц.

Игра: «Сколько слогов в слове?» (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)

- Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить  птичек.

- Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

С горки все домой пришли,

Суп поели, спать легли.

      

- Давайте посмотрим, куда птицы улетели.

Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т.д.) по картинке.

          

Составление описательного рассказа:

Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».

- Хотите попробовать себя в роли ведущего?

Ведущий составляет описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В телевизор - по мере отгадывания, на экран выставляется изображения птиц).

Схема:

1.Перелетная или зимующая птица.

2. Где живет

3.Описание (туловище, голова, клюв, хвост)

4. Оперение (цвет)

5. Чем питается птица

        

- Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен.

- Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они  пережили зиму,  не голодая?  Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят  кормушки, подкармливают птиц зимой

- Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.  

(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)

Игра: «Птичья столовая»

- Чем можно угостить птиц:

Воробья – хлебными крошками;

Снегиря – ягодами рябины, боярышника;

Синичка – любит сало;

Ворона, сорока – всеядные птицы;

Свиристеля, поползня – семенами;

- Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

- Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить  кормушку  у окна. 

Заканчиваем занятие стихотворением:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.                    

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

4.Итог занятия.

 ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Издательство: Сфера, 2008
  2. Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках. Издательство: Паритет, 2006
  3. Горьканова А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках. Издательство:  Школьная пресса, 2008
  4. Дронов А., Дронова  Л. Демонстрационный материал. Издательство: Книголюб, 2007
  5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006
  6. Птицы России http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm
  7. Голоса птиц и зверей . Ссылки + фото. http://talks.guns.ru/forummessage/14/481826-3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

«Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе.

Цель.Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запреще...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе:" Знакомство с животными севера и жарких стран".

Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи,расширение словарного запаса у дошкольников. Расширять и углублять представление детей о диких животных: о северном олене, о ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему «Полезная пища».

Занятие о продуктах питания и их значении для человека. Ребята знакомятся с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание», узнают о пользе отдельных витаминов....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Подарки осени»

Создание условий для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Кто лучше знает птиц

Закрепление знаний детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; различать, группировать, устанавливать причинно-следственны...