Приглашение на телестудию - занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.
план-конспект урока по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТЕЛЕСТУДИЮ». (закрепление лексической темы: «Зимующие птицы»).
Предмет (направленность): занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.
Возраст детей: 6-7 лет
Место проведения: логопедическая группа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТЕЛЕСТУДИЮ».
(закрепление лексической темы: «Зимующие птицы»).
Кузнецова Алена Борисовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок» г. Саянска, Иркутской области
Предмет (направленность): занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР.
Возраст детей: 6-7 лет
Место проведения: логопедическая группа.
Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы».
Задачи:
- закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»; употреблять предлоги (в, на, с, со, из, под, около, за), составлять предложения с этими предлогами; определять количество слогов в слове;
- продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме;
- обогащать словарь по теме «Птицы»;
- развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику;
- воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение к птицам и всему живому.
Оборудование: галстуки и эмблемы участников клуба «Любителей природы»; микрофон; демонстрационный материал — картинки с изо бражением зимующих и перелетных птиц; пособие – разрезные картинки птиц; пособие - «Птичья столовая»; схема для составления описательного рассказа; грамзапись с голосами птиц.
Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о телевидении, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.
1.Орг. момент
Детям объявляется о приглашении на «телевидение» в клуб «Любителей природы».
Педагог: Дети, я рада приветствовать вас на заседании клуба «Любителей природы». Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (ответы детей)
2.Закрепление пройденного материала.
Итак, начнем.
- Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень)
- Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края)
- Почему улетают птицы в теплые края? (Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.)
- Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом? (перелетные)
- Перечислите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).
- Все ли птицы улетают в теплые края? (часть птиц остается)
- И сегодня мы с вами поговорим о птицах, остающихся зимовать у нас, о зимующих птицах.
3. Основная часть
Проблемная ситуация:
- Ребята, к нам на телевидение сегодня пришло письмо от Короля зимующих птиц, давайте его прочитаем: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Где же мне их найти? Дорогая редакция, прошу у вас помощи».
- Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?
- Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:
Отгадывание загадок:
Я в тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый……воробей.
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? Синичка.
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. ворона
Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая ...сорока
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. Снегирь.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. Дятел.
Для малышей своих –
Птенцов-голышек –
Они в январские.
Крутые времена
Щипцами клюва
Из еловых шишек
Смолистые таскают семена. Клесты.
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! Свиристели
- Как мы назовем этих птиц одним словом? (зимующие)
- Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
- Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом.
- У меня есть диктофон, на нем записаны различные голоса птиц. Давайте послушаем, какие голоса у птиц.
Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают запись голоса птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – щебечет
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Клест – клекочет
- Ребята, если Баба Яга птиц спрятала и заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны? Пойдемте их искать.
(Дети и педагог идут по импровизированным следам Бабы Яги.)
Дыхательная гимнастика: (по Стрельниковой А.Н.)
- Все помнят, как собачки нюхают воздух?
Представьте, что вы собачки и вам нужно определить, в какую сторону направить поиск.
Упражнение: «Собачки» (несколько коротких вдохов и длительный плавный выдох)
Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может справа под кустом?
Может слева под бревном?
- Пойдемте дальше искать.
- Лучше посмотреть с воздуха. Воздушный шар накачаем и полетим (дети встают в круг).
Упражнение «Насос»(вдох носом, выдох ртом, с произнесением длительного звука Ш)
- Полетели, полетели, на полянку сели. (кружатся, приседают)
Пришли на полянку. На уровне роста детей – сугроб. Сугроб прикрыт новогодним «дождиком». Необходимо подуть на сугроб, чтобы снежинки разлетелись.
Упражнение «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)
- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)
- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
- Что же это за конверт? Это проделки Бабы Яги! (читаем)
- Ребята, Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите их.
Игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
- Чтобы птички разлетелись по домам, нужно выполнить задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.
Игра: «Сколько слогов в слове?» (дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки)
- Спасибо, молодцы дети, что помогли освободить птичек.
- Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
С горки все домой пришли,
Суп поели, спать легли.
- Давайте посмотрим, куда птицы улетели.
Игра: «Бинокль». Составление предложений с предлогами (на, под, за и т.д.) по картинке.
Составление описательного рассказа:
Возвращаемся на телевидение. Идет отбор ведущих для новой передачи «Отгадай птиц по описанию».
- Хотите попробовать себя в роли ведущего?
Ведущий составляет описание птицы по схеме, дети должны в конце «передачи» сказать, что это за птица. В телевизор - по мере отгадывания, на экран выставляется изображения птиц).
Схема:
1.Перелетная или зимующая птица.
2. Где живет
3.Описание (туловище, голова, клюв, хвост)
4. Оперение (цвет)
5. Чем питается птица
- Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен.
- Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой
- Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.
(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)
Игра: «Птичья столовая»
- Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками;
Снегиря – ягодами рябины, боярышника;
Синичка – любит сало;
Ворона, сорока – всеядные птицы;
Свиристеля, поползня – семенами;
- Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
Показываю детям семена, которыми можно подкормить птиц.
Это семена от дыни. Какие семена? — Дынные. Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест снегирь.
Это семена от ясеня. Какие семена? — Ясеневые. Их тоже любит снегирь.
Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
- Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить кормушку у окна.
Заканчиваем занятие стихотворением:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4.Итог занятия.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Издательство: Сфера, 2008
- Борисенко М. Г. / Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках. Издательство: Паритет, 2006
- Горьканова А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках. Издательство: Школьная пресса, 2008
- Дронов А., Дронова Л. Демонстрационный материал. Издательство: Книголюб, 2007
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом "Литера", СПб., 2006
- Птицы России http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm
- Голоса птиц и зверей . Ссылки + фото. http://talks.guns.ru/forummessage/14/481826-3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»
Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные: продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»
Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...
«Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе.
Цель.Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запреще...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе:" Знакомство с животными севера и жарких стран".
Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи,расширение словарного запаса у дошкольников. Расширять и углублять представление детей о диких животных: о северном олене, о ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему «Полезная пища».
Занятие о продуктах питания и их значении для человека. Ребята знакомятся с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание», узнают о пользе отдельных витаминов....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе «Подарки осени»
Создание условий для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Кто лучше знает птиц
Закрепление знаний детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; различать, группировать, устанавливать причинно-следственны...