Постановка звука С
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель:
- научить детей правильно произносить звук С;
- уметь выделять звук С из потока согласных, из начала и конца слов;
- познакомить детей с буквой С.
Ход занятия:
- Артикуляционная гимнастика:
Детям раздаются индивидуальные зеркала, выполняются упражнения:
- улыбка:
зубки сомкнуты, губки сильно растянуты в стороны; упражнение выполняется под счёт до 10;
- лопатка:
рот приоткрыт, широкий язык неподвижно лежит на нижней губе; упражнение выполняется под счёт до 10;
- трубочка:
рот открыт, язык высунут изо рта, боковые края языка загнуты вверх; упражнение выполняется под счёт до 10;
- горка:
рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка при этом максимально выгнута ; упражнение выполняется под счёт до10.
Перед выполнением каждого упражнения детям предъявляется картинка.
2 .Упражнения на выработку правильной воздушной струи:
детям выдаются подвешенные на ниточку картинки, на которых нарисованы бабочки, птички, стрекозки и т. д. ,дети держа картинку за кончик нитки дуют на неё так, чтобы она летела максимально далеко.
- Чёткое произнесение изолированного звука С:
а) логопед и дети вспоминают как нужно произносить звук С:
- губы улыбаются,
- зубки видны и приоткрыты,
- широкий кончик языка упирается в нижние зубки,
- посредине языка идёт сильная воздушная струя.
б) логопед предлагает детям поиграть в игру «Насос» :
- Мы собираемся покататься на велосипедах, но пока велосипеды нас ждали, их шины немного сдулись, возьмём насос и будем накачивать шины, воздух выходит из насоса и сердито свистит.
- Дети вместе с логопедом, а затем по очереди , подражая действию насоса, накачивают шины (краткое произнесение звука С.
в) Логопед предлагает детям поиграть в игру «Осенние листики». Детям предъявляются картинки, на которых нарисованы разные деревья. Дети вспоминают названия деревьев. Логопед говорит: «Осенью с деревьев падают листья. Давайте подумаем, какой листик упал с дуба (дубовый), с клёна (кленовый) и т. д.». Детям раздаются листочки с разных деревьев, дети рассматривают их и называют: «У меня листик с берёзы – это берёзовый листик и т.д.
Логопед зачитывает стихотворение:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Логопед предлагает детям подуть как холодный осенний ветер, который срывает с деревьев листики: СССССССССССССССССССССССССС (длительное произнесение звука С).
- Рисование листьев по контуру карандашом, штриховка.
- Выделение звука на слух из ряда согласных:
Логопед предлагает детям прослушать ряд звуков и найти среди них песенку «холодного осеннего ветерка»:
Ш – С – Ж – С – З – Щ – С – С и т.д.
- Знакомство с буквой С:
- логопед предъявляет детям букву С (формат листа А – 4). Дети рассматривают букву С, определяют на что она похожа;
- рисование буквы С пальчиком в воздухе, выкладывание из шнурочка на столе, лепка из пластилина.
- Выделение звука С из начала и конца слов:
Детям раздаются полоски бумаги, разделённые на 3 части и буква С. Логопед предлагает посмотреть на картинки, назвать слова и определить, где спрятался звук С – в начале или в конце слова. Дети отгадывают и накладывают букву С на соответствующее место на полоске бумаги: собака, лес, стол, нос, овёс, самокат и т.д.
- Итог занятия:
дети вместе с логопедом вспоминают, с каким звуком они работали и как он произносится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...