взаимосвязь логопеда с воспитателями (по Нищевой)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Бочкарёва Анастасия Владимировна

позволит вам без затруднений взаимодействовать с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_i_vospitateley.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ

  1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времен года.

Воспитатель называет четыре признака разных времен года:

  1. Птицы улетают на юг.
  2. Расцвели подснежники.
  3. Пожелтели листья на деревьях.
  4. Идет уборка урожая.

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объяс няют, почему он лишний.

Упражнение «ЖИВЫЕ БУКВЫ». Закрепление навыков звукобук- венного анализа.

Воспитатель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, затем показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются так, чтобы получилось ее название. (Слова: мак, кот, кит, кок, ком.)

  1. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ» (см. приложение).

Упражнение «ДОЖДИК». Координация речи с движением, рабо та над темпом и ритмом речи (повторение, см. приложение для сред ней группы).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбом «Круглый год».

И. Остроухое «Золотая осень».

И.Левитан «Золотая осень».

Ю. Подлянский «Тишина».

Н. Сладкое «Осень на пороге».

В. Зотов «Дуб», «Клен» (из книги «Лесная мозаика»).

ОВОЩИ. ОГОРОД

  1. Логопедические пятиминутки.

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК». Развитие осязания, связ ной речи.

В мешочек уложены муляжи разных овощей. Воспитатель вызы вает ребенка, который, опустив руку в мешок, находит один из ово щей, ощупывает его и составляет о нем рассказ по предложенному ранее воспитателем образцу:

— Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он зеленый, оваль ный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.

Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ». Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова).

б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу, булка, палка, бобы, ток, мука, рыба, колобок, пума.

  1. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА» (см. приложение).

Упражнение «ОВОЩИ». Развитие координации движений. Ра бота над темпом и ритмом речи (повторение, см. приложение для средней группы).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

Ван Гог «Картофель».

А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной».

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

ФРУКТЫ. САД

  1. Логопедические пятиминутка

Упражнения «ЯБЛОКИ», «ЕЖИК И ЯБЛОКИ». Развитие слухо вого внимания, элементарных математических представлений (см приложение).

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и тол ко вание загадок о фруктах с опорой на картинки. Развитие мышления, связной речи.

Игры и упражнения.

Хороводная игра «ЯБЛОНЯ». Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками.

Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ» (повторение, см. приложе ние для средней группы).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений»

Ван Гог «Корзина с яблоками».

А. Ляпина «Сбор яблок» (из альбома «Иллюстративный мате риал...»).

Л. Толстой «Косточка».

ЛЕС. ЯГОДЫ. ГРИБЫ

  1. Логопедические пятиминутки.
  2. Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРЗИНКИ». Определение места звука [д] в словах. Развитие навыков фонематических пред ставлений, зрительного внимания.

На наборном полотне перед детьми — коричневая и желтая кор зинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начи наются со звука [д], а в желтую корзинку — те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. Вос питатель останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, если допущена ошибка. В заключение воспитатель подчеркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, по этому не было картинок, названия которых заканчивается звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту и в другую корзинку. Почему?

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).

Игры и упражнения.

Упражнение «ПО ЯГОДЫ». Координация речи с движением (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «В ЛЕС ИДЕМ МЫ ПОГУЛЯТЬ» (по вторение, см. приложение для средней группы).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

В.Зотов «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисичка», «Му хомор», «Подберезовик» (из книги «Лесная мозаика»).

«Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»).

ОДЕЖДА

1Логопедические пятиминутки.

Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового внима ния, элементарных математических представлений (см. приложение).

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толко вание загадок об одежде. Развитие мышления, связной речи (см. приложение).

2Игры и упражнения.

Упражнение «ПОМОЩНИКИ». Развитие координации движе ний (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «АЛЕНКА-МАЛЕНКА» (повторение, см. приложение для средней группы).

3Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Носов «Живая шляпа».

\

ОБУВЬ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «КРАСНЫЙ — СИНИЙ». Дифференциация звуком [д], [д']. Развитие фонематического слуха, навыков фонематическою анализа.

У каждого ребенка — красный и синий сигналы. Воспитличм, произносит слова со звуками [д], [д']. Дети поднимают красный <ш нал, если слышат звук [д], синий сигнал — если слышат тук |л'|

Слова: дуб, сковорода, дятел, Дюймовочка, вода, удивиться, //еГн'ди. ведро, ведерко, пирамида.

Упражнение «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дифференциации одежды и обуви или обуви по сезонам. Развитие мышления, ч"1 тельного внимания, связной речи.

Комплекты картинок: сапоги, кроссовки, плащ, туфли; сарафан, босоножки, сандалии, шлепанцы; валенки, меховые сапожки, унты, бо соножки; резиновые сапоги, ботинки, сандалии, боты.

2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «НОВЫЕ КРОССОВКИ» (см. прило жение).

Пальчиковая гимнастика «СКОЛЬКО ОБУВИ У НАС» (повторе ние, см. приложение для средней группы).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

ИГРУШКИ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «У КОГО БОЛЬШЕ?» Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками [б], [д].

Дети делятся на две команды. Одна подбирает слова со звуком |б|, другая — со звуком [д].

Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?» Развитие зрительного вни мания. Совершенствование грамматического строя речи, употребле ние существительных в родительном падеже.

На магнитной доске — изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, коляска без ручки, мишка без лапы, зайка без уха, столик без ножки.

Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» иг рушки. Дети добавляют недостающие детали.

2.Игры и упражнения.

Упражнение «МЯЧИК МОЙ». Развитие координации движений (см приложение).

Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ» (повторение, см. приложение дли средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

      «Про девочку Машу и куклу Наташу» (Т.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

      «Игра» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»),

«Друзья» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

Картина Ю. Кугича «В субботу. Семья»

       «Наш детский сад» («Мы играем»)

      «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2» («Штанишки для мишки»).

ПОСУДА

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового вни мания, элементарных математических представлений (см. приложе ние).

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Дифференциация посуды (что из какого материала сделано). Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи.

Комплекты картинок: кастрюля, чайник, стакан, поварешка (три предмета металлические, один — стеклянный);

чашка, ложечка, блюдце, сахарница (три предмета фарфоровые, один — металлический);

вилка, нож, ложка, деревянная ложка.

2.Игры и упражнения.

Упражнение «ЧАИНИК». Развитие творческого воображения, общих речевых навыков (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ» (повторение, см. приложение для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

       Т. Сорокина «Семья».

ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

        1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Дифференциация признаков осени и зимы. Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом пото му что).

На наборном полотне — комплект картинок, на трех из них изо бражена зима, а на одной — осень. Воспитатель просит детей рас смотреть картинки и подумать над тем, какая из них лишняя. Дети рассматривают картинки и объясняют:

— Первая картинка лишняя, потому что на ней — осень, а на остальных картинках — зима.

Достаточно предложить вниманию детей 2—3 комплекта карти нок.

Игра-соревнование «КТО СКОРЕЕ?» Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа. Дифференциа ция звуков [в], [в'] в словах.

На наборном полотне — картинки: венок, ведро, вата, вагон, во рона, воробей, весло, вишня, вилка, ворота.

Воспитатель делит детей на две команды и предлагает первой команде выбрать картинки, названия которых начинаются со звука |в], а второй — со звука [в']. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполняет задание.

        2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ПИРОГ» (см. приложение).

Упражнение «СНЕГОВИК». Развитие координации движений, общих речевых навыков (см. приложение).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире животных», альбом «Круглый год».

       И Грабарь «Зимний пейзаж».

       С. Куприянова «Ранний снег» (из альбома «Иллюстративный ма териал...»).

Иллюстрация №1 (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»),

С. Маршак «Двенадцать месяцев».

       Зотов «Снегирь», «Клест-еловик» (из книги «Лесная мозаика»),

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «РАССТАВЬ ПО СТОЙЛАМ». Совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.

На магнитной доске — три стойла. На наборном полотне — ком плект картинок: бык, конь, коза, баран, козел, овца, свинья, корова, кролик, собака.

Воспитатель объясняет, что дети должны рассмотреть картинки, разделить названия животных на слоги, поместить в первое стойло животных, в названиях которых один слог, во второе стойло — жи вотных, в названиях которых два слога, в третье стойло — животных, в названиях которых три слога.

Упражнение «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ». Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [в], [ф] в словах.

На больших магнитных часах закреплены картинки, содержащие звуки [в], [ф] в названиях: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Воспитатель предлагает детям рас смотреть картинки, подойти к часам и показать одной стрелкой кар тинку со звуком [в] в названии, другой — со звуком [ф] в названии.

        2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА» (см. приложение).

Игра «КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ». Развитие подражательности, творческого воображения (см. приложение).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Живот ные», альбом «Живая природа. В мире животных».

К. Ушинский «Слепая лошадь».

Л. Черский «Кот-озорник» (из книги «Задушевное слово»),

И. Поневежин «Наша Тоби» (из книги «Задушевное слово»)

Воронин «Чистопородный Филя» (из книги «Необыкновенны ромашка»).

       

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?» Совершенствование грамма тического строя речи, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов пространственного значения.

На магнитной доске — раскидистый дуб. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:

  1. Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях?

Дети отвечают:

  1. Это беличий хвост. В ветвях спряталась белка. И т. п.
  1. Игры и упражнения.

Упражнение «МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК». Развитие подражатель ности, общих речевых навыков (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «БЕЛКА» (повторение, см. приложение для средней группы).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Живот ные», альбом «Живая природа. В мире животных».

Л. Толстой «Белка и волк».

Е. Чарушин «Лисята».

«Как заяц спать ложится» (из книги «С любовью к природе»).

Русская народная сказка «Три медведя».

НОВЫЙ ГОД

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа. Определение места звука [х] словах.

Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Воспитатель  объясняет, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук |х| в произнесенном слове.

Слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Упражнение «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» Развитие зрительного вни мания, связной речи.

На магнитной доске — украшенная елка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать игрушки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку или меняет местами две игруш ки. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «НА ЕЛОЧКЕ» (см. приложение).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Л. Воронкова «Таня выбирает елку» (из книги «Солнечный денек»).

МЕБЕЛЬ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи. Упо требление предлогов (см. приложение.)

Какие слова, обозначающие мебель, встречаются в стихах?

С какими предлогами?

Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Совершенствование навы ка слогового анализа слов.

На наборном полотне — комплект картинок: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, буфет, тумба, комод, пуф.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и разделить названия мебели на слоги. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

(повторение, см. приложение для средней группы).

Упражнение «СНЕЖНАЯ БАБА». Развитие координации движе ний (повторение, см. приложение для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

К. Чуковский «Мойдодыр».

ТРАНСПОРТ

  1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ЕХАЛИ МЕДВЕДИ...» Развитие слухового внима ния, мышления (см. приложение).

Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Развитие навыков фонемати ческого анализа, определение места звука [ы] в словах.

Слова: мышь, шары, дым, лимоны, топоры, рысь, зеленый, смыть, рыть, помидоры.

  1. Игры и упражнения.

Подвижная игра «САМОЛЕТ». Координация речи с движением (см. приложение).

Подвижная игра «ТЕПЛОХОД». Развитие общих речевых навы ков (см. приложение).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Б. Житков «Пожар в море» (из книги «Что бывало»).

Б. Житков «Обвал» (из книги «Что бывало»),

Б. Житков «Как пароход подняли со дна».

ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРЗИНКИ». Развитие фоне матических представлений. Дифференциация звуков [ы], [и] в словах.

(Методику проведения игры см. «Средняя группа. Февраль. 3-я неделя».)

Комплект картинок: мышь, рысь, рыбка, фрукты, помидоры, ива, иголка, игрушки, индюк, лимон.

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толко вание загадок. Развитие слухового внимания, мышления и связной речи (см. приложение).

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «ЛЕТЧИК». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (см. приложение).

Подвижная игра «ШОФЕР». Развитие творческого воображения (повторение, см. приложение для средней группы).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Кем быть?» В. Маяковский «Кем быть?»

ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ

1.Логопедические пятиминутки.

Составление и анализ предложений о работниках детского сада

       (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ». Совершенствова ние навыка звукового анализа слов. Работа с раздаточным материа лом (пластмассовые кружки красного и синего цветов).

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображе ны: кот, мак, дом и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

       2.Игры и упражнения.

       Пальчиковая гимнастика «НАША ГРУППА» (см. приложение).

       Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН?»

(повторение, см. приложение для средней группы).

        3Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мамы всякие нужны».

Т.Лившиц «Утро».

К. Чуковский «Доктор Айболит».

И. Турчин «Человек заболел».

ПРОФЕССИИ. ШВЕЯ

        1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Совершенствование навы ков фонематического анализа.

Воспитатель предлагает детям послушать слова и назвать глас ные, которые есть в этих словах.

Слова: нитка, ножницы, катушка.

Упражнение «АТЕЛЬЕ». Развитие зрительного внимания, совер шенствование грамматического строя речи, образование относитель ных прилагательных.

На наборном полотне — изображения одежды, выполненные из различных тканей: шелковое платье, вельветовые брюки, шерстяной костюм, меховая шуба, драповое пальто, полотняный пиджак, бархат ная юбка, велюровый жилет, ситцевый сарафан, фланелевый халат.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и вспомнить названия тканей, из которых она сшита. После этого дети «поку пают» одежду, если им удается образовать относительные прила гательные:

— Я хочу купить платье из шелка — шелковое платье. И т. п.

2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «НАПЕРСТОК» (см. приложение).

Упражнение «МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК» (повторение, см. прило жение).

       3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Альбом «Мамы всякие нужны».

А. Кардашова «Простые волшебники».

ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ

1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ». Развитие фонема тического слуха, дифференциация звуков [с], [з] в ряду звуков, сло гов, слов.

У детей флажки двух цветов. Один флажок они поднимают на звук [с], другой — на звук [з].

с, з, ш, с, з, к, с, з, ш, с; шу, жи, со, жа, ию, зу, сы, зо, са, зы, шапка, жаба, сани, шишка, коза, зонт, ваза, золотой, свистеть, красный.

Составление предложений о строителях (с опорой на картинки). 1'ашитие связной речи, расширение глагольного словаря.

2.Игры и упражнения.

Упражнение «МАЛЯРЫ». Координация речи с движением (см. приложение).

Упражнение «КРОВЕЛЬЩИК». Развитие координации движе нии (см приложение).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Все работы хороши».

Альбом «Детям о профессиях».

НАША АРМИЯ

1.Логопедические пятиминутки.

Составление предложений о защитниках нашей Родины (с опорой на картинки). Развитие связной речи.

Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Развитие навыков фонема тического анализа.

Слова: пилот, танкист.

        2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «ЗИМА ПРОШЛА». Развитие координации движений (повторение, см. приложение для средней группы).

Пальчиковая гимнастика «КАП, КАП, КАП» (повторение, см. приложение для средней группы).

        3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Кем быть?»

А. Митяев «Почему Армия родная?»

ВЕСНА

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Слоговой анализ слов по теме. Совершенствование навыка слогового анализа.

Слова: весна, сосулька, проталинка, ледоход, подснежник, почка, ручейки, гнезда, верба.

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и толко вание загадок по теме. Развитие слухового внимания, мышления, связной речи (см. приложение).

2.Игры и упражнения.

Упражнение «КЛЕН». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (см. приложение).

Подвижная игра «ВЕСНЯНКА». Развитие интонационной выра зительности речи, координации движений (повторение, см. прило жение для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Круглый год».

С. Герасимов «Последний снег».

И.Левитан «Март».

«Медведь проснулся» (из книги Н. Гусаровой «Беседы по картинке»),

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Определение места звука [ш] и Iионах. Совершенствование навыков фонематического анализа. (Методику проведения игры см. «Декабрь. 2-я неделя».)

Снова шар, мышь, камыш, башня, вишня, шелковый, шагать, 1ш тш, шерстяной, послушный.

Составление рассказов о комнатных растениях по плану, данному воспитателем.

Растения: кактус, бегония, толстянка.

План

Как называется растение?

Какое оно по размеру?

Какие у него стебли, листья, цветы?

Как оно размножается?

Как нужно за ним ухаживать?

2.Игры и упражнения.

Упражнение «НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ». Развитие координа ции движений (повторение, см. приложение для средней группы).

Подвижная игра «НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

Альбом «Наш детский сад» («Мы дежурим»).

«Дежурные» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»).

РЫБЫ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «КТО ЛИШНИЙ?» Дифференциация речных и ак вариумных рыб. Развитие зрительного внимания, мышления, связ ной речи (употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что). (Методику проведения игры см. «Декабрь. 1-я неделя».)

Комплекты картинок:

золотая рыбка, щука, сом, окунь', меченосец, скалярия, лещ, гуппи', карась, щука, меченосец, сом.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ». Совершенствова ние навыков фонематического анализа. Работа с раздаточным мате риалом. Анализ слова сом.

2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «РЫБКА» (см. приложение).

Подвижная игра «АКВАРИУМ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для средней группы).

3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Живот ные», альбом «Живая природы. В мире животных»,

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Б.Житков «Кружечка под елочкой».

Калинина «Как Вася ловил рыбу».

НАШ ГОРОД

1.Логопедические пятиминутки.

Составление и анализ предложений о Петербурге (с опорой на иллюстрации). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений.

Составление предложений о Неве (с опорой на иллюстрации). Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов: на, по, над, в, из, через, около).

2.Игры и упражнения.

Дидактическая игра «ЭКСКУРСИЯ» (повторение, см. приложе ние для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Наборы открыток и альбомы, посвященные Санкт-Петербургу.

Слайды с видами Санкт-Петербурга.

Л.Ермолаева, И.Лебедева «Чудесный город».

ВЕСЕННИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТГАДАЙ». Отгадывание и тол кование загадок по теме. Развитие слухового внимания, мышления, связной речи (см. приложение).

Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» (признаки зимы и весны). Раз витее слухового внимания, связной речи.

Воспитатель перечисляет три признака весны и один признак 1имы или наоборот, а дети называют «лишний» признак и объясня ют свой  выбор.

2.Игры и упражнения.

Упражнение «ГРЯДКА». Развитие координации движений (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «НАЛИМ» (повторение, см. приложе ние для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

Сафаргалин «Запрягайте, хлопцы, коней».

М. Кенбаев «Прицепщица».

КОСМОС

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ». Совершенствование навы ков фонематического анализа. Слова: луна (гласные звуки: [у], [а]), спутник (гласные звуки [у], [и]).

Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ». Развитие фонематическо го слуха. Дифференциация звука [э] от других гласных звуков.

э, а, э, у, э, о, и, э, ы, э; ма, бэ, по, мэ, нэ, тэ; эму, Эдик, ослик, эта, уши, эти, Эля, аист, Эмма, остров.

2.Игры и упражнения.

Упражнение «РАКЕТА». Развитие координации движений (см. приложение).

Упражнение «ЛЕТЧИК». Координация речи с движением. (По вторение.)

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Все работы хороши».

  1. Баруздин «Первый в космосе».

К. Булычев «Тайна третьей планеты» (главы).

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?

1. Логопедические пятиминутки.

Пересказ  рассказа  Я. Тайца. «Все здесь». Совершенствование на выка пересказа, работа над диалогической речью.

Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Слоговой анализ слов. Со вершенствование навыка слогового анализа.

Слова: рожь, пшеница, зерно, хлебороб, комбайн.

2.Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «КАША» (см. приложение).

Подвижная игра «ЗОЛОТАЯ РОЖЬ». Развитие координации движений (см. приложение).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Альбом «Все работы хороши».

А. Ремизов «Хлебный колос».

  1. Пластов «Ужин трактористов».
  2. Алтухов «Хлеборобы».

Т.Яблонская «Хлеб».

ПОЧТА

  1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Развитие слухового внимания, чувства рифмы (см. приложение).

Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ». Совершенствование навыков фонематического анализа. Определение места звука [ж] в словах (по вторение).

Слова: жук, лужа, желудь, желтый, кожа, багажник, дождик, ножи, рожица, жестяной.

  1. Игры и упражнения.

Пальчиковая гимнастика «ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН?»

(повторение, см. приложение для средней группы).

Упражнение «МАЛЯРЫ». Координация речи с движением (по вторение).

  1. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мамы всякие нужны».

Маршак «Почта».

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «КТО СКОРЕЕ?» Слоговой анализ слов по теме. Совершенствование навыка слогового анализа.

У детей — картинки по теме: светофор, перекресток, тротуар, ре гулировщик, милиционер, жезл, машина, автобус, троллейбус, трамвай и фишки для слогового анализа. Воспитатель просит детей по очереди назвать картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить их схе мы фишками. Побеждает тот, кто первым правильно выложит схему.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ». Дифференциация звуков [в], [ф] в словах, развитие фонематического слуха (повторение).

Слова: форточка, волна, овал, кофта, муфта, ковры, розовый, фла минго, вата, вафля.

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «МАШИНЫ». Развитие общих речевых навы ков, координация речи с движением (см. приложение).

Дидактическая игра «ПЕРЕХОД» (повторение, см. приложение для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Все работы хороши».

«Дети и дорога».

А. Иванов «Азбука безопасности».

НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» (кто улетел, прилетел, спрятался?) Развитие зрительного внимания, связной речи.

Воспитатель закрепляет на наборном полотне, обтянутом ковролином, насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божью ко ровку под листиком — и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых.

Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ». Совершенствование навы ка слогового анализа, деление слов на слоги.

Слова: жук, оса, муха, пчела, шмель, комар, бабочка, стрекоза, гусеница, мотылек.

2.Игры и упражнения.

Упражнение «ГУСЕНИЦА». Развитие творческого воображения (см. приложение).

Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА» (повторение, см. приложение

для средней группы).

      3. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Мир природы. Живот ные», альбом «Живая природа. В мире животных».

К. Чуковский «Тараканище».

В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик» (из книги «Лесная мозаика»).

К. Ушинский «Пчелки на разведках».

ЛЕТО

1.Логопедические пятиминутки.

Упражнение «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» Развитие слухового вни мания (см. приложение).

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ». Дифференциация звуков [к], [х] в словах. Развитие фонематического слуха (повторе ние).

Слова: хлеб, клоун, клад, хвост, мохнатый, квадратный, красив, хвалить, пихта, стрекоза.

2.Игры и упражнения.

Подвижная игра «РЕЧКА». Координация речи с движением (по вторение, см. приложение для средней группы).

Подвижная игра «НА ЛУЖАЙКЕ». Развитие координации дви жений (повторение, см. приложение для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

И.Левитан «Березовая роща».

Д. Александров «Грозовое небо».

К. Ушинский «В лесу летом».

Альбом «Круглый год».

ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ

1. Логопедические пятиминутки.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Развитие слухового им и мания и элементарных математических представлений (см. при ложение).

Упражнение «БАБОЧКА И ЦВЕТОК». Совершенствование грам матического строя речи, употребление в речи предлогов.

Воспитатель помещает на наборное полотно, затянутое ковролином, большой цветок и травку. Один ребенок выполняет различные действия с бабочкой: сажает ее на цветок, прячет в травку, помещает над цветком и т. п. Другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

2.Игры и упражнения.

Упражнения «МОТЫЛЕК». Координация речи с движением (по вторение, см. приложение для средней группы).

Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА» (повторение, см. приложение для средней группы).

3.Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

И. Грабарь «Подсолнух».

П. Т. Ван Бруссель «Цветы и фрукты».

В. Зотов «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья» (из книги «Лесная мозаика»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь логопеда и воспитателя

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи дошкольников...

Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе

В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....

тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

Тетрадь будет полезна логопедам, воспитателям, методистам дошкольных учреждений. Тетрадь предназначена для закрепления лексико-грамматических форм у детей с ОНР по лексическим темам с учетом возрастно...

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе.

Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей...

Учебно - методическая разработка по взаимосвязи логопеда и воспитателя.

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...