Взаимосвязь логопеда и воспитателя
материал по логопедии на тему
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника
-речевыми недостатками;
-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ВОСПИТАТЕЛЕМ
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
- Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
Содержание данных занятий определено программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Фронтальные занятия по программе (в соответствии с календарным
планом логопедической работы).
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в
логопедической группе является то, что кроме образовательных и
воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи,
непосредственно связанные с темой каждого занятия.
6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов,
самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на
прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
ПОЭТАПНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
Этапы | Содержание работы | Исполнитель |
1. | Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков. Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой. | Воспитатель, логопед Воспитатель |
2. | Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов. Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением. | Воспитатель Логопед, Воспитатель под руководством логопеда |
3. | Продолжение работы над предложением; Отработка различных моделей словоизменения. Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по теме. | Логопед, воспитатель Воспитатель |
4. | Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др. Драматизация сказок (рассказов) – «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др. | Логопед, воспитатель Воспитатель, логопед |
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
Логопед | Воспитатель |
- на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; - руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время. | - проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; - пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними. |
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА
ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Цель: | Цель: |
Логопед: исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. | Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. |
Подготовительный этап | |
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке». |
Этап появления звука | |
Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) | |
Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь). | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимосвязь логопеда с воспитателями (по Нищевой)
позволит вам без затруднений взаимодействовать с воспитателями....
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
Особенности работы воспитателя в коррекционной группе....
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....
тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе
Тетрадь будет полезна логопедам, воспитателям, методистам дошкольных учреждений. Тетрадь предназначена для закрепления лексико-грамматических форм у детей с ОНР по лексическим темам с учетом возрастно...
Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе.
Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей...
Учебно - методическая разработка по взаимосвязи логопеда и воспитателя.
Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...