Взаимосвязь логопеда и воспитателя
материал по логопедии на тему

Барковская Любовь Евгеньевна

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ  ПРОЦЕССЕ

ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ  В  КОРРЕКЦИОННЫХ  ГРУППАХ

        Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника

-речевыми недостатками;

-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

КОРРЕКЦИОННЫЕ  ЗАДАЧИ,  СТОЯЩИЕ  ПЕРЕД  ВОСПИТАТЕЛЕМ  

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  3. Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определено программой:

- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

- повторение лексико-грамматических упражнений;

- упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.

      5. Фронтальные занятия по программе  (в соответствии с календарным  

           планом     логопедической работы).

          Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в

          логопедической группе является то, что кроме образовательных и

          воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи,  

          непосредственно связанные с темой каждого занятия.

    6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов,

        самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на

        прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

        Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

ПОЭТАПНАЯ  РАБОТА  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО  ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ

Этапы

Содержание

 работы

Исполнитель

1.

Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков.

Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой.

Воспитатель, логопед

Воспитатель

2.

Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов.

Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением.

Воспитатель

Логопед,

Воспитатель под руководством логопеда

3.

Продолжение работы над предложением;

Отработка различных моделей словоизменения.

Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по теме.

Логопед, воспитатель

Воспитатель

4.

Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др.

Драматизация сказок (рассказов) – «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др.

Логопед, воспитатель

Воспитатель, логопед

РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ФУНКЦИЙ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЯ

 В  ПРОЦЕССЕ  РАБОТЫ  ПО  ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ

Логопед

Воспитатель

- на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях;

- руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.  

- проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

РАБОТА  ВОСПИТАТЕЛЯ  И  ЛОГОПЕДА

 ПРИ  КОРРЕКЦИИ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Цель:

Цель:

Логопед: исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке».

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь).

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимосвязь логопеда с воспитателями (по Нищевой)

позволит вам без затруднений взаимодействовать с воспитателями....

Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе

В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....

тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

Тетрадь будет полезна логопедам, воспитателям, методистам дошкольных учреждений. Тетрадь предназначена для закрепления лексико-грамматических форм у детей с ОНР по лексическим темам с учетом возрастно...

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе.

Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей...

Учебно - методическая разработка по взаимосвязи логопеда и воспитателя.

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...