Консультация для педагогов: «Логосказки, как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Фарисеева Елена Сергеевна

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».

Д. Родари.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fariseeva_konsultatsiya_2.docx552.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».

Д. Родари.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

  • развитие диалогической и монологической речи;
  • повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
  • коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
  • приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
  • осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

В работе с логосказкой придерживаюсь принципов:

  • от простого к сложному (начинать работу с простейшего);
  • от индивидуальных занятий до групповых;
  • рассказывание сказки от 1-го и 3-го лица, до рассказывания и придумывания сказки «по кругу».

Виды логосказок:

  • логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т.д.;
  • артикуляционные логосказки (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
  • фонетические логосказки (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
  • логосказки для обучения грамоте (в звуках и буквах);
  • пальчиковые логосказки (развитие мелкой моторики, графических навыков);
  • логосказки на координацию и пространственную ориентировку (формирование зрительно-пространственных представлений);
  • логосказки-тренинги, насыщенные определѐнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской);
  • лексико-грамматические логосказки (формирование и закрепление обобщающих понятий; сказки на словообразование, на расширение словаря антонимов, обогащение словарного запаса, согласование существительных с прилагательными, числительных с существительными, образование родственных слов, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных; пространственные предлоги, совершенствование суффиксального словообразования, развитие сложных синтаксических конструкций);
  • логосказки, способствующие формированию связной речи.

Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего

Для постановки логосказок можно использовать различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый,  настольный, рукавичный,  куклы на палочках  и т. д.

В логосказку обязательно включаются артикуляционные, дыхательные, голосовые упражнения, а также упражнения на совершенствование графомоторных навыков, пространственной ориентировки, неизменно присутствуют задания для развития звукового анализа слов и фонематического слуха, игры для развития памяти, внимания, логического мышления. В игры – сказки можно включить задания на формирование психофизической сферы детей, т. е. психогимнастика (например, покажи, как испугался зайчик, как улыбнулась лягушка, как волк рассердился и т. д.).

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:

  • речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дизартрия);
  • недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
  • специфику возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:

  • используются простые, хорошо знакомые детям сказки,
  • сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
  • возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Метод «логосказок» универсален и в том плане, что с его помощью можно решать проблемы детей любой социальной категории, будь это ребенок из социально-неблагополучной семьи, с задержкой психического развития или тяжелым нарушением речи.

«Логосказки» оказывают психокоррекционное воздействие как на внутренний, так и на внешний мир ребенка, что обеспечивает необходимую эффективность работы. Предложенная мною методика способствует формированию у детей интереса к сказке, сказочным героям и речевой деятельности, поддерживает положительные отношения к занятиям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционной работе, обучении и воспитании.

Успехов в работе!


Примерная логосказка. «Сказка о веселом язычке» (эти сказки можно придумать самим, зависит от вашего воображения).

Жил – был на свете Язычок. Был у него свой домик. Этот домик – наш ротик. Двери в этом домике то открываются, то закрываются – вот так (упражнение «Ворота» открыть и закрыть).

Вот утром Язычок проснулся (потянуться, а затем пошел посмотреть (смотрим в одну сторону, а затем в другую, какая же на улице погода).

Язычок посмотрел сначала наверх – не идет ли дождик, а затем посмотрел вниз – гуляют ли ребята (упражнение «Качели» - на верхнюю губу – затем на нижнюю). Потом посмотрел на часы (упражнение «Часики», пора завтракать. Язычок пошел на кухню и испек себе блинчики (упражнение «Блинчики», налил варенье, какое оно вкусное! (упражнение «Вкусное варенье»).

Затем наш дружок достал свою любимую чашку (упражнение «Чашечка») и выпил чаю. Потом умылся, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки», оделся и вышел на улицу.

Там Язычок увидел лошадку, решил поскакать на ней (упражнение «Лошадка» - быстро, так долго скакал на ней, что лошадка устала и медленно прискакала к песочнице – грибочку (упражнение «Грибочек»). А в песочнице было много игрушек: трубочка (упражнение «Трубочка», и гармошка (упражнение «Гармошка»).

Затем Язычок решил покрасить забор (упражнение «Маляр»).

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо,

Язычок наш сильно устал,

Потому что забор красил и долго играл.

А теперь пора нам в путь,

Чтобы дома отдохнуть

Тут и сказочке конец,

А кто слушал, молодец.

А сейчас предлагаю вашему вниманию гимнастику в стихотворной форме . Гимнастику можно выполнять и под музыку («Антошка») и это уже будет называться логоритмика.

Игровые упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики.

Особое внимание заслуживают двигательные упражнения, сочетающиеся с артикуляционными упражнениями. Эти упражнения могут сделать занятие интересным и веселым, а также развивают подвижность челюсти, языка, губ и щек:

1 упражнение: «Волшебный поцелуй»

2 упражнение: «Улыбочка – трубочка» (руки вперед, в стороны)

3 упражнение: «Поцелуйчики» (губы втянуты внутрь)

4 упражнение: «Лошадка» (цокот)

5 упражнение: «Барабан» (дэ-дэ-дэ)

Эти упражнения можно включать в занятия, но по времени это должно занимать не более 10 минут.

Игровые упражнения для постановки дыхания, формированию правильного дыхания уделяется особое внимание, ведь это основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.

«Футбол» (вата, трубочки, кирпичичи)

«Покати карандаш» (карандаши)

«Каша» (пых-пых-пых)

«Комарик» (з-з-з туловище повернуть)

«Пилка дров» (вдох - на себя, руки от себя – выдох)

Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить каждый день, но не более 3 минут. Эти упражнения можно включать в логосказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

        В последнее время за 2012 – 2017 год отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Одной из наиболее значимой  проблемой является нарушение р...

"Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) методом наглядного моделирования»

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые отк...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Кинезиология как метод коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В настоящее время, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психическ...

Консультации для педагогов "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...

«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления...

Консультация для педагогов "Использование учителем-логопедом конструктора ТИКО в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Использование в работе учителя-логопеда конструктора ТИКО эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное ...