Индивидуальный план коррекционной работы
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Подготовительный этап
Подготовка органов речи к кропотливой работе
Постановка звука
Автоматизация звука
Дифференциация звука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_korrekcionnoy_raboty.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год
- Подготовительный этап
Основная задача- тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе.
Основные цели
- Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
- Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
- Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
- Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
- Укреплять физическое здоровье в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур ( массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей – специалистов).
- Формирование произносительных умений и навыков
Основные цели
- Устранять дефектное звукопроизношение.
- Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
- Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе.
- Постановка звуков в последовательности:
- свистящие С, З, Ц, Сь, Зь;
-шипящий Ш ;
- сонорный Л;
- шипящий Ж;
- сонорные Р, Рь;
-шипящие Ч, Щ.
Способ постановки- смешанный.
Подготовительные упражнения для постановки звуков:
- для свистящих: « Улыбка », « Заборчик », « Лопатка »,
« Желобок », « Щеточка » , « Футбол », « Фокус »;
- для шипящих: « Трубочка » , « Вкусное варенье », « Чашечка »,
« Грибок », « Погреем руки »;
- для Р, Рь : « Болтушка», « Маляр», « Индюк», « Лошадка», « Грибок», « Барабанщик», « Гармошка», « Пулемет»;
- для Л: « Улыбка», « Лопатка», « Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
- Автоматизация поставленного звука в слогах:
- С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются сначала в прямых слогах, затем – в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
- Ц. Ч, Щ, Л автоматизируются сначала в обратных слогах, затем- в прямых и со стечением согласных;
- Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом.
- Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
- Автоматизация поставленных звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем – в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
- Дифференциация поставленных звуков и автоматизированных звуков:
С- З, С-Сь, С- Ц, С- Ш ;
Ж-З, Ж- Ш ;
Ч- Сь, Ч- Ть, Ч- Щ ;
Щ- Сь, Щ- Ть, Щ- Ч, Щ-Р ь;
Р- Л, Р- Рь, Рь- Ль, Рь- Й, Л-Ль .
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи ( в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности).
3. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико – синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка
4. Развитие ( совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.
5. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико – грамматических упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при обучении рассказыванию и т.д.
Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной
( незаученной, не повторяемой вслед за взрослым !) речи происходит на последнем этапе. Пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной, а произношение исправленным. Поэтому на заключительном этапе автоматизации звуков речи очень важен контроль за правильным произношением со стороны родителей. Он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль ребенка за речью еще не сформирован.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида « Улыбка» с приоритетным осуществлением
деятельности по социально – личностному развитию детей
( МДОАУ д\с « Улыбка» )
Утверждаю:
Директор МДОАУ д/с « Улыбка»
_________________ Е.И. Татарская
Индивидуальный план коррекционной
работы с ребенком на учебный год
Учитель-логопед : И. С. Агеева
Консультация для родителей:
« Потерялся звук Р »
Учитель-логопед : И. С. Агеева
Все родители, конечно хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… .Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше « ВО- О- НЫ » или «САПКИ » , хоть плачь !
В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самостоятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку.
Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один – два звука, ему необходима квалифицированная помощь
Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.
Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.
От чего в первую очередь надо предостеречь родителей ?
Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить – подражание:
« Послушай и повтори за мной…». Стараясь угодить маме , ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое Р и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по- разному: от месяца до года, а некоторых случаях и более.
В любом случае родителям необходимо запастись терпением , не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребенка до конца.
Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.
Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.
Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:
- звук поставлен ;
- звук закреплен изолированно, в слогах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле ;
- сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.
Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:
- зрительный ( картина, схема, предмет и т.д.) ;
- слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана ( например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи) ;
- тактильно- мышечный ( письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах, и т.д.
- вкусовой и обонятельный ( речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий и т.д.) ;
- мотивационный ( интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов и их операций).
В случае неправильного звукопроизношения, допущения лексико- грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог ( взрослый ) должен:
- нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, « Следи за звуками»;
- постарайся предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом ( палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.) артикуляционной или жестовой подсказкой:
- губы « в улыбке» или кисть руки внизу;
- губы « рупором» или кисть руки поднята вверх
- отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
- следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);
- стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения ( « Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой « логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»);
- переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком – звуком С или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить именины появившегося звука; вручить памятку ( медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка – звук или куклу – логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и выноситься на улицу, в музыкальный и спортивный залы.
Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т.д.
Консультация для родителей
« Развиваем у детей умение классифицировать»
Учитель – логопед: И.С. Агеева
В основе таких учебных трудностей детей, как невнимательность и рассеянность, неусидчивость, непонимание объяснения педагога с первого раза, плохое выполнение самостоятельных заданий, как правило, находится низкий уровень произвольности высших психических функций. Для развития этого качества необходимо использовать материал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью
Наиболее эффективны коррекционные упражнения, направленные на формирование умений классифицировать предлагаемый материал по одному или нескольким признакам, а также по самостоятельно найденным основаниям.
Примерные коррекционно – развивающие упражнения
« Светофор »: « Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и каждом столбце не было одинаковых кружков».
« Игра с обручами» ( формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким признакам)
Ребенок должен расположить предметы ( разных геометрических форм) так, чтобы только округлые оказались внутри обруча. После этого ребенок отвечает на вопросы:
Какие фигуры лежат внутри обруча?
Какие фигуры оказались вне обруча?
Что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?
Игру с одним обручем, меняя заданный признак для группировки фигур, нужно повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для классификации могут быть разные:
- расположи предметы ( фигуры) так, чтобы вне заштрихованные ( красные, зеленые), оказались вне обруча;
- расположи предметы ( картинки) так, чтобы одушевленные оказались внутри обруча.
« Игра с двумя обручами» ( формирование умения классифицировать предметы с учетом двух признаков)
Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе бумаги двумя обручами, а именно:
- внутри обоих обручей ( место пересечения);
- внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии;
- внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии;
- вне обоих обручей.
Каждую из областей можно обвести карандашом.
Правила для классификации могут быть разные:
- расположи фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии – все угольные ;
- разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии – все маленькие животные.
Начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, заштрихованные угольные фигуры располалагают вне обруча из черной линии, а остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии, а в результате чего пересечение обручей остается пустым.
Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы:
Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии ? Вне его ?
Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии ? Вне его? Внутри обоих обручей?
Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету и размеру, форме и размеру.
Упражнение « Игра с тремя обручами» ( из черной, прерывистой и волнистой линий) направлено на формирование умения классифицировать предметы по трем признакам и работа над ним строится аналогично предыдущей.
Консультация для родителей
« Домашняя игротека»
Учитель – логопед: И.С. Агеева
Игры на кухне
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне.
Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебирать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.
- Не разбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
- Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост : два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды ( ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
- Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или портрет вашей кошки Мурки.
- Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.
- Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина ( как яичную скорлупу).
- Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
- Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин ( в названии блюд должен быть звук С : салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет « селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
- Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук Ч – чашки, чайник, а затем со звуком Л – ложки, вилки, салатник и т.д.
- Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук Р. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту?
Ар-р-р-буз или дыню?
Пер-р-сики или бананы?
Лук или огур-р-цы?
Помидор- р-ры или баклажаны?
Буквы из всего
Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.
Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под « киндер- сюрпризов», горошин, пуговиц.
Во дворе:
- рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
- придумайте вместе с ребенком загадки про буквы ( маленькая, кругленькая, любит « охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;
- выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.
В лесу:
- ищите « буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это Л, а если ее вот так соединить – получится О;
- узнавайте «буквы» в ягодах и грибах ( « Подосиновик похож на Т, а эта черничка – на О»).
Наверняка, у каждого из вас есть свои « семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.
ПРАВИЛО
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2 2 2 2
3 3 3 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Перспективный план индивидуальной работы расчитаный на один учебный год....
Примерный индивидуальный план коррекционной работы логопеда с ребенком на учебный год
Примерный шаблон для написания индивидуального плана коррекционной работы с ребенком...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком имеющим диффект
Примерный плани ндивидуальный коррекционной работы с ребёнком имеющим ковплексный ДЦП, УО, алалию на пол года...
Индивидуальный план коррекционной работы на логопункте ДОУ
Предлагаю свой вариант планирования индивидуальной работы на логопункте ДОУ. План составлен с учетом основных этапов работы по коррекции звукопроизношения. Является приложением к речевой карте. Заполн...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком
В коррекционной работе с детьми необходим учёт индивидуальных особенностей . Индивидуальный план коррекционной работы поможет их планированию....
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при ВПР ЧЛО
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком раннего возраста при врожденной полной расщелине губы, твердого и мягкого неба в послеоперационном периоде после хейлопластики, имеющего задержку пс...
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
Индивидуальный планкоррекционной работы с ребенком...