Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
статья по логопедии

Бойцова Анна Викторовна

В статье представлены результаты исследования особенности формирования слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня, моторная алалия. Представлен анализ результатов коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей и оценка её эффективности.

Теоретическая значимость работы: возможность изучить особенности диагностики; определение и изучение особенности нарушений и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня, моторная алалия. Определение направления в коррекционно-логопедической работе.

Практическая значимость результатов исследования: были установлены особенности нарушения слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией; определено основное направления коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений; формирование слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня с моторной алалией; сопоставление результатов до и после проведения коррекционно-логопедической работы.

Речевое развитие важно для правильного формирования высших психических функций ребенка. Речь ребенка преобразуется в универсальный метод общения, потому основным признаком правильности речевого формирования будет выступать грамотная, точная языковая среда в которой располагается ребенок [6].

В дошкольном возрасте происходит становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Овладение родным языком в данный период является необходимым условием для умственного, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

К концу дошкольного возраста регулирующая функция речи должна быть сформирована, что позволит дальнейший переход ребенка к школьному обучению. Недоразвитие речевой функции речи является общим показателем аномального психического развития.

Алалия — тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка [5].

Проблема детей, страдающих алалией, является объектом изучения учёных уже много десятилетий. Значительный вклад в изучение алалии внесли М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская и другие исследователи. Позднее развитие экспрессивной речи при алалии отмечают Г.В. Гуровец, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Е.Ф. Соботович и другие. А.К. Маркова и О.Н. Усанова описали трудности овладения слоговой структурой слова. В.А. Ковшиков, В.К. Воробьева отмечали качественное своеобразие лексики, нарушение процессов семантического выбора слов при программировании речевого высказывания [8].

Процесс усвоения слоговой структуры слова у моторных алаликов специально не изучался, однако есть авторы (Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Г.В. Бабина, Т.А. Титова, З.Е. Агранович), которые описывают в своих работах нарушение слоговой структуры слова, как расстройство проявляющееся в форме фонематических нарушений, замен, пропусков, перестановок, повторений звуков и слогов, упрощения групп согласных.

С целью изучения особенности формирования и нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня, моторная алалия, было проведено исследование на базе детского клуба «Счастье», города Тюмени.

Исследование проводилось в течение 6 месяцев (с сентября 2019 г. по март 2020 г.), с участием трёх детей 4 лет с заключением ОНР II уровня, моторная алалия.

Цель исследования: анализ сформированности слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности и уровни сформированности слоговой структурой слова у детей с моторной алалией на констатирующем и контрольном этапе

2. Разработать коррекционно-логопедическую программу, направленную на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.

3. Оценить эффективность коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.

Для диагностики слоговой структуры слова, в качестве заданий был использован комплекс (А) экспериментальных заданий, Г. В. Бабиной и Н.Ю. Сафонкиной [4], разработанных на основе традиционных методов обследования слоговой структуры слова предложенных Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой.

Исследование показало, что у всех детей с общим недоразвитие речи II уровня при моторной алалии имеются стойкие нарушения слоговой структуры слова, которые значительно искажают её.  Наиболее характерной ошибкой при воспроизведении слов с разной слоговой структурой является изменение звукового состава слова (пропуски, замены), кроме того, частыми ошибками являлись грубые искажения слоговой структуры слова: элизии, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога.

По результатам исследования были подобраны методики по формированию слоговой структуры слова (Н.В. Курдвановской, Л.С. Ванюковой [7], З.Е. Агранович [1], А.К. Марковой [8]), определена коррекционно — логопедическая работа.

Основными направлениями работы были: усвоение ритмической структуры слов родного языка; коррекция нарушений и формирование слоговой структуры слов у каждого ребенка с учётом особенностей развития.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова включала:

— воздействие на все компоненты речевой системы;

— широкое использование образовательных и игровых методов;

— построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

— развитие высших психических функций;

— развитие фонетико-фонематической стороны речи.

На подготовительном уровне работа была направлена:

— на формирование и развитие концентрации памяти и слуховой внимательности, слухового восприятия используя неречевые звуки, задания на воспроизводство ритма;

— на развитие пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации: ориентации в схеме собственного тела, ориентацию в пространстве, формирование понятия о последовательности;

— осуществлялось обучение различению громкой и шёпотной речи.

В целях формирования и развития четкого восприятия и воспроизведения количества слогов применялись логопедические упражнения, сконцентрированные на развитии слухового восприятия детей, с последующим употреблением их произносительных возможностей.

На данном этапе была проведена работа по развитию артикуляционной моторики. Выполнялись упражнения по развитию правильного речевого и физиологического выдоха, для развития фонематического слуха.

С целью овладения детьми последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры использовались игры, обращенные на вырабатывание таких пространственно-временных взглядов, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

Коррекционный этап осуществлялся на вербальном материале, где коррекционная деятельность логопеда состояла из нескольких уровней: уровень звука, уровень слога, уровень слова.

На каждом из названных уровней особая роль отводилась не только формированию и развитию речевого анализатора, но и поочередно тактильного, слухового и зрительного. Одновременно на каждом уровне проводилась работа по автоматизации поставленных звуков.

После анализа результатов контрольного эксперимента были сделаны выводы по эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы: наблюдается положительная динамика в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР II уровня, с моторной алалией, односложные слова произносят правильно, ошибки в двусложных словах сведены к минимуму, значительно уменьшилось искажение слоговой структуры в трёхсложных и многосложных словах. Проведенная коррекционная работа способствовала развитию умения правильно воспроизводить слоговую структуру слова.

Исходя из  вышесказанного можно сделать вывод, что формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня, моторная алалия будет успешным при реализации следующих условий в логопедической работе: использование игр и заданий на формирование темпо-ритмической структуры слова, концентрации слухового внимания и памяти, артикуляционной моторики, коррекции нарушенных компонентов слоговой структуры слова, применение индивидуального подхода.

Данная методика может быть использована педагогами и логопедами, работающими с дошкольниками с моторной алалией по формированию слоговой структуры слова.

Литература:

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 48 с.

 2. Андреева М.Б. Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией // Логопед. — 2015. — N 8. — С. 92–103.

3. Артемова Е.Э., Басова А.А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: Психология и образование: международный научный журнал. — 2016. — N 3–4 (22). — С. 20–33.

4. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». — 96 с.

5. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В.А. Ковшиков. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб., КАРО, 2018. — 304 с.

6. Корчагина Е.А. Особенности речевого развития младшего школьного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2017. — С. 82–84.

7. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания М.: ТЦ Сфера, 2007. — 88 с.

8. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59–70.

9. Репина З.А., Щербакова Е.С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. — С. 65–70

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенк...

программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...

программно-методический материал на тему "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников"

В программе  освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с  нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, ле...

Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОВЗ с помощью ИКТ.

Учитель-логопед, сочетающий традиционную и инновационную деятельность, может внести свой вклад в успешную реализацию новых образовательных стандартов.Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко...

Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова у дошкольников с моторной алалией.

Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений. Для устранения характерных искажений необходимо специальн...