Классификация форм дизартрии (по Винарской Е. Н.)
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Классификация форм дизартрии (по Винарской Е. Н.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_klassifikatsiya_form_dizartrii.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация форм дизартрии (по Винарской Е. Н.)
Дизартрия | Очаг поражения мозга | Патогенез | Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) |
Бульбарная | Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII черепно-мозговых нервов шейно-грудного уровня. | Избирательные вялые (право-, лево- или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки; дыхательных мышц и поднимающих нижнюю челюсть. Наблюдается их атрофия и атония (язык вялый, дряблый); снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Отмечаются расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц | Голос слабый, глухой, истощающийся; гласные и звонкие согласные оглушены (Б — П, Д — Т и др.) Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости (Б — М, Д — Ни др.). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку э. Артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяются щелевыми (П — Ф, Т -С). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых параличей. Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляет больного. |
Псевдо-бульбарная | Часто наблюдается поражение центральных двигательных кортико-бульбарных и пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное | Характерны пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертрофия мышц (язык напряжен, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание, с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончиком языка | Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (у, о) и твердые согласные со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и р заменяются на щелевые (п—ф, т—с), щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые, страдает артикуляция согласных со сложными укладами (р, л, ш, ж, с, з, ц,ч), артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких. Больной старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, пропуску согласных при стечении, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям ее плавности и модулированности. |
Корковая апраксическая: постцентральная | Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей | Кинестетическая артикуляторная апраксия | Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения, смешения признаков согласных по способу и месту образования; глухости—звонкости, твердости—мягкости. Эти расстройства непостоянны, зависят от контекста. В тяжелых случаях под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребенок активно ищет слоги, что приводит к нарушениям плавности речи и к ее замедлению. |
Корковая апраксическая премоторная | Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов премоторных полей | Кинетическая артикуляторная апраксия | Наблюдается распад ритмических слоговых структур слов, возрастают напряженность речи, степень ее локализации. Темп речи замедляется, появляются персеверации (перестановки) и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких — на глухие, мягких — на твердые. Стечения согласных упрощаются за счет пропусков; аффрикаты расщепляются на составные звуки |
Подкорковая (экстрапира-мидная) | Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой головного мозга | Вопросы патогенеза дизартрии мало разработаны, однако несомненна связь с распадом или с расстройствами использования в акте речи врожденных синергий, что делает речь напряженной и неплавной | Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики. Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными, нарушены звуковая сторона речи, внятность и членораздельность. Могут быть выделены еще недостаточно изученные клинические синдромы |
Мозжечковая | Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга | Статическая и динамическая атаксия речевых движений | Речь скандированная, недостаточно внятная, искажаются ее нормативные характеристики, часто напоминает речь «пьяного» человека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация форм культур управленческого труда
Классификация форм культур управленческого труда...
Дизартрия. Формы дизартрии.
Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....
Дизартрия, как актуальная речевая проблема в настоящий период времени.Этапы,виды, и формы обследования и работы при различных формах дизартрии.
Проблемой логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы: М.Б. Эйдннова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие.- эго нарушение звукопроизношения и просодики, ...
консультация для воспитателей "Классификация форм и методов экологического образования дошкольников"
Экологического воспитания дошкольников заключается в становлении экологической культуры, уровень которой проявляется в экологической образованности и экологической воспитанности...
Формы организации обучения. Классификации форм обучения.
Формы организации обучения. Классификации форм обучения.Форма организации обучения – это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педаг...
Консультация " Классификация форм и методов экологического образования дошкольников"
Актуальность экологического образования детей дошкольного возрастаКачественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на пла...