Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Направление работы:
Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на :
• Слух;
• Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
• Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
• Слоговые трансформации в слове;
• Структурное оформление лексических единиц различного слогового состава
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.
Направление работы:
- Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на
- Слух;
- Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
- Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
- Слоговые трансформации в слове;
- Структурное оформление лексических единиц различного слогового состава
Игры и игровые упражнения
Есть или нет?
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А <луна>? Речевой материал:
луна, луна, сова,
Сова, лапа, лапа, пила,
Пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.
Картинный материал:
луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.
Бывает – не бывает?
Ход игры.
Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»
Примерный речевой материал:
басака - собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан - телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.
Найди слово
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: < лисак>. Покажите подходящую картинку»
Речевой материал:
а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;
б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;
в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.
Картинный материал:
лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.
Закончи слово
( на основе восприятия инициальной части лексической единицы)
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<бума…>, <забо…>».
Речевой и картинный материал:
а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:
бума…(га), забо… (ры), руба…(ха), пана…(ма), маши…(на),
соба…(ка), газе…(та), лопа…(та), часи…(ки), бана…(ны),
раду…(га), моло…(ко), воро…(на), соро…(ка), коро…(ва),
доро…(га), топо…(ры), мали…(на), каче…(ли), ряби…(на),
бере…(за), мага…(зин), поми…(дор), беге…(мот), теле…(фон),
васи…(лек), коло…(бок), коше…(лек), паро…(ход), пуго…(вица),
гусе…(ница), Бура…(тино), поми…(доры), само…(леты),
само…(каты), бара…(баны), оде…(яло);
б) слова со стечениями согласных звуков:
коф…(та), пал…(ка), бел…(ка), вет…(ка), бан…(ка), пол…(ка),
лам…(па), руч…(ка), мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка), свеч…(ка),
конфе…(та), каран…(даш), картош…(ка), стака…(ны),
подуш…(ка), ромаш…(ка), букаш…(ка);
в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков:
но…(га), ли…(са), ли…(цо), лу…(на), лу…(жа), ту…(ча), ру…(ка),
но…(ты).
Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных
частей: два слога в трехсложных словах, два слога
(затем три слога) в четырехсложных словах;
один слог в двухсложных (затем в трехсложных и
четырехсложных) словах.
Угадай начало слова
(на основе восприятия финальной части лексической единицы)
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<…бина, …тошка, …шонок>».
Речевой материал: (ду)…бина, (кар)…тошка, (ры)…балка, (ка)…бина, (бо)…тинки, (бу)…тылка, (жур)…налы, (ска)…калка, (мы)…шонок, (ко)…тенок, (зай)…ченок, (те)…ленок, (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;
(дуби)…на, (картош)…ка, (ры-бал)…ка, (каби)…на, (ботин)…ки, (бутыл)…ка, (жур-на)…лы, (скакал)…ка, (мышо)…нок, (коте)…нок, (зайчо)…нок, (теле)…нок, (но)…га, (ли)…са, (ли)…цо, (лу)…на, (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.
Картинный материал:
нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.
Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов: два слога в трехсложных словах, три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, один слог в двухсложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.
Чем похожи слова?
Предварительный просмотр:
Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи.
Направление работы:
Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на :
- Слух;
- Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
- Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки;
- Слоговые трансформации в слове;
- Структурное оформление лексических единиц различного слогового состава
Игры и игровые упражнения
Есть или нет?
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Послушайте внимательно и скажите, здесь есть <луна>? А <луна>? Речевой материал:
луна, луна, сова, сова, лапа, лапа, пила, пила, лиса, лиса, туча, туча, слоны, слоны, рука, рука, нога, нога, голова, голова.
Картинный материал:
луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.
Бывает – не бывает?
Ход игры.
Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»
Примерный речевой материал: басака - собака, магазан – магазин, самалат – самолет, газема – газета, телефан - телефон, тапата – лопата, масалет – самолет, равабей – воробей, тамалок – молоток.
Найди слово
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: < лисак>. Покажите подходящую картинку»
Речевой материал:
а) добавление звуков: лисак – лиса, лунак – луна, пилак – пила, рукан – рука;
б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо – молоко, басака – собака, рагуда – радуга, бугама – бумага, велописет – велосипед, тевелизор – телевизор, бемигот – бегемот;
в) перестановка звуков: чашак – чашка, тывка – тыква, фрутки – фрукты, порав – повар.
Картинный материал:
лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.
Закончи слово
( на основе восприятия инициальной части лексической единицы)
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<бума…>, <забо…>».
Речевой и картинный материал:
а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:
бума…(га), забо… (ры), руба…(ха), пана…(ма), маши…(на),
соба…(ка), газе…(та), лопа…(та), часи…(ки), бана…(ны),
раду…(га), моло…(ко), воро…(на), соро…(ка), коро…(ва),
доро…(га), топо…(ры), мали…(на), каче…(ли), ряби…(на),
бере…(за), мага…(зин), поми…(дор), беге…(мот), теле…(фон),
васи…(лек), коло…(бок), коше…(лек), паро…(ход), пуго…(вица),
гусе…(ница), Бура…(тино), поми…(доры), само…(леты),
само…(каты), бара…(баны), оде…(яло);
б) слова со стечениями согласных звуков:
коф…(та), пал…(ка), бел…(ка), вет…(ка), бан…(ка), пол…(ка),
лам…(па), руч…(ка), мыш…(ка), птич…(ка), спич…(ка),
свеч…(ка),
конфе…(та), каран…(даш), картош…(ка), стака…(ны),
подуш…(ка), ромаш…(ка), букаш…(ка);
в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков:
но…(га), ли…(са), ли…(цо), лу…(на), лу…(жа), ту…(ча), ру…(ка),
но…(ты).
Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных
частей: два слога в трехсложных словах, два слога
(затем три слога) в четырехсложных словах;
один слог в двухсложных (затем в трехсложных и
четырехсложных) словах.
Угадай начало слова
(на основе восприятия финальной части лексической единицы)
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
«Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки:<…бина, …тошка, …шонок>».
Речевой материал:
(ду)…бина, (кар)…тошка, (ры)…балка, (ка)…бина, (бо)…тинки, (бу)…тылка, (жур)…налы, (ска)…калка, (мы)…шонок, (ко)…тенок, (зай)…ченок, (те)…ленок, (ба)…тарейка, (пис)…толеты, (ав)…тобусы, (по)…росенок;
(дуби)…на, (картош)…ка, (ры-бал)…ка, (каби)…на, (ботин)…ки, (бутыл)…ка, (жур-на)…лы, (скакал)…ка, (мышо)…нок, (коте)…нок, (зайчо)…нок, (теле)…нок, (но)…га, (ли)…са, (ли)…цо, (лу)…на, (лу)…жа, (ту)…ча, (ру)…ка, (но)…ты.
Картинный материал:
нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.
Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов: два слога в трехсложных словах, три слога (затем два слога) в четырехсложных словах, один слог в двухсложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.
Чем похожи слова?
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
"Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? ( разное начало)"
Речевой и картинный материал:
цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.
Измени слово
(замена конечного слога в словах с одинаковой инициальной частью.)
Ход игры.
На первом этапе логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, названия которых имеют одинаковую инициальную часть, например: самовар, самолет, самокат. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. В качестве вспомогательного материала предлагаются символы, обозначающие слоги, например:
самолет самокат самовар
Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
" Чем похожи слова? (У слов одинаковое начало.) Чем различаются? (Разный конец)"
На втором этапе логопед оставляет перед детьми две предметные картинки, например: самокат и самовар. После названия картинок дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
"Что нужно изменить в слове само-кат, чтобы получился само-вар?" (изменить конец слова.)
На третьем этапе перед детьми - одна предметная картинка, например: самовар. После названия картинки дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
"Замените вар на кат. Что получилось, назовите. (самокат.) Замените кат на лет" и т.д.
Речевой и картинный материал:
а) слова с двусоставной инициальной частью -
самовар, самолет, самокат;
паровоз, пароход;
телефон, телевизор, телебашня;
ворота, ворона, воробей;
б) слова с односоставной инициальной частью -
лиса, лицо, лимон;
нога, ноты, норы;
каша, каток, кабан;
салют, салат, сапог;
мастер, матрас, матрос;
камень, качели, калитка;
бусы, бумага, букашка;
пенал, петух, песок.
Найди маленькое слово в большом
Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух слова, в которых утрированно выделяет ударную часть, являющуюся словом. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
"Найдите маленькое слово в большом."
Речевой материал:
колобок,клубок, цветок, молоток, рыбак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п.
Сделай одно слово из двух
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например: вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию.
Инструкция:
"Сделайте одно слово из двух."
Речевой материал:
вол+осы; пол+осы; верх+ушки;
корм+ушки; вол+на; мак+ушки; маска+рад; кар+точка.
Картинный материал:
вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым клювом (кар), точка.
Поменяй местами части слова
Ход игры.
Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы.
Например: чай-ка
Инструкция:
"Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово."
Речевой материал: дыра (рады)
насос (сосна)
сосна (насос)
лама (мала)
банка (кабан)
чайка (качай)
лыжи (жилы)
мышка (камыш)
Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...
Формирование навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования
Эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования. С помощью схем и моделей ребёнок не только слышит, но и видит элементы речи, какой звук следует за каким, сколько всего зву...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Учебно-методические материалы...
«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова
laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика – это...
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...
Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"
Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...