Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя ИЗО в учебной деятельности в ДОУ. (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада. Я хочу поделиться опытом своей работы во взаимодействии со вторым помощником, после воспитателя на группе,- это Воспитатель ИЗО. Мы взаимодействуем и решаем вместе не только образовательные, но и коррекционно-развивающие задачи образования детей, при этом совершенствуем свои знания в новых педагогических технологиях. Мы не только слушаем, но и слышим друг друга, своевременно делимся информацией, работаем не только по своему направлению деятельности, но и включаем специальные методы и приемы, которые обеспечивают достижение общих коррекционных, воспитательных и образовательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda_i_vospitatelya_izo.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя ИЗО в учебной деятельности в ДОУ. (из опыта работы)
Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада. Я хочу поделиться опытом своей работы во взаимодействии со вторым помощником, после воспитателя на группе,- это Воспитатель ИЗО. Удачное размещение наших кабинетов (расположены рядом) позволяют больше времени общаться друг с другом, взаимодействовать и решать вместе не только образовательные, но и коррекционно-развивающие задачи образования детей, при этом совершенствовать свои знания в новых педагогических технологиях. Мы не только слушаем, но и слышим друг друга, своевременно делимся информацией, работаем не только по своему направлению деятельности, но и включаем специальные методы и приемы, которые обеспечивают достижение общих коррекционных, воспитательных и образовательных задач.
В нашем взаимодействии можно выделить несколько составляющих: * Самоподготовка по актуальным вопросам как логопедии, так и ИЗО, смежных наук, постоянный обмен соответствующей информацией. *Совместное обсуждение результатов исследования, проведенной работы, как в речевой, так и внеречевой сфере детей; оценка степени «продвижения», освоения знаний детей. *Обмен профессиональной информацией. *Специальный подбор методов и приемов работы, а также апробация и адаптация их в работе. * Включение в свою деятельность адаптированных методов и технологий друг друга.
В ДОУ каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас (логопед-воспитатель ИЗО), информирует друг друга об особенностях развития детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач. В основу работы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала , который подобран с учётом актуальности темы для детей старшего дошкольного возраста.
Что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, у нас возникла необходимость изменить форму и содержание обучающей деятельности и использовать комплексно-игровой метод организации непосредственно образовательной фронтальной деятельности. Сюжетно-тематическая организация деятельности в игровой форме более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Опыт и современные исследования показывают, что логопедический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой степени логопед умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы в образования дошкольника. В своей работе мы с воспитателем ИЗО стали использовать новый метод проектов, который на сегодняшний день стал одним из наиболее эффективных. Использование его, как новой формы инновационной педагогической технологии открывает новые возможности воспитания и обучения детей. Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. На основе моего многолетнего опыта работы с детьми с разными речевыми нарушениями я решила, что необходимо осуществлять коррекционный процесс непрерывным, равноправными звеньями которого являются логопед, воспитатель, специалисты ДОУ ( в частности- воспитатель ИЗО), родители. А проектирование деятельности признано одной из основных инноваций, при реализации принципа непрерывности образования, что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в дошкольных образовательных учреждениях. Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Но важно правильно построить и правильно организовать проектную деятельность . Многие проекты составлялись в совместном обсуждении с педагогами и специалистами ДОУ, что еще раз подтверждает взаимосвязь нашей работы. Проектную деятельность всегда разворачиваем в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Основой является проблема, при работе с которой мы всегда рассматриваем следующее: выбираем несколько вариантов ее решения, строим образовательную деятельность так, чтобы отдельные моменты работы, способы достижения цели легко заменялись, корректировались, модернизировались. Чтобы в любой образовательной области они легко приспосабливались, адаптировались к изменяющимся условиям и каждый педагог, работающий в этом проекте, мог себя реализовать, как знающий педагог своей деятельности. Результативность и эффективность такой работы очевидна и легко прослеживается в сравнении диагностик специалистов в начале, середине и в конце учебного года. Воспитатель ИЗО согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, последовательностью изучения лексических тем, включает в свои занятия: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. Воспитателем ИЗО используются и нетрадиционные формы художественно –графической техники: и рисование пальчиками, печать по трафаретам, кляксографии трубочками, лепка из соленого теста, складывание оригами и т.д.
Описание приемов работы с использованием данных техник, планирование деятельности по художественному творчеству на весь учебный год идет в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в ходе логопедической образовательной деятельности. Для обеспечения и подразделения интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения координации речи с движением. При составлении индивидуальной коррекционной работы с детьми мы учитываем особенности их внимания, памяти и других психических процессов. На протяжении всего учебного года работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется параллельно между логопедом и воспитателем ИЗО. Мы педагоги определяем тот объем речевого и стимульного материала, который должен быть определен индивидуальными особенностями каждого ребенка. Как показывает опыт, методы и технологии работы логопеда и воспитателя ИЗО успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формировании и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников. Способы взаимодействия специалистов, обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают эффективность педагогического процесса. К выделенным в каждом разделе лексическим темам, включающим лексический минимум (предметный словарь, словарь признаков и действий) предлагаю грамматический минимум, усвоение которого становится возможным на базе данного лексического запаса. После того как лексический и грамматический минимумы отработаны, активизированы в речевых конструкциях (в словосочетаниях, предложениях различного типа), я включаю их в самостоятельные высказывания, пересказы, рассказы, рассказы-описания детей. Воспитатель ИЗО опираясь на полученную базу знаний строит свою непосредственно образовательную деятельность, закрепляя на практике полученные знания. Например: пройдена тема знакомства со звуком на логопедической стороне; закрепляем в образовательной области художественного творчества в чистоговорках, физминутках, рифмовках на материале, наполненном этим звуком. Ко Дню влюбленных пройдена лексическая тема « Дружба» , результат ИЗО- изготовление подарков, Валентинок и т.д. для друзей и любимых людей. Следовательно, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода. Тем самым исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка (активный и пассивный) расширяется без ограничений. В некоторых случаях коррекционно-речевая работа воспитателя ИЗО предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, а в других – воспитатель ИЗО сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов логопедической деятельности. Тоже самое можно сказать и роли логопеда в деятельности воспитателя ИЗО. Таким образом: Только тесный контакт в работе специалистов, могут способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.
На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть напр...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития....
Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы
Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с педагогами на 2024-2025 учебный год
В плане расписаны темы консультаций, мастер-классов, семинаров для педагогов ДОУ...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями на 2024-2025 учебный год
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями направлен на привлечение их к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка....