Приемы работы по сюжетным картинками.
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Рекомендации для родителей и воспитателей по развитию связной речи при помощи сюжетных картинок. Рекомендации можно использовать для занятий с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_po_syuzhetnym_kartinkami.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы по сюжетным картинками.

  1. Логопед раскладывает на столе серии сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает  рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке – эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а дети должны показывать картинки.
  2. Логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
  3. Детям раздается по одной, начальной картинке из каждой серии, а остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту карточку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней карточка, показанная логопедом. Получив все карточки, относящиеся к своей серии, дети должны разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
  4. Логопед читает рассказ и сам составляет на наборном полотне картинке. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений задаются наводящие вопросы.
  5. На наборном полотне расставлены сюжетные картинки. Логопед задает детям вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные отношения.
  6. Детям раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Логопед составляет план рассказа, в соответствии с которым дети

должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.

  1. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Логопед начинает  рассказ по первой картинке, дети должны продолжать его по своим картинкам.
  2. Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по всем картинкам. После этого дети придумывают имена героям рассказа.
  3. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и составить по ним рассказ.
  4. Все картинки перемешиваются, и каждому ребенку дается 2-3- из них. Дети рассматривают и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.
  5. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  6. Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.
  7. Составив рассказ по серии картин, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущими и последующими событиями.
  8. После составления рассказа по серии сюжетных картин дети с помощью логопеда или воспитателя передают его содержание в лицах.
  9. Ребенок учится по памяти воспроизводить название и последовательность картинок уже пройденной сказки, рассказа: давать описание сюжета с последующим сравниванием изображенного на картинке:

- О чем ты забыл рассказать?

  1. С помощью логопеда дети учатся по памяти рассказывать сказку, рассказ.
  2. Постепенно дети обретают навыки самостоятельно раскладывать и определять последовательность событий, изображенных на картинках, незнакомой сказки, сюжета, рассказа, а также подбирать картинки к тексту, рассказываемому логопедом.
  3. Прослушивая несколько фрагментов магнитофонной записи (3 картинки), дети учатся подбирать соответствующие картинки, самостоятельно дорассказывать сказку (воспроизводить начало сказки).
  4.  С большим увлечением ребята распутывают сюжетную канву двух сказок. – Разложи последовательно картинки двух сказок и вспомни их названия («Теремок», «Гуси-лебеди»).
  5. Вспомогательные вопросы, по мнению педагогов, являются одним из приемов активного руководства рассказыванием с элементами творчества, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
  6. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. В процессе рассказывания вопросы лучше задавать осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказывать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ

Комплекс логопедического   воздействия  направленный на развитие  связной речи  с использованием картинки   детей старшего      дошкольного ...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Использование в работе приёмов связной речи: рассказывание, работа с сериями сюжетных картинок, использование схем

           Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке...

Игровые приемы в работе с сюжетными картинами

Данный материал подходит для работы с детьми, имеющими нарушения зрения....

Методы и приемы обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок детей старшего дошкольного возраста.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных  картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-...