Игровые приемы в работе с сюжетными картинами
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данный материал подходит для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хочу познакомить Вас с игровыми приемами при работе с сюжетными картинами, используемыми тифлопедагогом на своих занятиях. Данная работа направлена на подготовку детей к восприятию картины и в помощь воспитателям в проведении составления рассказа по картине (описательного или повествовательного). Эти приемы можно использовать воспитателям на занятиях или в подготовительной работе по рассматриванию картины, вне занятий.
1. ИГРА – ЗАГАДКА « ОКОШКИ»
Цель: Концентрация внимания на основных объектах. Определение социальной принадлежности объектов. Фиксация взора.
Оборудование: Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины схожие по сюжету.
Ход игры: - Кого мы видим в окошках?
- Сколько мальчиков и девочек вы видите?
- Как вы определили?
- Опишите внешность ребенка, не называя, кто он (мальчик или девочка), а мы попробуем отгадать в каком окошке загаданный объект и кто он.
- Скажите, какая картина спряталась.
2. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Цель: Развитие зрительного внимания. Упражнение в планомерном восприятии картины.
Оборудование: Две картины схожие по сюжету, но с небольшими отличиями.
Ход игры: I вариант: Внимательно посмотрите на эти картины, найдите и назовите отличия.
II вариант: Кто больше назовет отличай.
3. «ПОДБЕРИ ОБЪЕКТ К КАРТИНЕ»
Цель: Развитие зрительного внимания. Локализация объекта на зашумленном фоне.
Оборудование: Картина, объекты данной картины и других картин.
Ход игры: - Кто (что) изображен на картинке?
- Найди и покажи на картине такой же объект, как у тебя (По необходимости проверить способом наложения).
4. «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
Цель: Развивать целостность восприятия (составлять целое из частей), аналитико-синтетическую деятельность.
Оборудование: Картина, разрезанная картина.
Ход игры: Выложи картину из частей.
I вариант: по образцу; II вариант: по памяти.
5. «ГЛАВНОЕ – ВТОРОСТЕПЕННОЕ»
Цель: Локализация объекта на зашумленном фоне. Определение пространственного расположения. Развитие памяти, логического мышления.
Оборудование: Картина.
Ход игры: - Назовите главные объекты на этой картине.
- Почему они главные?
- Назовите второстепенные объекты?
- Что это за птицы? В какую сторону летят? Как они летят?
- Найди дома светло коричневого цвета. Где они находятся? Чем они отличаются? Какой дом дальше? Как вы узнали?
- Зачем художник изобразил их на картине?
6. «ЗВУКИ»
Цель: Усиление образности восприятия картины, развитие слухового восприятия.
Оборудование: Картина.
Ход игры: Посмотрите на картину. Представьте, что мы находимся в этом дворе. Вот дома, деревья, рядом трудятся дети. Закройте глаза и представьте, какие звуки можем услышать.
Правильно. Все названные звуки можно услышать, если находиться на месте, изображенном на картине.
7. «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ВЕСНОЙ?»
Цель: Закрепить представления детей о труде человека весной в природе. Развивать умение анализировать увиденное и выделять, характерные весеннему периоду, действия человека.
Оборудование: Карточки с видами деятельности человека в природе в разные сезоны.
Ход игры: У меня на столе находится множество картинок. Вы должны выбрать те картинки, на которых изображен труд людей в природе весной, и рассказать, почему вы выбрали ту или иную картинку.
!!! А сейчас минуточку внимания. Я прошу Вас внимательно посмотреть на картину «Дети сажают деревья» и запомнить ее. Через некоторое время мы вернемся к работе именно с этой картиной.
8. «ПОЗА»
Цель: Развивать понимание расположения тела и его частей в пространстве. Упражнять в умении определять позу и описывать ее. Развивать мышление, умение устанавливать взаимосвязь позы с действием, которое выполняет человек.
Оборудование: Картина.
Ход игры: - Опиши позу любого ребенка (стоит или сидит, как расположена его спина, ноги, руки, голова).
- О чем нам говорит его поза?
Правильно, по позе человека мы понимаем его действия.
9. «МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Цель: Учить понимать позу персонажа картины, переносить положение тела персонажа с картины на модель. Развивать пространственное восприятие (восприятие расположения тела и его частей в пространстве).
Пособия: Картина, деревянные шарнирные модели.
Ход игры: Перед Вами две картины. Выберите любой персонаж и постарайтесь, как можно точно, смоделировать его на шарнирном человечке. А потом мы постараемся определить, кого и с какой картины смоделирована поза.
10. «ИЗОБРАЗИ И ОТГАДАЙ»
Цель: Учить понимать позу персонажа картины, переносить положение тела персонажа с картины на себя. Развивать пространственное восприятие (восприятие расположения тела и его частей в пространстве).
Оборудование: Картины.
Ход игры: Перед Вами две картины. Выберите любой персонаж и постарайтесь, как можно точно, изобразить позу человека. А мы постараемся определить, кого и с какой картины смоделирована поза.
11. «КТО ГДЕ СПРЯТАЛСЯ»
Цель: Развивать зрительное внимание и память. Локализация заданного силуэта из множества схожих силуэтов на зашумленном фоне.
Оборудование: Картина, черные силуэты на белом зашумленном фоне.
Ход игры: Найдите силуэты, соответствующие позам детей на нашей картине и назовите их местоположение на доске (по рядам и столбикам).
12. «СОСТАВЬ КАРТИНУ»
Цель: Развивать зрительное внимание и долговременную память, пространственное восприятие.
Оборудование: Силуэты, клеточное поле, картина.
Ход игры: - У каждого из Вас множество силуэтов. Выберите соответствующие картине силуэты и разложите на подставках их так же, как на картине «Дети сажают деревья» (Картина закрыта).
- Поменяйтесь подставками друг с другом и проверьте, правильно ли выложена картина.
- Были у кого-нибудь ошибки?
13. «ОТСТАВАЙ - ЗАБЕГАЙ»
Цель: Учить анализировать действия на картине и на основе этого представлять события предшествующие и последующие. Развивать логику, мышление, речь.
Оборудование: Картина.
Ход игры: Подумайте и расскажите, что было до этого события и что будет потом.
Представленные игровые приемы работы с сюжетными картинами направлены на формирование у детей познавательного интереса и накопление зрительного опыта:
- выделение главных и второстепенных объектов;
- определение социальной принадлежности объекта;
- выделение эмоционального состояния объекта;
- определение позы объекта для осмысления действия, сюжета картины;
- определение пространственного расположения объектов (выделение многоплановости картины), ориентировка на себе, от себя и от объекта;
- развитие зрительного внимания и памяти.
А так же на развитие речи: умение говорить распространенными предложениями (сложносочиненными и сложноподчиненными).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»
Цель: 1. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.2. Углубить знания детей о зимних развлечениях.3. Совершенствовать грамматическ...

Конспект НОД по развитию речи Тема: Работа с сюжетной картиной.
Конспект для занятия по развитию речи...

Игровые приемы формирования умения определять состав картины при творческом рассказывании
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала восп...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»
Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Образовательные задачи:1. Соверш...

Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...
Работа с сюжетной картиной
Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа....