Динамические паузы в логопедической работе
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Подборка динамическх упражнений на все звуки родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamicheskie_pauzy_po_karelskoy.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
Гласные звуки
Гномы (а, у, и)
Утром гномы в лес пошли. | Энергичный шаг на месте. |
По дороге гриб нашли. | Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе. |
А за ним-то - раз, два, три - | Наклоны туловища из стороны в сторону. |
Показались еще три! | Руки в стороны, затем вниз. |
И пока грибы срывали, | Наклоны вперед, руки к полу. |
Гномы в школу опоздали. | Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону. |
Побежали, заспешили | Бег на месте. |
И грибы все уронили! | Присесть. |
На грядке и на ветке (а)
Раз, два, три, четыре. | Шаги на месте. |
Апельсин дадим мы Ире. | Руки вперед, ладонями вверх. |
Пять, шесть, семь, восемь, | Шаги на месте. |
Ананас у Сени спросим. | Руки вперед, ладонями вверх. |
Девять, десять - завернем, | Моталочка руками. |
Его Боре отнесем. | Наклон вперед, руки тоже вперед, ладонями вверх. |
Вот на грядке, посмотри: | Наклон вперед, дотронуться руками до пола. |
Есть арбузы - | Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны. |
Раз, два, три. | Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны. |
А на ветке - абрикос. | Потянуться руками вверх. |
Он на солнце так подрос! | Развести руки в стороны. |
Ты за ним тянись, тянись, | Подняться на носочки, потянуться руками вверх. |
Но смотри, не оступись! | Быстро присесть. |
Утка и кот (у, и)
Утка крякает, | Утиные шаги вперевалку. |
Зовет | Зовущий жест рукой. |
Всех утят с собою. | Быстрые, семенящие шажки вперевалку. |
А за ними кот идет, | Вкрадчивые шаги кота. |
Словно к водопою. |
|
У кота хитрющий вид, | Прищурить глазки, посмотреть хитро. |
Длинные когтищи. | Показать цапки-царапки. |
Не смотри ты на утят! | Погрозить пальцем. |
Их не дам в обиду! | Руками, словно крыльями, загородить за собой «утят». |
Индюк (и, у)
Ходит по двору индюк | Шаги на месте. |
Среди уток и подруг. |
|
Вдруг увидел он грача. | Остановиться, удивленно посмотреть вниз. |
Рассердился. |
|
Сгоряча затопал, | Потопать ногами. |
Крыльями захлопал. | Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам. |
Весь раздулся, словно шар | Руки на поясе. |
Или медный самовар. | Сцепить округленные руки перед грудью. |
Затряс бородою, | Помотать головой, «поболтать» как индюк. |
Понесся стрелою. | Бег на месте. |
Кот Тимоша (о, и)
Кот Тимоша жил на крыше. | Руки поднять вверх. |
Ниже, в доме, жили мыши. | Наклон вперед, руками дотронуться до пола. |
По стене взбирались мыши, | Руками «шагать» от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру. |
Не боясь кота на крыше. |
|
Караулил кот мышей, | Руки к ушам, прислушаться. |
Вынув пробки из ушей. |
|
Он готовил мышеловки, | Ладони захлопнуть («мышеловка»). |
Но мышата были ловки. | Попрыгать на месте, руки на поясе. |
Спрятавшись за спину Тишки, | Ладони перед лицом, выглядывать из |
В прятки с ним играли мышки. | за них то с одной, то с другой стороны. |
Облако (о)
Беленькое облако | Округленные руки перед собой, пальцы в замок. |
Поднялось над крышей. | Не расцепляя рук, поднять их над головой. |
Устремилось облако | Выпрямить руки. |
Выше, выше, выше. | Потянуться руками вверх. |
Ветер это облако | Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону. |
Зацепил за кручу. | Сцепить руки кончиками пальцев над головой. |
Превратилось облако | Руками описать через стороны вниз |
В дождевую тучу. | большой круг и опустить. Присесть. |
Разминка (э)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте. | Прыжки. |
ЭХ! Руками машем вместе. | Движение «ножницы» руками. |
ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки, | Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть. |
Посмотрели на картинки. | Нагнувшись, голову поднять как можно выше. |
ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже. | Глубокий наклон вперед, руки на поясе. |
Наклонились к полу ближе. | Дотронуться руками до пола. |
Э-э-э! Какой же ты лентяй! | Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем. |
Потянись, но не зевай! | Руками тянуться вверх, поднявшись на носки. |
Повертись на месте ловко. | Покружиться. |
В этом нам нужна сноровка. |
|
Что, понравилось, дружок? |
|
Завтра будет вновь урок! |
|
Кто за кем идет (а, о, ы)
Дети встают в круг.
Цыпленок на цыпочках | Дети крадучись идут на носках. |
Крался за кошкой. |
|
А кошка на цыпочках |
|
Шла за Антошкой. |
|
Антошка на цыпочках |
|
Двигался к дому. |
|
Теперь повернемся, | Развернуться в другую сторону. |
Пойдем по-другому. |
|
На пятках за кошкой |
|
Плетется Антошка. | Идти на пятках. |
За бедным цыпленком - |
|
Усатая кошка. |
|
Цыпленок от страха |
|
Забрался в корзину. | Присесть, руки - к полу. |
Сердитая кошка |
|
Выгнула спину. | Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину. |
Согласные звуки
Липы (п, т, к, л)
Вот полянка, а вокруг | Широким жестом развести руки в стороны. |
Липы выстроились в круг. | Округленные руки сцепить над головой. |
Липы кронами шумят, | Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону. |
Ветры в их листве гудят. |
|
Вниз верхушки пригибают | Наклониться вперед. |
И качают их, качают. | Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону. |
После дождика и гроз | Выпрямиться, руки поднять. |
Липы льют потоки слез. | Плавно опустить руки, перебирая пальцами. |
Каждый листик по слезинке | Руки вниз, энергично потряхивать кистями. |
Должен сбросить на тропинки. |
|
Кап и кап, кап и кап - | Хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала |
Капли, капли, капли, - кап! | в одну, потом в другую сторону. |
До чего же листик слаб! | «Уронить» руки. |
Он умоется дождем, | Погладить сначала одну, потом другую руку. |
Будет крепнуть | Сжать кулаки. |
С каждым днем. |
|
Огород (т)
Повторяй за мной зарядку. | Шаги на месте. |
В ней звук [Т] |
|
Пришел на грядку. |
|
Тыква вот, а вот томат. | Вытянуть руки влево, вправо. |
Здесь - капуста, здесь - салат. | Наклониться к левой ноге, затем к правой. |
| Выпрямиться. |
Тмин, картошка, артишок | Руки на пояс, к плечам, вверх. |
И петрушки корешок. | Руки опустить. |
Все, что вырастили мы, | Развести руки в стороны. |
Будем есть мы до весны. | Руки вниз, выпрямиться. |
Новоселье (к, г)
Динь-дон, динь-дон - | Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе. |
Гномы строят новый дом. | Кулак на кулак. |
Красят стены, крышу, пол, | Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,внизу. |
Прибирают все кругом. | «Метем» метлой. |
Мы к ним в гости придем | Шаги на месте. |
И подарки принесем. | Вытянуть руки вперед, ладонями вверх. |
На пол - мягкую дорожку, | Наклон вперед, руками «стелем» дорожку. |
Расстелив ее к порожку. | Попятиться назад. |
Две подушки на диван, | Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую. |
Меду липового жбан. | Руки округлить, вытянуть перед собой. |
Зайцы (с, з)
Скачут, скачут во лесочке | Прыжки на месте на двух ногах. |
Зайцы - серые клубочки. | Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки. |
Прыг-скок, прыг-скок - | Прыжки вперед - назад, вперед - назад. |
Встал зайчонок на пенек. | Встать прямо, руки опустить. |
Всех построил по порядку, |
|
Стал показывать зарядку. |
|
Раз! Шагают все на месте. | Шаги на месте. |
Два! Руками машут вместе. | Руками перед собой выполняют движение «ножницы». |
Три! Присели, дружно встали. | Присесть, встать. |
Все за ушком почесали. | Почесать за ухом. |
На «четыре» потянулись. | Выпрямиться. |
Пять! Прогнулись и нагнулись. | Прогнуться, наклониться вперед. |
Шесть! Все встали снова в ряд, | Построиться в ряд. |
Зашагали как отряд. | Шаги на месте. |
Цок, цок, цок! (ц)
Громко цокают копытца. | Шаги на месте. |
По мосту лошадка мчится. | Скакать, как лошадки. |
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку | Бег на месте с подскоками. |
Жеребенок и мальчишка. |
|
Цок - копытце жеребенка. | Топнуть правой ногой. |
Цок - каблук о доски звонко. | Топнуть левой ногой. |
Понеслись, лишь пыль клубится. | «Моталочка» руками. |
Всем пришлось посторониться. | Пятиться на каблуках назад. |
Кошка (с, ш)
Вот окошко распахнулось. | Руки развести в стороны. |
Вышла кошка на карниз. | Имитация мягкой, грациозной походки кошки. |
Посмотрела кошка наверх, | Запрокинуть голову, посмотреть вверх. |
Посмотрела кошка вниз. | Опустить голову, посмотреть вниз. |
Вот налево повернулась, | Повернуть голову к левому плечу. |
Проводила взглядом мух. | Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» муху. |
Потянулась, улыбнулась | Соответствующие движения и мимика. |
И уселась на карниз. | Сесть на свои места. |
Журавленок и жабы (ш, ж)
Журавленок встал на ножки, |
|
Пошагать решил немножко. | Шаги с высоко поднятыми коленями. |
Смотрит вдаль из-под ладошки. | Движения в соответствии с текстом. |
Кто там скачет по дорожке? | Прыгать на месте, руки на поясе. |
Жабы вышли на лужок. | Шаги на месте. |
Жабы встали все в кружок. | Образовать круг. |
Важно подняли головки. | Поднять голову. |
Посмотрите, как мы ловки! | «Гордые» повороты головы вправо - влево. |
Вот похлопали в ладошки. | Похлопать в ладоши. |
Вот попрыгали немножко. | Прыгать на обеих ногах. |
Поскакали, | Прыгать то на правой, то на левой ноге. |
Покружились. | Кружиться на месте. |
А потом остановились. | Остановиться и сесть на свое место. |
Снежинки (с - з, ш - ж)
Закружились, завертелись | Покружиться на месте. |
Белые снежинки. |
|
Вверх взлетели белой стаей | Поднять руки. |
Легкие пушинки. | Покружиться на носках. |
Чуть затихла злая вьюга - | Опустить руки, встать прямо. |
Улеглись повсюду. | Присесть, руки к полу. |
Заблистали, словно жемчуг ,- | Встать, руки вперед. |
Все дивятся чуду. | Развести руки в стороны. |
Заискрились, засверкали | Руками выполнить движение «ножницы». |
Белые подружки. |
|
Заспешили на прогулку | Шаги на месте. |
Дети и старушки. |
|
Чок-чок, каблучок (ч)
Чок-чок, каблучок! | Потопать ногами. |
В танце кружится сверчок. | Покружиться. |
А кузнечик без ошибки | Движения руками, как при игре на скрипке. |
Исполняет вальс на скрипке. |
|
Крылья бабочки мелькают - | Движения руками, как крыльями. |
С муравьем она порхает. | Покружиться парами на подскоках. |
Приседает в реверансе | Девочки делают реверанс. |
И опять кружится в танце. | Покружиться. |
Под веселый гопачок | Танцевальные движения, как в гопаке. |
Лихо пляшет паучок. |
|
Звонко хлопают ладошки! | Похлопать в ладоши. |
Все! Устали наши ножки! | Сесть на свое место. |
Котище (щ)
У нашего котища | Показать, какие глазищи у кота. |
Желтые глазищи. |
|
У нашего котища |
|
Длинные усищи. | Показать, какие длинные усы у кота. |
У нашего котища |
|
Острые когтищи. | Показать острые цапки-царапки. |
У нашего котища |
|
Умные мыслищи. | Движения рук от головы вверх. |
Моется котище |
|
С каждым днем все чище, | Показать, как кот умывается. |
Отмывая мордочку |
|
От остатков пищи. |
|
Вечером охотится |
|
В чулане за мышами. | Крадущиеся шаги на носках. |
И играет в ладушки |
|
С пушистыми котами. | Разбиться на пары, играть в ладошки. |
Солнышко (л, р)
Солнышко, солнышко, | Потянуться руками вверх, встать на |
В небе свети! | носки. |
Яркие лучики | Вытянуть руки вперед, ладонями вверх. |
К нам протяни. |
|
Ручки мы вложим | Разбиться на пары, протянуть друг |
В ладошки твои, | другу руки. |
Нас покружи, | Покружиться парами. |
Оторвав от земли. |
|
Вместе с тобой мы пойдем | Выстроиться в цепочку, держа друг |
На лужок. | друга за руки. |
Там все мы встанем | Образовать круг. |
Дружно в кружок. |
|
С песнями водим | Идти по кругу. |
Мы хоровод. |
|
Солнышко с нами |
|
По кругу идет. |
|
Хлопают радостно | Похлопать в ладоши. |
Наши ладошки. |
|
Быстро шагают | Идти быстрым шагом. |
Резвые ножки. |
|
Солнышко скрылось, | Присесть, голову закрыть руками. |
Ушло на покой. | Руки под щеку. |
Мы же на место | Тихо, спокойно сесть на свое место. |
Сядем с тобой. |
|
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ
Гласные эвуки
Утята (а, у, и)
Встали как-то утром в ряд | Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки. |
Десять маленьких утят. | Показать десять пальцев. |
Посчитались, | Посчитать пальцы. |
Удивились, | Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят. |
На две группы разделились. | Руки в стороны, пальцы растопырены. |
Перышки почистили, | Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке. |
Головкой повертели, | Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. |
Червячка склевали, | Хватательные движения клювами-пальцами. |
К речке побежали. | Пальцами «пробежаться» по столу. |
Ириски от киски (а, у, и, ы, о)
В гости к нам явилась киска. | Из пальцев «сделать» «киску». |
Всем дает она ириски: | Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски». |
Мышке, лебедю, жуку. | Из пальцев «сделать» указанных в тексте |
Псу, зайчонку, петуху. | «персонажей». |
Рады, рады все гостинцам! | Из обоих кулаков одновременно и энергично |
«выбросить» пальцы. |
|
Это видим мы по лицам. | Показать раскрытые ладони. |
Все захлопали в ладошки. | Хлопать в ладоши. |
Побежали в гости к кошке. | Пальцами «пробежаться»» по столу. |
Мышка мыла лапку (ы, а)
Мышка мылом мыла лапку, | Одной рукой «мыть» другую. |
Каждый пальчик по порядку. | Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки. |
Вот намылила Большой, | Всеми пальцами сначала правой, а потом |
Сполоснув потом водой. | левой руки «намыливать» большие пальцы. |
Не забыла и Указку, | То же - с указательными пальцами. |
Смыв с него и грязь, |
|
И краску. |
|
Средний мылила усердно | То же - со средними пальцами. |
(самый грязный был, наверно). |
|
Безымянный терла пастой - | То же - с безымянными пальцами. |
Кожа сразу стала красной. |
|
А Мизинчик быстро мыла: | Быстро и осторожно «намыливать» мизинцы. |
Очень он боялся мыла! |
|
Дружная семья (э, а)
- Эх! - вздохнул Большак,- | Сжать кулаки, поднять большие пальцы. |
Устал! | Согнуть большие пальцы. |
Много дров я накидал. | Постучать выпрямленными большими пальцами |
по столу. |
|
- Эй! Указка! Просыпайся! | Большими пальцами постучать по указательным. |
Быстро в школу собирайся. | Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом. |
Этак можно все проспать! | Махнуть руками. |
Середняк, кончай зевать! | Большими пальцами постучать по средним. |
Безымянный, марш во двор! | Большими пальцами постучать по безымянным. |
Повалился наш забор. | Кистями обеих рук «упасть» на стол. |
Вам с Мизинчиком - чинить, | Большими пальцами постучать по мизинчикам. |
Мне же - кашу вам варить. | Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу». |
Согласные звуки
Наши пальцы (п - б)
Пальцы встали дружно в ряд: | Показать ладони с выпрямленными пальцами. |
Десять крепеньких ребят. | Сжать пальцы в кулаки. |
Эти два - всему указки. | Показать два указательных пальца. |
Все покажут без подсказки. | Пальцы придерживать большими. |
Пальцы - два середнячка, | Показать два средних пальца. |
Два здоровых бодрячка. | Пальцы придерживать большими. |
Ну, а эти - безымянны, | Показать безымянные пальцы. Остальные |
Молчуны, всегда упрямы. | придерживать большими. |
Два мизинца - коротышки, | Показать мизинцы. Все: остальные пальцы |
Непоседы и плутишки. | придерживать большими пальцами. |
Пальцы главные средь них,- | Показать два больших пальца, остальные |
Два больших и удалых. | сжать в кулаки. |
Дом на горе (кг)
На горе мы видим дом | Кистями рук сложить «домик». |
Много зелени кругом. | Волнообразные движения кистями рук. |
Вот - деревья, вот - кусты. | Руками сделать «деревья», «кусты». |
Вот - душистые цветы. | Пальцами показать «бутон», «распускающийся |
цветок». |
|
Окружает все забор. | Пальцами показать «забор». |
За забором - чистый двор. | Погладить ладонями стол. |
Мы ворота открываем, | Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются». |
К дому быстро подбегаем. | Пальцами «пробежаться» по столу. |
В дверь стучимся: | Постучать кулаками по столу. |
«Тук-тук-тук!» |
|
Кто-то к нам идет на стук... | Ладонь приставить к правому уху, «прислушаться». |
В гости к другу мы пришли | Вытянуть руки вперед, как будто преподнося |
И гостинцы принесли. | что-то. |
Угощение гномов (к, г)
Стали гномы гостей | Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди |
Приглашать, | на подушечки пальцев левой руки. |
Стали гномы гостей |
|
Угощать. | Затем - наоборот. |
Каждому гостю | «Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. |
Досталось варенье. |
|
Пальчики склеило | Последовательно, начиная с большого, «склеить» |
То угощение. | соответствующие пальцы на обеих руках. |
Плотно прижалась | Прижать ладони одна к другой. |
Ладошка к ладошке. |
|
Гости не могут | Плечи приподнять,руки слегка развести в |
Взять даже ложки! | стороны - «удивиться». |
Чехарда (к, г}
У кошки было пять котят, | Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них «кошку». |
А у гусыни - пять гусят. | Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них «гуся». |
Детишки резвые в саду | Кистями рук «перепрыгивать» одна через |
Сыграть решили в чехарду. | другую несколько раз (на столе). |
У гусят-то - крылышки, | Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»; |
У котяток - лапки. | «Цапки-царапки». |
На крылышках-то - перышки, | Пошевелить пальцами обеих рук. |
На лапочках - царапки. | Показать «цапки-царапки». |
Перышки-то - мягкие, | Погладить каждый палец сначала на правой, |
Легкие пушинки. | потом на левой руке. |
Коготки-то острые | «Цапками-царапками» поскрести по столешнице. |
Больно ранят спинки. |
|
Бойцы-молодцы (г, к, м)
Пальцы эти - все бойцы, | Растопырить пальцы на обеих руках. |
Удалые молодцы. | Сжать пальцы в кулак. |
| Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу. |
Два - больших и крепких малых | Приподнять два больших пальца. |
И солдат в боях бывалых. |
|
Два - гвардейца-храбреца, | Приподнять указательные пальцы. |
Два - сметливых молодца. | Приподнять средние пальцы. |
Два - героя безымянных, | Приподнять безымянные пальцы. |
Но в работе очень рьяных! |
|
Два мизинца - коротышки - | Приподнять мизинцы. |
Очень славные мальчишки! | Хлопнуть ладонями по столу. |
Мишки (т, д, ш)
Мама мишек будит рано. | Пальцами обеих рук изобразить «мишек». |
Не встают они с дивана! | Удивленно пожать плечами. |
- Эй, Большак! Вставай скорей! | Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке. |
Ждут друзья уж у дверей! | Указать руками на дверь. |
- Ну, а ты, лентяй Указка,- | Встряхнуть указательные пальцы. |
У тебя засохла краска! | Изобразить руками ведро. |
Вы должны с Середняком | Встряхнуть средние пальцы. |
Побелить амбар и дом. | Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх. |
Безымянный, мой бедняжка! | Погладить безымянный палец пальцами |
Знаю, болен был ты тяжко. | Другой руки |
Пожалею я тебя, | Прижать безымянный палец к ладони и |
Полежи еще два дня. | Погладить его. |
Ты, Мизинчик-малышок, | Встряхнуть мизинцы. |
Роста у тебя - вершок! | Показать, какого «роста» мизинчик. |
Но зато проказ и драк | Погрозить мизинцу пальцем. |
Сосчитать нельзя никак! | Сосчитать на пальцах «проказы» мизинчика |
Листочки (е, л)
Ветер северный подул - | Подуть на пальцы. |
«С-с-с»,- все листья | Произнести звук «с-с». |
С липы сдул... |
|
Полетели, закружились | Ладони обеих рук зигзагами плавно |
И на землю опустились. | опустить на стол. |
Дождик стал по ним стучать: | Постучать пальцами по столу. |
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» |
|
Град по ним заколотил, | Постучать кулаками по столу. |
Листья все насквозь пробил. |
|
Снег потом припорошил, | Плавные движения кистями рук вперед - |
назад - вперед... |
|
Одеялом их накрыл. | Ладони крепко прижать к столу. |
3айка (с, з)
3айка - скок, зайка - скок! | «Зайка» из пальцев скачет по столу. |
За кусток - и молчок. | Кисть левой руки - «куст», кисть правой - |
«зайка». Он прячется» за куст. |
|
Из-за кустика выглядывает, | Показать названные действия руками. |
На ребятушек поглядывает. |
|
3оя пальчиком грозит, | Погрозить «зайке» пальцем. |
3айке спрятаться велит: |
|
«Бродит серый волк в лесу, | Пальцами правой руки показать «волка». |
Он поймал вчера козу. | Пальцами левой руки - «козу». |
Та его - рогами в бок! | «Коза... бодает» ладонь правой руки. |
Волк отпор ей дать не смог. |
|
А коза давай бодать, | «Коза бодается». |
По кустам его гонять! | Вокруг «кустов» бегает «волк~. |
Волк помчался по дороге, | Пальцами «пробежаться» по столу. |
И едва унес он ноги!» |
|
Цыплята (ц)
Пять цыпляток, | Большой и указательный пальцы – «клювик», остальные прижаты к ладони – «головка цыпленка». |
Пять комочков | Все пальцы сжаты в кулак. |
Во дворе стоят у бочки. | Пальцами изобразить «бочку». |
Захотелось им напиться. | Приоткрыть пальцы-«клювики». |
Из щелей течет водица. | Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз, - «струйки воды». |
Возле лужицы | Показать, как пьют цыплятки, |
Цыплятки пьют. | запрокидывая головки назад. |
У всех озябли лапки. | Пальцы дрожат мелкой дрожью. |
Вот поджали коготочки, | Прижать скрюченные пальцы к ладони. |
Побежали греться | «Пробежаться» пальцами по столу. |
К квочке. |
|
Мышка и кошка (ш, ж)
Мышку кошка обижала, | Пальцами правой руки изобразить «мышку», |
пальцами левой - «кошку». |
|
Мышка в норку забежала. | «Мышка» забегает в «норку», сделанную из |
пальцев левой руки. |
|
Погрозила кошке злой: | Погрозить пальчиком правой руки ~кошке». |
«Разберусь еще с тобой! |
|
Станешь чистить свою шубку, | Обеими руками изобразить движения «Кошка |
умывается». |
|
Я с тобой сыграю шутку! | Хлопнуть ладонями о стол. |
Вылью быстро банку с клеем, | Пальцами изобразить «банку», наклонить |
Коготки твои я склею. | ее. Пальцы на обеих руках «склеились». |
Долго в душе будешь мыться, | Потереть каждый палец на обеих руках по |
Но не сможешь ты отмыться!» | очереди. |
Женины гости (ж)
К Жене гости прибежали. | Пальцы «бегут» по столу. |
Все друг другу руки жали. | Рукопожатия.Попеременно то правая,то левая рука сверху. |
- Здравствуй, Жора! | Пальцы по очереди «здороваются» с большими |
- Здравствуй, Жанна! | пальцами обеих рук. |
- Рад, Сережа! |
|
- Рад, Снежана! |
|
- Не хотите ль пирожок? | Из ладоней сложить «пирожок». |
- Может, коржик? | Показать раскрытые ладошки. |
Иль рожок? | Пальцы сложить в виде рожка. |
Вот драже вам на ладошку. | Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки. |
Все берите понемножку. | Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки «драже». |
С ручек все стряхнули крошки | Энергично встряхнуть кистями рук. |
И захлопали в ладошки. | Похлопать в ладоши. |
Овечки (ч)
У овечек на шубках - колечки. | Из пальцев по очереди делать «колечки». |
Те овечки пасутся у речки. |
|
Их пасут две собачки лохматые, | Пальцами обеих рук изобразить «собак». |
Что виляют хвостами мохнатыми. | Кистями рук помахать, как хвостиками. |
А пастух на пригорке у дерева | Руками изобразить «гору», затем – «дерево». |
На свирели играет затейливо. | Пальцами обеих рук «играть на воображаемой свирели» |
Быстро бегают ловкие пальчики, |
|
На полянке цветут одуванчики. | Обеими руками изобразить «цветок». |
Колокольчик под ветром колышется. | Покачать из стороны в сторону кистями рук. |
Нам мелодия чудная слышится. | Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться. |
Щели (щ)
Вот забор. | Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу«забор». |
В заборе - щели. | Раздвинуть пальцы. |
Пальцы в них |
|
Пролезть хотели. |
|
Сунул голову Большак - | Просунуть большой палец левой руки между |
большим и указательным правой. |
|
Дальше не пройти никак! | Крепко зажать большой палец. |
Вслед за ним застрял Указка. | Указательный - между указательным и средним. |
Середняк хотел - напрасно! | Средний - между средним и безымянным. |
Безымянный - безуспешно! | Безымянный - между безымянным и мизинцем. |
Хоть один прошел? Конечно! |
|
Щуплый маленький мальчишка, |
|
Брат Мизинчик, коротышка, | Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть. |
Весь прошел забор, и вот - |
|
По двору уже идет. | Помахать мизинцем. |
Помощь братьям оказал: | Каждый палец по очереди освободить из «плена». |
Из щелей их всех достал. |
|
Щука (ч, щ)
Щука хищная, зубастая, | Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки. |
Для лещей, плотвы опасная. | «Щука» щелкает «зубами»-пальцами. |
Ищет, чем бы поживиться? | Две ладони сложить «лодочкой», руками |
Кто-то там в воде резвится.. | . совершать движения, напоминающие движения рыб в воде. |
Чей-то рядом хвост мелькает. | Помахать кистями рук, как хвостом. |
Хвать! Туг щука не зевает! | «Пасть» щуки захлопывается. |
Но попалась на крючок. | Указательным пальцем изобразить «крючок». |
Тащит щуку рыбачок. | Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку». |
Хризантемы (х)
АХ! Какие хризантемы! | Пальцами показать, как «цветок распускается». |
Мы сорвем их без проблемы. | Обеими руками срывать воображаемые цветы. |
УХ! Охапку мы набрали! | Обеими руками показать «охапку». |
ЭХ! Прихватим и для Вали! | Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше. |
ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало. | Удивленно пожать плечами, развести руки |
Их и раньше было мало... | в стороны. |
ОХ! Зачем мы их сгубили? | Прижать к щекам обе руки и горестно |
Ведь не мы же их растили! | покачать головой. |
Десять котят (л,р)
На сельский двор пришли играть | Пальцами «шагать» по столу. |
Все десять маленьких котят. | Показать десять пальцев, затем сделать из них «кошку». |
Один залез в хозяйский дом, | Показать один палец. Сделать из пальцев «дом». |
Уснул на куче там с бельем, | Ладони под щеку. |
И их осталось девять. | Показать девять пальцев. |
Второй пошел на сеновал | Показать два пальца. |
И к мышкам угодил на бал. Пальцами показать, как «мышки танцуют». |
|
И вот уже их восемь. | Показать восемь пальцев. |
А третий стал ловить гусят. | Показать три пальца. Изобразить «гусят». |
Гусь защищал своих ребят. | «Гусь» вытягивает шею, щиплется. |
И стало их лишь семь. | Показать семь пальцев. |
Четвертый вздумал хвост поймать | Показать четыре пальца. |
И стал на лапы все хромать. | Пальцы «идут», «хромая», по столу. |
Котят осталось шесть. | Показать шесть пальцев. |
Тут пятый прыгнул на забор, | Показать пять пальцев. Пальцами изобразить «забор». |
Перемахнул в соседний двор. | Правая рука «перепрыгивает» через левую и «шлепается» на стол. |
Друзей всего лишь пять. | Показать пять пальцев. |
Шестой в кладовочку проник, | Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки «проникнуть» в неплотно сжатый кулак правой. |
Но был наказан в тот же миг. | Щелчок по указательному пальцу. |
Четыре вот уж их. | Показать четыре пальца. |
Седьмой пошел искать друзей | Показать семь пальцев. Пальцы, «петляя», «шагают» по столу. |
И заблудился средь полей, |
|
Троих оставив в горе... | Показать три пальца. |
Восьмой гонялся за осой | Показать восемь пальцев. |
И в бочку угодил с водой. | Из пальцев левой руки изобразить «бочку». Пальцы правой «падают» в «бочку». |
Считаем... Стало двое. | Показать два пальца. |
Девятый скушал белену. | Показать девять пальцев. |
В сон провалился, в пелену, | Ладони под щеку. |
Оставив одного. | Показать один палец. |
А тот, задравши хвост трубой, | Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - «хвост». |
Помчался к мамочке домой, | Пальцы «бегут» по столу. |
Свалился кубарем в овраг | Руками изобразить «моталочку». |
И выбраться не мог никак! | Пожать плечами. |
ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ! |
|
Вы зря печалитесь, друзья! | Махнуть рукой. |
Под вечер в сборе вся семья. | Крепко сжать обе руки. |
Ведь папа кот и мама кошка | Пальцами правой руки изобразить «кота», пальцами левой - «кошку». |
Собрали всех котят в лукошко. | Сделать «корзиночку-лукошко» из ладоней обеих рук. |
Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)
Десять очень славных мышек | Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать «мышек». |
Десять взять решили пышек. | Показать десять пальцев. Ладонями изобразить «пирожок». |
Печь горячую открыли, | Кистью руки показать, как открывается дверца у печи. |
К сковородке подскочили. | Пальцы «бегут» по столу. |
Лапки все пообжигали. | Каждый палец по очереди отскакивает от стола. |
В норку к маме побежали. | Неплотно сжатый кулак левой руки - «норка»,туда по очереди «забегают» пальцы правой руки, затем - наоборот. |
Стала мама всех лечить, | Каждый палец правой руки по очереди крепко |
Лапки в маслице мочить. | прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот. |
Пластырь клеить всем на ранки, | Указательным пальцем правой руки «наклеить» на подушечки пальцев левой руки «пластырь», затем - наоборот. |
А потом давать баранки. | На обеих руках одновременно делать «колечки»: большой - указательный, большой - средний и т. д. |
Мак (с, л, р )
На пригорке вырос мак. | Пальцами левой руки сделать «бутон». |
Он склонил головку так. | «Бутон» наклонить. |
Бабочка над ним порхает, | Кисти рук перекрестить, помахать, как |
Быстро крыльями мелькает. | бабочки крылышками. |
По тугому стебельку | Локоть левой руки поставить на стол, рукой |
Жук ползет: «Что там вверху?» | изобразить «цветок». Правая рука - «жук», |
Вот дополз он до цветка, | перебегая пальцами-лапками, ползет |
Отогнул два лепестка. | вверх по руке-стебельку. |
| Правой рукой отогнуть на левой руке большой и |
Внутрь забрался, поворчал, | указательный пальцы. |
Круглый домик увидал. | Пальцы правой руки вложить в ладошку левой. |
| Пальцы левой руки сложить щепотью - «коробочка мака». |
Лапкой в стенку постучал, | Каждым пальцем правой руки постучать в |
Но ответ никто не да. | «коробочку мака». |
Облетели лепестки, | Правой рукой отогнуть пальцы левой руки. |
Высох домик от жары. | Пальцы левой руки сложить щепотью. |
Стал греметь, как погремушка. | Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь», |
Вот так славная игрушка! | как погремушкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей (из опыта работы) «Использование динамических пауз и физкультминуток в организованной образовательной деятельности с детьми средней группы»
В работе представлен практический и теоритический материал по использованию динамических пауз и физкультминуток в средней группе....
Использование физкультминуток и динамических пауз в работе с детьми
Доклад из опыта работы, 19.04.2012 P.S. Данные восстановлены с сайта dou654@edusite.ru...
«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»
Предлагаемые динамические паузы способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...
Динамические паузы, физкультминутки как средство оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ
Воспитатели большое внимание уделяют оздоровительной работе с детьми, как на занятиях, так и в игровой деятельности. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень вели...
"Динамические паузы в логопедической работе"
Здравствуйте коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли. Тема, с которой я хочу с вами поделиться «Динамические паузы в логопедической работе», которые вы так же сможете применить в своей ...
Доклад на тему "Использование логопедических физкультминуток и динамических пауз на занятиях в ДОУ"
В каждом ребёнке таится заложенная с рождения неуёмная потребность в движении. В младенчестве хаотичные движения руками и ногами, к 8-9 месяцам ходьба, начиная с года потребность в более активно...
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...