Консультация для педагогов «Использование динамических пауз в коррекционной работе»
консультация по логопедии
В тексте даны рекомендации об эффективном использовании динамических пауз к процессе занятий с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_ispolzovanie_dinamicheskih_pauz_v_korrektsionnoy_rabote.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
г.Ярославль
Консультация для педагогов
«Использование динамических пауз в коррекционной работе»
Подготовила учитель-логопед
Белова Анна Александровна
2023г
Консультация для педагогов
Тема: Использование динамических пауз в коррекционной работе.
Добрый день, уважаемые коллеги! Наша консультация посвящена использованию динамических пауз в коррекционной работе.
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированность мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. "мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга".
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, предлагают использовать в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте такие авторы, как Ткаченко Т.А., Лопухина И.С., Цвынтарный В.В. Авторы предлагают использовать пальцевые упражнения, включая их в занятия как логопеда, так и воспитателя как физкультминутки.
При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с общим недоразвитием речи
нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Поэтому, уважаемые коллеги, я советую Вам включать физкультминутки в свои занятия.
Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением. Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они с целью переключения на другой вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правильному и точному выполнению заданий.
Упражнения на релаксацию могут иметь музыкальное сопровождение. Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу моря и т. п.), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам захотелось вернуться на землю".
Идея использования элементов психогимнастики заимствована нами у Чистяковой М.И. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы. Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровождением.
Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их, соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:
- снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
- развивать память, внимание, эмоции;
- содействовать развитию дыхания;
- закреплять произношение отдельных звуков речи;
- развивать просодическую сторону речи.
В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию, вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в которые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с учетом речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.
Очень важно, чтобы вы знали текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполняли движения, иначе смысл физкультминутки теряется. Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть ваше лицо, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Вы также должны хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Проведение физкультминуток предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
Приведём примеры физкультминуток по теме: «Весна пришла»
Зима прошла
Воробей с березы На дорогу — прыг! Больше нет мороза, Чик-чирик! Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, И не зябнут лапки — Скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки, Чик-чирик! М. Клокова | Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам. Бегут по кругу, взявшись за руки. Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против. |
На лужайке
На лужайке На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я — подснежник, ты — вьюнок. Становитесь в наш венок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Становитесь в круг опять, Будем в солнышко играть. Мы — веселые лучи, Мы — резвы и горячи. В. Волина | Дети встают в круг, берутся за руки. Делают 4 шага назад, расширяя круг. Бегут по кругу, взявшись за руки. Смыкают круг. Опять бегут по кругу. Останавливаются, тянутся на носочках. Прыгают на носочках, руки на поясе. |
Веснянка
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Н. Нищева
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Бегут, взмахивая руками, как крыльями.
Медленно приседают.
Тянутся вверх, встав на носочки и подняв
руки.
Весна, весна красная
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Русская народная песенка
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Поворачивают в противоположную
сторону.
Останавливаются, поднимаются на
носочки, тянут руки вверх, делают вдох.
Опускают руки, приседают, делают
выдох.
Взявшись за руки, бегут по кругу.
Весенняя песня
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки по улице
Всё журчат, журчат.
Журавли курлыкают
И летят, летят.
Белорусская народная песня
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и
медленно поднимают руки.
Продолжают идти и медленно опускают
руки.
Бегут на носочках в противоположную
сторону.
Руки на поясе.
Меняют направление движения. Идут,
высоко поднимая колени и взмахивая
руками.
Литература:
1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда"
Что такое детская электронная презентация?Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучающая книжка с реалистичными картинками, озвучен...
Методические рекомендации для педагогов «Использование динамических пауз на занятиях по изобразительной деятельности для психо-эмоциональной разгрузки»
Методические рекомендации для педагогов «Использование динамических пауз на занятиях по изобразительной деятельности для психо-эмоциональной ра...
консультация для педагогов "Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи"
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Использование элементов пескотерапии в коррекционной работе у детей с ТНР"
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо...
Консультация для педагогов. «Использование праздников в целях коррекционно-воспитательной работы».
Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Но в проведении этих торжеств есть своя специфика. В зависимости от периода работы с детьми, от содержания прогр...
Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи»
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи...
Консультация для педагогов "Использование Лего-технологии в коррекционной работе логопеда"
Как разнообразить коррекционную работу с детьми? Можно использовать интересную для детей лего-технологию. В консультации предложены задания по развитию речи с использованием лего-технологии. Материал ...