«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».
статья по логопедии по теме
«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».
Т.А. Беклемышева
учитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Карагайский район Пермский край
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
В включая в работу действенные методы коррекционно- развивающего процесса, создаю психо-физиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. В своей работе использую арома, музыка, игротерапия, су – джок, компьютерные технологии. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.
При использовании на занятиях эфирных масел (лимона, шалфея, лаванды, чайного дерева) у детей улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Запахи управляют настроением и работоспособностью, они не только могут влиять на самочувствие ребенка в целом, но и руководят поведением.
Музыкотерапия
Музыка вызывает приятные эмоции, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.
Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Музыку использую на групповых занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Во время дыхательной гимнастики музыкальный ритм использую как в ускоряющем, так и замедляющем темпе.
Су – джок терапия
При использовании су – Джок терапии нормализуется мышечный тонус. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Игротерапия
Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Используя мяч в играх с детьми – логопатами, я убедилась, что он, действительно, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Уникальное сочетание физических упражнений, «пропевание» звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь, ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:
- Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движения.
- Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
- Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
- Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.
- Развивают внимание, память и восприятие.
Компьютерные технологии
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютерные логопедические технологии делают образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах работы.
Таким образом, ароматерапия, музыка, су-джок, игротерапия, компьютерные технологии являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Литература
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Антошин М.К. «Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» – СПб.: Дельта,2001.
- Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
- Кривич Е.Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
- Пак Чжэ Ву «Паальцетерапия» Издательство: Су Джок Академия Год: 2001
Скачать:
Предварительный просмотр:
«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».
Т.А. Беклемышева
учитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Карагайский район Пермский край
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
В включая в работу действенные методы коррекционно- развивающего процесса, создаю психо-физиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. В своей работе использую арома, музыка, игротерапия, су – джок, компьютерные технологии. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.
При использовании на занятиях эфирных масел (лимона, шалфея, лаванды, чайного дерева) у детей улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Запахи управляют настроением и работоспособностью, они не только могут влиять на самочувствие ребенка в целом, но и руководят поведением.
Музыкотерапия
Музыка вызывает приятные эмоции, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.
Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Музыку использую на групповых занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Во время дыхательной гимнастики музыкальный ритм использую как в ускоряющем, так и замедляющем темпе.
Су – джок терапия
При использовании су – Джок терапии нормализуется мышечный тонус. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Игротерапия
Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Используя мяч в играх с детьми – логопатами, я убедилась, что он, действительно, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Уникальное сочетание физических упражнений, «пропевание» звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь, ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:
- Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движения.
- Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
- Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
- Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.
- Развивают внимание, память и восприятие.
Компьютерные технологии
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютерные логопедические технологии делают образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах работы.
Таким образом, ароматерапия, музыка, су-джок, игротерапия, компьютерные технологии являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Литература
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Антошин М.К. «Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» – СПб.: Дельта,2001.
- Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
- Кривич Е.Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
- Пак Чжэ Ву «Паальцетерапия» Издательство: Су Джок Академия Год: 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».
План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

презентация на тему" Активные методы обучения в детском саду"
Предназначена для воспитателей детских садов. Здесь представлены активные методы обучения согласно ФГСО....
Презентация АМО " Активные методы обучения в детском саду"
Данная презентация поможет педагогам познакомится с методами активного обучения дошкольников....

Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с др...

Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ....

Использование ИКТ в работе,как средство оптимизации коррекционно - развивающего процесса.
Использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию.ИКТ не только способствует развитию личности ребенка,но и дает новый импульс для сомообразования, повыше...

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. ...