Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством логоритмики
статья по логопедии

Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством логоритмики

Система работы по обучению ребенка родному языку направлена на формирование у детей четкой, грамматически правильной, логичной, лексически обильной речи. Ребенок с хорошей устной речью легко вступает в общение с окружающими, понятно выражает свои мысли и желания. Отставание же в речевом развитии оказывает негативное на становление полноценной личности. Дети с речевыми отклонениями, начинающие осознавать недостатки своей речи, становятся робкими, молчаливыми, вспыльчивыми. Среди многообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста выделяется проблема формирования звукослоговой структуры слова. Под звукослоговой структурой слова понимается характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида образующих его звуков и слогов. Как показывает практика логопедической работы, в дошкольном возрасте основная работа введется по коррекции звукопроизношения, а формирование навыков правильного звукослогового оформления слова остается без должного внимания. Недостаточный уровень сформированности звукослоговой структуры слова у детей затрудняет усвоение словарного запаса и грамматического строя речи, снижает желание общаться, способствует появлению грамматических ошибок, аграмматизмов . В дальнейшем нарушается овладение языкового анализа и синтеза, следовательно, нарушается письменная речь, которая препятствует в последующем усвоение школьной программы . Многие авторы практического характера отмечают, что для успешного овладения звукослоговой структурой слова необходимо развивать у детей психологические сферы, сенсорные и моторные звенья речевого процесса, предопределяющие становлений звукослоговой структуры слова. (З.Б. Агранович, Г.В. Бабина, С.Е. Большакова, Л.С. Ванюкова, Г.Г. Голубева, Т.Д. Ткаченко, Н.С. Чегвертушкина, Н.Ю. Шарипова). Часто встречающей ошибкой при произнесении звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является уменьшение стечений согласных и слогов, что подтверждает несформированность артикуляционной основы. Поэтому коррекционной работе по формированию навыков правильного звукослогового оформления у детей с общим недоразвитием речи особое внимание отдается развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Также распространенной ошибкой является смешение, и увеличение числа слогом, что указывает на недостаточное развитие слухового восприятия. Поэтому в коррекционно-развивающей работе развитию сенсорных способностей уделяется немаловажное значение. Согласно современным научным исследованиям, логопедическая ритмика является сильнейшим коррекционно-развивающим зарядом для развития психофизиологических функций, в том числе и речевой функции человека. Разнообразные средства логоритмики уже долгое время используются в коррекционно-развиваюшей работе с детьми, имеющими различные нарушения развития. Логоритмика занимает важное место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения речи. Она направлена на: развитие слухового внимания и двигательной памяти; совершенствование фонематического, музыкального развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики; знакомство с многообразными движениями, пространственной ориентацией тела; формирование и развитие слуховой, зрительной и двигательной координации; развитие чувства ритма; воспитание оценивать свои движения и речь. Занятия с использованием средств лоторитмики проводятся с использованием подвижных игр, выполнений ритмических движений, упражнении по речевой инструкции и зрительному показу, а также в работе с заикающимися детьми широко применяются народные подвижные игры, потешки, заклинки, хороводные песни. Формирование и развитие у детей с общим недоразвитием речи двигательных звеньев влияет на сенсомоторный уровень, создает базу для преодоления речевых нарушений. Из этого следует, что логоритмика не устраняет, а ускоряет процесс формирования отставших от возрастной нормы психофизиологических функций, которые важны для формирования речи. Таким образом, работа по формированию звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи становится более успешной при использовании логопедом разнообразных средств лоторитмики, которая положительно воздействует на речевое, эмоциональное и психофизиологическое развитие ребенка. Развитие психомоторных сфер на занятиях лоторитмики происходит на непроизвольном, неосознанном уровне. Обширное использование средств лоторитмики в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи приносит детям положительные эмоции, дает уверенность в своих силах, повышает самооценку, что очень важно при работе с детьми с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

«Формирование звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи при помощи компьютерных технологий» (методическая разработка)

Методическая разработка с электронной поддержкой  в виде презентаций и flash – роликов предназначена для включения в систему коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет, имеющими ре...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

žСлог – это  фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом žСлоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи...