Система углубленной работы с детьми, имеющими ОНР, опосредован. отставанием в развитии двиг. сферы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Опыт работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УГЛУБЛЁННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ,  ОПОСРЕДОВАННОЕ ОТСТАВАНИЕМ  В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.

     Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является  коррекция отклонений в развитии ребёнка. Нарушения речи можно исправить только при систематической работе. Во многих дошкольных учреждениях России функционируют логопедические группы, где созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению.  В нашем дошкольном учреждении в настоящее время создан лишь логопедический пункт, где детям с тяжёлыми нарушениями речи невозможно оказать полноценную  помощь в развитии всех компонентов языковой системы.

      В нашем  ДОУ на  логопедический пункт ежегодно зачисляется 20 детей подготовительных к школе групп с  нарушениями звукопроизношения. У большинства детей помимо нарушения произношения наблюдается также недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи. Около 70-80%  детей имеют нарушение всех компонентов речи (ОНР III уровня, НВОНР).

      У детей с нарушениями речи наблюдаются ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность «переключения» с одного вида деятельности на другой. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Диагностика двигательных качеств дошкольников, зачисленных на логопункт показывает, что низкий уровень физической подготовленности имеют около 60-70%  детей.

     Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова. Так же после проведения работ в области формирования моторной речи, выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на её качестве.

      Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

      Авторы, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова,  М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, С.О.Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада, что непосредственно будет влиять на подготовку  к овладению школьными предметами.      

       Сопоставив данные исследований известных учёных, логопедов, а также результаты  обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что  коррекционная  работа должна строиться  с учётом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и  физического развития ребёнка.

      Учитывая изложенные факты, в нашем детском саду деятельность  учителя – логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в  тесной взаимосвязи в рамках коррекционной студии  «Радуга здоровья».  

      Системообразующей единицей работы является комплексно-тематическое планирование, ведущим принципом которого является интеграция  познавательно-речевой и физической деятельности  детей. Работа студии рассчитана  на учебный год (подготовительная к школе группа), включает  32 занятия. Начало курса занятий – 3 неделя сентября. Интегрированное занятие продолжительностью 30-35 минут проводится 1 раз в неделю в спортивном зале совместно логопедом и инструктором по физической культуре.

      Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения.

      Выделено 7 этапов занятия  (соответствует 7 дорожкам радуги):

1) вводная беседа и разминка.

2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

3) упражнения на развитие координации речи с движением;

4) лексико-грамматические игры;

5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

6) подвижные и малоподвижные игры;

7) релаксация.

  Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и органично связаны одной лексической темой. Речевой материал, используемый на занятиях, доступен в лексическом отношении. В физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей  с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление пройденного материала.        

В  целях глубокого  изучения  развития каждого ребёнка  разработан и проведён мониторинг коррекционной работы (пятиуровневая система). Его результаты показали, что у детей  наблюдается положительная динамика по каждому из обследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая моторика и общая моторика).      

    Система работы коррекционной студии «Радуга здоровья» по данным мониторинга утверждена  педагогическим советом и входит в образовательную программу ДОУ  в раздел «Содержание коррекционной работы».

        Данная система углублённой работы с детьми, имеющими нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы может использоваться в коррекционных и массовых садах всех типов, а также при соответствующей адаптации применяться родителями с детьми, не посещающими детские учреждения. Отдельные игры и упражнения могут быть использованы педагогами как физкультминутки или  как части других занятий и в индивидуальной работе с детьми.

Календарный план  интегрированных физкультурно-речевых занятий.

Месяц

Нед.

Лексическая тема

Тема интегрированного занятия

Сентябрь

1-2

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей.

3

Вводное занятие.

«Радуга здоровья».

4

Детский сад.

«В детском саду».

Октябрь

5

Осень. Деревья.

«Золотая осень».

6

Ягоды. Грибы.

«В лес пойдём».

7

Овощи. Фрукты.

«Собираем урожай».

8

Перелётные птицы.

«Путешественники».

9

Домашние животные, птицы.

«День в деревне».

Ноябрь

10

Дикие животные.

«Прогулка в лес».

11

Наша Родина – Россия. Родной город.

«Наша Родина».

12

Дом. Мебель.

«Наш дом».

13

Домашние электроприборы.

«Домашние помощники».

Декабрь

14

Зима.

«Зима пришла».

15

Зимующие птицы.

«Вороны, воробьи, синицы…».

16

Игрушки.

«Любимые игрушки».

17

Новогодний праздник.

«Новый год».

Январь

18

Зимние развлечения.

«Зимние забавы».

19

Жители водоёмов.

«Подводное царство».

20

Человек. Части тела.

«Девочки и мальчики».

Февраль

21

Посуда. Продукты питания.

«Ждём гостей».

22

Одежда, головные уборы, обувь.

«Модники и модницы».

23

День защитника Отечества.

«Наша Армия сильна».

24

Профессии.

«Все работы хороши».

Март

25

Женский день. Профессии мам.

«У мамы руки золотые».

26

Транспорт. Правила дорожного движения.

«Весёлые путешественники».

27

Спорт. Здоровье.

«Спорт, здоровье, Я».

28

Животные Севера.

«Путешествие на Север».

Апрель

29

Животные жарких стран.

«Путешествие в Африку».

30

Космос.

«Юные космонавты».

31

Весна в природе.

«Весна на улице».

32

Цветы.

«На лугу».

33

Насекомые.

«На солнечной полянке».

Май

34

Школа. Школьные принадлежности.

«Выпускники».

35-36

Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей. Мониторинг коррекционной работы.

     

Список использованной и рекомендуемой литературы, методических пособий.

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Буренина А.И. Аудиопособия:«Ритмическая мозаика», «Театральные шумы».
  3. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб.: КАРО, 2003.
  4. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 5 лет). М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Железнова Е.С. Аудиопособия: «Аэробика»,  «Веселая логоритмика», «Горелки», «Десять мышек»,  «Золотые ворота», «Колыбельные», «Пять поросят».
  6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.
  7. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно - речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  8. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. СПб.: КАРО, 2006.
  9. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). СПб.: КАРО, 2007.
  1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
  2. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение:

Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика - Синтез», 2004.
  2. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогической работы с детьми младенческого возраста по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.

Система педагогической работыс детьми младенческого возрастапо профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии. Опыт  работы  воспитателейЛевиной Н.В., Узериной О.И. ГКУ ...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.

Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...

Система организации работы с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию дошкольников

Эмоционально-положительное, содержательное общение дошкольников с окружающими людьми является сензитивным периодом в социальном развитии и важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...