Система углубленной работы с детьми, имеющими ОНР, опосредован. отставанием в развитии двиг. сферы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Опыт работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА УГЛУБЛЁННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ОПОСРЕДОВАННОЕ ОТСТАВАНИЕМ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребёнка. Нарушения речи можно исправить только при систематической работе. Во многих дошкольных учреждениях России функционируют логопедические группы, где созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению. В нашем дошкольном учреждении в настоящее время создан лишь логопедический пункт, где детям с тяжёлыми нарушениями речи невозможно оказать полноценную помощь в развитии всех компонентов языковой системы.
В нашем ДОУ на логопедический пункт ежегодно зачисляется 20 детей подготовительных к школе групп с нарушениями звукопроизношения. У большинства детей помимо нарушения произношения наблюдается также недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи. Около 70-80% детей имеют нарушение всех компонентов речи (ОНР III уровня, НВОНР).
У детей с нарушениями речи наблюдаются ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность «переключения» с одного вида деятельности на другой. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Диагностика двигательных качеств дошкольников, зачисленных на логопункт показывает, что низкий уровень физической подготовленности имеют около 60-70% детей.
Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова. Так же после проведения работ в области формирования моторной речи, выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на её качестве.
Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры и их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.
Авторы, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, С.О.Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Они приходят к выводу, что необходимо регулярно использовать систему физических упражнений в старших группах детского сада, что непосредственно будет влиять на подготовку к овладению школьными предметами.
Сопоставив данные исследований известных учёных, логопедов, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что коррекционная работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребёнка.
Учитывая изложенные факты, в нашем детском саду деятельность учителя – логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи в рамках коррекционной студии «Радуга здоровья».
Системообразующей единицей работы является комплексно-тематическое планирование, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей. Работа студии рассчитана на учебный год (подготовительная к школе группа), включает 32 занятия. Начало курса занятий – 3 неделя сентября. Интегрированное занятие продолжительностью 30-35 минут проводится 1 раз в неделю в спортивном зале совместно логопедом и инструктором по физической культуре.
Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения.
Выделено 7 этапов занятия (соответствует 7 дорожкам радуги):
1) вводная беседа и разминка.
2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;
3) упражнения на развитие координации речи с движением;
4) лексико-грамматические игры;
5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;
6) подвижные и малоподвижные игры;
7) релаксация.
Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и органично связаны одной лексической темой. Речевой материал, используемый на занятиях, доступен в лексическом отношении. В физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление пройденного материала.
В целях глубокого изучения развития каждого ребёнка разработан и проведён мониторинг коррекционной работы (пятиуровневая система). Его результаты показали, что у детей наблюдается положительная динамика по каждому из обследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая моторика и общая моторика).
Система работы коррекционной студии «Радуга здоровья» по данным мониторинга утверждена педагогическим советом и входит в образовательную программу ДОУ в раздел «Содержание коррекционной работы».
Данная система углублённой работы с детьми, имеющими нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы может использоваться в коррекционных и массовых садах всех типов, а также при соответствующей адаптации применяться родителями с детьми, не посещающими детские учреждения. Отдельные игры и упражнения могут быть использованы педагогами как физкультминутки или как части других занятий и в индивидуальной работе с детьми.
Календарный план интегрированных физкультурно-речевых занятий.
Месяц | Нед. | Лексическая тема | Тема интегрированного занятия |
Сентябрь | 1-2 | Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей. | |
3 | Вводное занятие. | «Радуга здоровья». | |
4 | Детский сад. | «В детском саду». | |
Октябрь | 5 | Осень. Деревья. | «Золотая осень». |
6 | Ягоды. Грибы. | «В лес пойдём». | |
7 | Овощи. Фрукты. | «Собираем урожай». | |
8 | Перелётные птицы. | «Путешественники». | |
9 | Домашние животные, птицы. | «День в деревне». | |
Ноябрь | 10 | Дикие животные. | «Прогулка в лес». |
11 | Наша Родина – Россия. Родной город. | «Наша Родина». | |
12 | Дом. Мебель. | «Наш дом». | |
13 | Домашние электроприборы. | «Домашние помощники». | |
Декабрь | 14 | Зима. | «Зима пришла». |
15 | Зимующие птицы. | «Вороны, воробьи, синицы…». | |
16 | Игрушки. | «Любимые игрушки». | |
17 | Новогодний праздник. | «Новый год». | |
Январь | 18 | Зимние развлечения. | «Зимние забавы». |
19 | Жители водоёмов. | «Подводное царство». | |
20 | Человек. Части тела. | «Девочки и мальчики». | |
Февраль | 21 | Посуда. Продукты питания. | «Ждём гостей». |
22 | Одежда, головные уборы, обувь. | «Модники и модницы». | |
23 | День защитника Отечества. | «Наша Армия сильна». | |
24 | Профессии. | «Все работы хороши». | |
Март | 25 | Женский день. Профессии мам. | «У мамы руки золотые». |
26 | Транспорт. Правила дорожного движения. | «Весёлые путешественники». | |
27 | Спорт. Здоровье. | «Спорт, здоровье, Я». | |
28 | Животные Севера. | «Путешествие на Север». | |
Апрель | 29 | Животные жарких стран. | «Путешествие в Африку». |
30 | Космос. | «Юные космонавты». | |
31 | Весна в природе. | «Весна на улице». | |
32 | Цветы. | «На лугу». | |
33 | Насекомые. | «На солнечной полянке». | |
Май | 34 | Школа. Школьные принадлежности. | «Выпускники». |
35-36 | Обследование речи и диагностика показателей двигательных качеств детей. Мониторинг коррекционной работы. |
Список использованной и рекомендуемой литературы, методических пособий.
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Буренина А.И. Аудиопособия:«Ритмическая мозаика», «Театральные шумы».
- Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб.: КАРО, 2003.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 5 лет). М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Железнова Е.С. Аудиопособия: «Аэробика», «Веселая логоритмика», «Горелки», «Десять мышек», «Золотые ворота», «Колыбельные», «Пять поросят».
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.
- Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно - речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. СПб.: КАРО, 2006.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). СПб.: КАРО, 2007.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
- Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение:
Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика - Синтез», 2004.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система педагогической работы с детьми младенческого возраста по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии.
Система педагогической работыс детьми младенческого возрастапо профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии. Опыт работы воспитателейЛевиной Н.В., Узериной О.И. ГКУ ...
Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.
Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...
Система организации работы с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Эмоционально-положительное, содержательное общение дошкольников с окружающими людьми является сензитивным периодом в социальном развитии и важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе...
"Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения в развитии".
Для педагогов,воспитателей,родителей....
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию
ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...
«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»
Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...