"Путешествие в Играй -городок"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Трудно удержать внимание и работоспособность ребенка на протяжении всего занятия по развитию фонетики, формированию фонематического слуха и навыков звукового анализа. Упражнения артикуляционной гимнастики отличаются монотонностью, цикличностью и не вызывают большого интереса у детей.
Для того чтобы данные занятия приносили радость и как можно дольше удерживали внимание детей, были придуманы сюжеты, которые погрузили ребят в мир путешествий, в котором они оказались непосредственными участниками и выполняли различные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_igray-gorodok.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в Играй-городок»
Цель занятия: Дифференциация звуков [С] - [Ш].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звуков [С], [Ш] в слогах, словах и предложениях.
- Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] по характеристике и по звучанию.
- Упражнять в подборе слов на заданный звук.
- Совершенствовать умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слов.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, чувство ритма.
- Развивать сенсомоторную координацию, внимание, мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, желание оказать помощь.
- Вызвать радость общения в процессе занятия.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Материалы и оборудование: телеграмма, ковер, трубочка, лопатка, чашка, зубная щетка, банка с вареньем, корзинка, мяч, платок, куклы – рукавички – Буквята «С» и «Ш», шапочки с буквами «С» и «Ш», ширма - домик, рисунок кошки без усов и ушей, карточки со словами «усы», «уши», наборы для выкладывания схемы слова, разрезанные картинки «Кошка», ноутбук.
Ход занятия:
Логопед. Ребята, я сегодня получила телеграмму с приглашением в Играй-городок. А кто прислал нам приглашения, нужно отгадать. Слушайте внимательно, отвечайте на все вопросы, выполняйте задания.
Я хочу произнести какой-то звук. Звук «веселый», губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы, посередине языка – желобок. Струя воздуха сильная и холодная, это можно проверить, если поднести тыльную сторону ладони ко рту. Звук глухой.
Какой звук я хочу произнести, догадались?
Дети. С-С-С (контроль: одна рука на горле, другая у рта).
Логопед. Теперь я хочу произнести другой звук, он «сердитый». Губы округлены и немного вытянуты вперед. Язык в форме чашечки поднят вверх к потолочку-небу, но не касается его. Какой звук я хочу произнести? Произнесите его вы.
Дети. Ш-Ш-Ш (контроль: одна рука на горле, другая у рта).
Логопед. Правильно отгадали. Что вы знаете про эти звуки? Какие они?
Дети. Звук [С] – согласный, глухой, твердый.
Звук [Ш] – согласный, глухой, твердый.
Логопед. Это буквята «С» и «Ш» прислали нам приглашение. Присаживайтесь на волшебный ковер-самолет. Он перенесет нас в Играй-городок. Все закрыли глаза, расслабились. (Звучит музыка) Вот мы и прилетели на окраину Играй-городка, в котором живут веселые буквята. Они должны нас встретить. А пока мы их ждем, давайте поупражняем наши губы и язычки.
(Появляется Шишига-чумазая)
Шишига. Приветик! А кто это возле моего карандашного леса-дебрей расположился, спать – лениться мне не дает?
Логопед. Здравствуйте, а вы кто?
Шишига. Я, Шишига-чумазая, вредная-превредная.
Логопед. Мы в Играй-городок прилетели. Нас буквята «С» и «Ш» пригласили в гости. Их нет пока. А мы хотим сделать гимнастику для губ и языка.
Шишига. Ну что же, делайте. И я с вами разомнусь немного.
(Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Почистим зубы». Шишига в это время достает из сумки предметы: трубочку, лопатку, чашку, банку с вареньем, зубную щетку, имитируя действия с ними).
Шишига. Ох и уморили вы меня! А буквят вы своих не найдете! Я, вредная-превредная, противная, ужасная, спрятала их.
Логопед. Шишига, зачем ты их спрятала? Отпусти буквят, пожалуйста!
Шишига. Хорошо, отпущу, если вы со мной поиграете и все мои желания выполните (достает корзинку)
Прошла по городу молва,
Что будто новые слова
В корзинке этой есть.
Кто их найдет – тому и честь!
Что это в корзинке?
Дети. Мяч.
Шишига. Кому мячик в руки попадет, тот и слово назовет (бросает детям мяч, произнося при этом звуки [С] или [Ш], дети придумывают слова, начинающиеся с этих звуков).
Логопед. А теперь покружитесь, в попугаев превратитесь.
Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй!
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Ша – ша – ша – шуба очень хороша.
Соне солнце светит в оконце.
Луша у душа моет шею и уши.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
( Дети повторяют чистоговорки громко, тихо, с разными интонациями. Шишига проговаривает чистоговорки невпопад)
Логопед. Шишига, ты бы лучше детей послушала. Они все слова четко произносят. Молодцы.
Шишига. Обиделась я на вас, все-то вы знаете, все умеете! Вот уйду от вас и буквят не отдам. (Отворачивается, дует губы).
Логопед. (Собирает детей в кружок и потихоньку говорит) Ребята, Шишига такая вредная, потому что грязная, да лохматая. Давайте поиграем с ней в игру, которая называется «Сонное царство», а как она уснет, я платочек ей надену, может она и подобреет. (Дальше громко) Погоди, Шишига, не уходи. Давай поиграем еще в одну игру.
Все гуляют. Вдруг во двор к нам входит сон.
На дворе встречает он
Тьму людей и каждый спит:
Тот как вкопанный стоит,
Тот стоит, раскрывши рот,
Тот, не двигаясь, идет.
(Шишига засыпает, логопед надевает на нее платок)
Ой, ребята, та-ра-ра, просыпаться вам пора!
Шишига. Ой, что это такое? Какой платочек красивый! (Хватается за сердце)Что-то здесь кольнуло, потеплело. Доброй стать захотелось.
Логопед. Ребята, Шишига и правда доброй стала и превратилась в бабушку-Аушку.
Шишига. Кто это у меня в кармане плачет? (Достает из кармана кукол-рукавичек) Да это буквята. Как их зовут?
Дети. Буквята «С» и «Ш».
Логопед. А мы знаем стихи про эти буквы. (Дети читают стихи)
1-й ребенок.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
2-й ребенок.
У кошки – пушистая шуба,
У мишки – в лесу избушка,
У мышки – засохшие сушки,
А у Маши – смешные веснушки.
3-й ребенок.
Кинул палку в шишку Мишка:
– Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка – хлоп по голове!
Стало шишек целых две.
4-й ребенок.
– Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
Кот усатый мне приснится!
– Я боюсь уснуть, сестрица!
Буквята. Спасибо, ребята, без вас Шишига нас не отпустила бы.
Шишига. Детишки, пойду-ка я умоюсь да причешусь. А вы с буквятами поиграйте.
Логопед. А кто это в домике прячется?
(Из-за домика выходят буквята-дети, на голове с гласными буквами, поют)
Мы гласные буквята – а-а-а.
Мы веселые ребята – а-а-а.
Мы парами гуляем и лучше всех поем.
Согласных примиряем и слоги создаем.
Логопед (надевает оставшимся детям шапочки с буквами «С» и «Ш»)
А ну, буквы, подружитесь,
В слоги превратитесь,
В вальсе закружитесь.
(Звучит музыка, дети танцуют).
Логопед. Дети, посмотрите, в домике еще кто-то есть. (На мольберт выставляется рисунок кошки без усов и ушей). Это кошка. А что с ней случилось? Кошка что-то потеряла. Прочитайте, что потеряла кошка. (Дети читают по карточкам на доске УСЫ – УШИ) Чем похожи эти слова? А чем отличаются? (Ответы детей) Давайте поможем кошке, нарисуем ей уши и усы. Но сначала споем песню о том, как мы будем рисовать.
Кошка сядь ко мне спиной,
Посиди передо мной,
Шерстку лапкою пригладь –
Буду котю рисовать.
Вот готов кружок большой,
Сверху маленький второй.
Это будет голова –
На макушке ушка два.
Нарисую для красы
Подлиней тебе усы.
Вот пушистый хвост готов –
Ты прекрасней всех котов!
(Дети поют и имитируют движения, по окончанию песни двое детей дорисовывают кошке уши и усы.)
Логопед. Ребята, вы все дружите, буквята в Играй-городке тоже дружат, а кошке так скучно одной. Давайте соберем ей дружочков. (Игра «Собери фигуру»)
Логопед. Сегодня мы в Играй-городке много добрых дел сделали: буквят нашли, кошке помогли, Шишигу-чумазую в бабушку-Аушку превратили. А сейчас нам пора домой. Садитесь на ковер-самолет. (Звучит музыка) Наше путешествие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)
Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...
Конспект интегрированной деятельности старшая группа «Путешествие в Играй-городок»
Для воспитателей детского сада...
Путешествие в «Играй - городок»
Создание обстановки непринуждённого общения: воспитатель - дети, дети-дети. Используя игру, закрепление знаний детей о транспорте, о животных. Формирование навыков классификации. Развитие ...
Занятие по развитию речи "Путешествие в Играй-городок"
Программные задачи. 1. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.2. Вырабатывать четкое произношение ...
Открытое занятие "Путешествие в Играй - городок"
Инновационные технологии в работе с детьми логопатами. Песочная терапия....
Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В «ИГРАЙ – ГОРОДОК»
Занятие...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе " Путешествие в Играй городок"
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе " Путешествие в Играй городок".Задачи: проверить и обобщить знания детей.Упражнять в отчетливом произношении изолированного звука р.Упражня...