Коррекция просодии у детей дошкольного возраста с дизартрией
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи – дизартрия, который представляет собой не только патологию звукопроизношения, но и просодической стороны речи. Так как все структурные компоненты речи тесно взаимосвязаны между собой, невозможно устранить речевые дефекты у дошкольника с дизартрией, не корректируя нарушения просодии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция просодии у детей дошкольного возраста с дизартрией
Современные стандарты предъявляют определённые требования к результатам реализации образовательной программы ДОУ. В частности, выпускник дошкольного образовательного учреждения должен владеть речью как средством общения, то есть все структурные компоненты речи должны соответствовать условно-возрастной норме. Но большинство детей, поступающих в ДОУ, имеет проблемы в речевом развитии. Можно сказать,
в настоящее время проблема коррекции речи у детей дошкольного возраста не потеряла своей актуальности. Напротив, количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается. Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи - дизартрия. Но дизартрические нарушения представляют собой не только патологию звукопроизношения. Зачастую, у детей страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания. А также, в большинстве случаев, у детей преобладает такой тип физиологического дыхания, как верхнее ключичное. Мониторинговые исследования показывают, что 70-90% детей, зачисленных на логопункт, помимо недоразвития звукопроизносительной, фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи, имеются и нарушения так называемой просодической стороны речи. Всё это усугубляет речевой дефект. Так как все структурные компоненты речи тесно взаимосвязаны между собой, невозможно устранить речевые дефекты у дошкольника с дизартрией, не корректируя нарушения голосовых функций, темпа речи, её мелодико-интонационной стороны.
В МАДОУ созданы условия для успешной коррекционно-развивающей работы по устранению речевого недоразвития, в частности, нарушений так называемой просодической стороны речи. Создана картотека коррекционно-развивающих игр по развитию и совершенствованию силы, высоты голоса, ритмической стороны речи, которые используются как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях. Причём, игры подбираются с учётом лексической темы, изучаемой в данный момент. Например, при изучении темы «Зима» используется игра «Вьюга». Дети, в соответствии с положением рук логопеда произносят звук «У» либо громко, либо тихо (руки сближены – вьюга небольшая, звук произносится тихо; руки на расстоянии - вьюга сильная, звук произносится громко). При изучении темы «Транспорт» дети должны по схеме «спеть песенку паровоза» с определённым ритмическим рисунком (ЧУХ ЧУХЧУХЧУХЧУХ).
Была собрана фонотека, позволяющая проводить работу по коррекции дыхательной стороны речи, отрабатывать различные виды темпа. В частности, под звуки природы, шум дождя проводится работа по релаксации и формированию диафрагмального дыхания.В логопедическом кабинете имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, кукольный), позволяющий проводить работу не только по развитию связной речи, но и отрабатывать мелодико- интонационную сторону. Например, присоставления диалога между медведем и лисичкой детям предлагается одну и ту же фразу произнести с различной интонацией – весело, сердито, грустно, удивлённо. Для того, чтобы работа по коррекции просодии была интересна детям, я разработала по каждой лексической теме комплекс упражнений, в которые включена работа на речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи, силу, высоту голоса, ритмический рисунок речи.
Работа по коррекции, развитию речи проводится в тесном взаимодействии со специалистами учреждения: воспитателем, музыкальным руководителем. Вместе с воспитателями были изготовлены пособия для уголков в группе. Пособия были размещены в речевом, театральном уголках, а также в уголке двигательной активности. Весь материал находится в свободном доступе для детей. Также, воспитателям предлагаются различные комплексы упражнений, игр по развитию всех структурных компонентов речи, в том числе и по развитию просодической стороны речи, которые они могут использовать во время режимных моментов, а также в непосредственно-образовательной деятельности. Помимо фронтальных видов работы воспитатели по рекомендации учителя-логопеда проводят и индивидуальные с учётом особенностей того или иного ребёнка, что способствует индивидуализации процесса образования в ДОУ.Также, совместно с воспитателями подбираются стихи, сказки, с которыми дети знакомятся. В дальнейшем эти произведения используются на логопедических занятиях в театральном виде деятельности для отработки выразительности речи, мелодико-интонационной стороны.
Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем. Совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы. Также, при подготовке театральных постановок совместно отрабатывается интонационная сторона той или иной роли, её выразительное исполнение. Итог работы показывается родителям, а также детям из других групп.
Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. В работе с родителями используются традиционные формы: родительские собрания, консультации, логопедические пятиминутки, оформление стендов и уголков, куда регулярно помещается информация по изучаемой теме, а также рекомендуемый комплекс упражнений по развитию артикуляции, речевого дыхания, ритмической стороны речи.Практикуются совместные занятия (учитель-логопед-ребёнок-родитель). Родители знакомятся с видами работ, с используемыми играми. Помимо этого в рамках модернизации образования в работе с родителями активно используются информационно-коммуникативные технологии. На сайте ДОУ существует рубрика «Советы специалистов», куда родители могут обратиться за интересующей их информацией. В «логопедическом уголке» регулярно обновляются консультации, освещаются лексические темы, изучаемые в данный период. Учитель-логопед подбирает комплекс артикуляционных упражнений в соответствии с изучаемой темой, в том числе и упражнения по развитию просодической стороны речи, рекомендует художественные произведения для совместного прочтения с ребёнком. Данная информация является очень полезной для родителей, так как позволяет более точно закреплять материал, а также актуальна в тех случаях, когда ребёнок болел и не посещал ДОУ.
Мониторинговые исследования показывают, что созданные условия способствуют формированию и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией. В результате улучшается состояние голосовых функций, речь становится более выразительной, эмоционально окрашенной. У детей формируется диафрагмальное дыхание, речевой и неречевой выдох. Как следствие, появляется интерес к речи окружающих и к своей речи. Что способствует формированию коммуникативной функции.
Коррекция просодии у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В настоящее время проблема коррекции речи у детей дошкольного возраста не потеряла своей актуальности. Напротив, количество детей с речевым недоразвитием ежегодно увеличивается. Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи - дизартрия. Но дизартрические нарушения представляют собой не только патологию звукопроизношения, но и просодической стороны речи. Зачастую, у детей страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания. А также, в большинстве случаев, у детей преобладает такой тип физиологического дыхания, как верхнее ключичное. Так как все структурные компоненты речи тесно взаимосвязаны между собой, невозможно устранить речевые дефекты у дошкольника с дизартрией, не корректируя нарушения просодии.
В МАДОУ созданы условия для успешной коррекционно-развивающей работы по устранению речевого недоразвития, в частности, нарушений так называемой просодической стороны речи. Создана картотека коррекционно-развивающих игр по развитию и совершенствованию силы, высоты голоса, ритмической стороны речи, которые используются как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях. Причём, игры подбираются с учётом лексической темы, изучаемой в данный момент. Например, при изучении темы «Зима» используется игра «Вьюга». Дети, в соответствии с положением рук логопеда произносят звук «У» либо громко, либо тихо. Была собрана фонотека, позволяющая проводить работу по коррекции дыхательной стороны речи, отрабатывать различные виды темпа. В частности, под звуки природы проводится работа по релаксации и формированию диафрагмального дыхания. В логопедическом кабинете имеются разнообразные виды театров (пальчиковый, кукольный), позволяющий проводить работу не только по развитию связной речи, но и отрабатывать мелодико-интонационную сторону. Например, при составлении диалога детям предлагается одну и ту же фразу произнести с различной интонацией – весело, сердито, грустно, удивлённо. Для того, чтобы работа по коррекции просодии была интересна детям, мною были разработаны по каждой лексической теме комплексы упражнений, в которые включена работа на речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи, силу, высоту голоса, ритмический рисунок речи.
Работа логопеда проводится в тесном взаимодействии со специалистами учреждения: воспитателями, музыкальным руководителем. Воспитателям предлагаются различные комплексы упражнений, игр по развитию всех структурных компонентов речи, в том числе и по развитию просодической стороны речи, которые они могут использовать во время режимных моментов, а также в непосредственно-образовательной деятельности. Помимо фронтальных видов работы воспитатели по рекомендации учителя-логопеда проводят и индивидуальные с учётом особенностей того или иного ребёнка, что способствует индивидуализации процесса образования в ДОУ.
Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем: совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы.
Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. В работе с родителями используются традиционные формы: родительские собрания, консультации, логопедические пятиминутки, оформление стендов и уголков. Практикуются совместные занятия (логопед-ребёнок-родитель). Помимо этого активно используются информационно-коммуникативные технологии. На сайте ДОУ существует рубрика «Советы специалистов», куда родители могут обратиться за интересующей их информацией. В «логопедическом уголке» регулярно обновляются консультации, освещаются лексические темы, изучаемые в данный период. Учитель-логопед подбирает комплекс артикуляционных упражнений в соответствии с изучаемой темой, в том числе и упражнения по развитию просодической стороны речи, рекомендует художественные произведения для совместного прочтения с ребёнком.
Мониторинговые исследования показывают, что созданные условия способствуют формированию и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией: улучшается состояние голосовых функций, речь становится более выразительной, эмоционально окрашенной. У детей формируется диафрагмальное дыхание, речевой и неречевой выдох. Как следствие, появляется интерес к речи окружающих и к своей речи.
Список литературы:
- Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. - Спб., 1999.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990.
- Боровик Т.А. Речевые игры на музыкальном занятии. //Дошкольное воспитание №5, 1998.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 1994.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.
- Власова Т.М., Пфафендоурт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., 1989.
- Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1951.
- Ермакова М.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М., 1996.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
- Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В.И.Селиверстова. - М., 1979.
- Лобанова О.Ю. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку. /Дошкольное воспитание, № 4, 1997.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001.
- Лопатина Л.В. Методика исследования экпрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии. //Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л:, 1968.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
- Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. - СПб., 1996.
- Лопухина И.С. Речь. Ритм. Движение. СПб., 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1983.
- Максакова А.О. О развитии вне- и речевого дыхания. /Дошкольное воспитание №1, 1992.
- Максимов И. Фониатрия. - М., 1987.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия. //Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова - М., 1997.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 2001.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М., 1998.
- Самойленко Н.С., Гринер В.А. Логопедическая ритмика.//Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова - М., 1997.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
- Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - СПб., 1996.
- Хватцев М.Е. Недостатки голоса. //Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М., 1997.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб., 1997.
- Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. - М., 1998.
- Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи //Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988.
Приложение.
Комплекс упражнений по лексической теме «Дикие животные»
1.Развитие мелкой моторики
Зайка по лесу гулял
(указательным и средним пальцем изображаем уши зайца)
И грибочки собирал
(одна рука сжата в кулачок, изображает ножку гриба, вторая рука изображает шляпку):
Две волнушки, три лисички, пять груздей и шесть опят
(поочерёдно загибаем пальцы).
Все грибы -как на картинке,
(ладонями изображаем рамку картины)
И зайчонок очень рад.
(указательные пальцы – на щёки, на лице -улыбка).
2.Миогимнастика (с опорой на наглядность)
Вместе с волком рассердились, вместе с зайчиком испугались, с лисой удивились, с медведем обрадовались.
3.Упражнения для мышц шеи
Ищем дупло белочки – повороты головы влево, вправо, вверх.
4.Упражнения для губ
-Лось потянулся за веткой (вытягиваем губы вперёд)
-Ёжик фыркает (вибрация губ)
5.Упражнения для языка
-Медведь лакомится мёдом (совершаем круговые движения языком, имитация облизывания губ)
-Ёжик собирает грибы («приклеиваем» язык к твёрдому нёбу, растягиваем уздечку)
-Лиса играет с лисятами (движения языка влево-вправо – имитация движений хвоста лисы)
6.Работа над ритмической стороной речи (с опорой на ритмическую схему)
Прохлопать, как прыгает зайчик (II II I I), бежит лисица(I II I II ), спешит ёжик (IIII IIII ).
7. Работа над высотой голоса
Изобразить, как рычит взрослый медведь (низким голосом), маленький медвежонок (высоким голосом).
8.Работа над силой голоса
Волк воет рядом с нами (громкий звук), а второй отвечает ему издалека (тихий звук).
9.Работа над диафрагмальным дыханием (с использованием релаксирующей музыки, выполняется лёжа)
Медведь спит в берлоге (на вдохе надуваем живот – контроль руками, на выдохе-сдуваем).
10.Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Разыграть сценку, передать с помощью интонации характер героев.
Лиса:
Здравствуй, милый куманек!
Волк:
Здравствуй!
Лиса:
- Где ты был?
Волк:
- В корзинке.
Лиса:
- Что купил?
Волк:
- Свининки.
Лиса:
- Сколько было?
Волк:
- Семь с восьмой.
Лиса:
- А осталось?
Волк:
- Ни одной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией
У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые сл...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Работа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии
Материал может использоваться в практике работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии...

Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики и правильного дыхания у детей дошкольного возраста с дизартрией
Материал разработат из опыта работы с детьми, посещающими логопедический пункт....

"Коррекция звукопроизношения с помощью нейро-игр и упражнений у детей дошкольного возраста с дизартрией"
В разработке представлена систематизация интерпретированных игр и упражнений по автоматизации звуков с детьми дошкольного возраста с дизартрией. Игры условно разбиты на три направления. Практический м...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...