Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
"Сказочное путешествие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytoe_zanyatie_Skazochnoe_puteshestvie.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
Василий Сухомлинский
Я хочу предложить открытое занятие, которое проводилось с детьми подготовительной логопедической группы. Это дети с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушены внимание и память;
- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
- недостаточно сформировано наглядно-образное мышление.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:
они трудно восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
Еще труднее им сосредоточиться и удержать внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.
Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Установлено, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Так в процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), иные, наоборот - вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивностью либо ранимостью, обидчивостью. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Поэтому психологу, работающему с такими детьми, необходимо развивать эмоциональную сферу дошкольников - учить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей: научить детей способам выражения собственных эмоций (через мимику, жесты, позу, слово), а также совершенствовать способность управления своими чувствами и эмоциями.
Открытое занятие
«СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Основные задачи открытого занятия:
1. Воспитательные:
воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе.
2. Образовательные:
обучение элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, страха, грусти, радости посредством мимики.
3. Развивающие:
развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной
сферы детей:
- способности эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения;
- ориентировки в пространстве;
- быстроты реакции;
- координации слова с движением;
- обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
- развитие у детей внимания;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие пальцевой моторики.
4. Коррекционные:
- коррекция длительного плавного выдоха;
Основные принципы в работе:
- Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его
ценность, значимость, уникальность.
- Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
- Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
- Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
- Создание на занятиях чувства безопасности, благодаря чему они могут
свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои
чувства и эмоции.
Основные методы обучения
- Беседа;
- Импровизация;
- Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
- Мимические этюды;
- Коммуникативные упражнения;
- Психомышечная тренировка;
- Физкультминутка для развития пальцевой моторики;
- Развивающие упражнения;
- Использование наглядных пособий.
Материал:
- Разноцветные бумажные кораблики;
- Емкости с водой;
- Пиктограммы с изображением эмоций удивления, страха, грусти;
- Костюмы медведя, зайца;
- Картина «Нелепицы»;
- Конверты;
- Тетради на каждого ребенка;
- Разрезная картинка «Солнышко»;
- Аудиозаписи «Звуки моря», М. Пляцковский « Улыбка»;
- Волшебная палочка;
- Угощения.
Для проведения занятия необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день. Мы с вами
отправимся в путешествие и побываем на островах, где встретимся с разными героями. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок.
Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть секрет
хорошего настроения. Вы готовы отправиться в путь?
Дети: да!
Психолог: Для этого нужно выбрать себе кораблик, на котором вы хотели бы
плыть.
Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду.
Дуют на него, чтобы он поплыл.
Психолог: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров. Как вы
думаете, ребята, как он называется? (Дети смотрят на пиктограмму).
Дети: Удивление.
Психолог: Правильно. А вы умеете удивляться?
Дети изображают эмоцию удивления с помощью мимики (рот раскрыт,
брови и верхние веки приподняты).
Психолог: На этом острове живет необычное, удивительное животное.
Посмотрите на него и познакомьтесь с ним.
Дети: Как тебя зовут?
Ребенок, исполняющий роль необычного животного: Я сам не знаю.
Помогите мне разобраться, кто я такой.(Ребенок одет в костюм: голова от медвежонка, туловище от зайца).
Психолог: Ребята, чтобы помочь нашему герою, надо решить небылицы.
Дети подходят к доске, где вывешены небылицы. Дети по-очереди говорят,
что неправильно изображено на картинке. В это время ребенок, исполняющий роль необычного животного, незаметно переодевается в костюм медвежонка.
Молодцы, ребята. Вы все правильно определили. Ой, посмотрите, что же
произошло с нашим героем?
Дети: Он стал медвежонком!
Ребенок, исполняющий роль необычного животного: Спасибо вам, ребята.
Вот вам за это волшебный конверт.
Психолог: Ребята, возьмем конверт с собой и отправимся на второй остров.
Медвежонок, поплыли с нами. (Дети выполняют физкультминутку «Море»).
МОРЕ
По морю гуляют волны, одна маленькая волна, другая маленькая волна:
Волнообразные движения правой и левой рукой по-очереди.
Вот большая волна, цунами:
Сцепив руки в замок выполнять волнообразные движения двумя руками сразу.
По волнам плывут дельфины - мама и папа:
Синхронные волнообразные движения руками вперед.
Один нырнул, другой вынырнул:
Попеременные волнообразные движения руками вперед.
За ними плывут их дельфинятки - сыночек и дочка:
Синхронные волнообразные движения кистями рук.
Один нырнул, другой вынырнул:
Попеременные волнообразные движения кистями рук.
Вот плывут их хвостики:
Руки в кулаки, большие пальцы делают круговые движения вместе.
Вот один плавничок, а вот другой:
Руки в кулаки, указательные и средние пальчики делают круговые движения вместе.
Навстречу им плывут змейки, одна и другая:
Руки в кулачки, мизинчики и безымянные пальцы делают круговые движения вместе.
А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так:
Кулаки сжать - разжать несколько раз.
Показали ножки осьминожки:
Пошевелить пальчиками.
Все они смеются, радуются, и танцуют:
Потрясти руками.
Приплыли! Посмотрите на эмблему этого острова. Как вы думаете, как он называется?
Дети: Остров Страха.
Психолог: Давайте попробуем изобразить эмоцию страха на своем лице.
Дети изображают чувство страха с помощью мимики (глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт).
Психолог: Ребята, а кто это там?
Дети: Мальчик.
Психолог: Давайте спросим, что с ним случилось?
Ребенок, исполняющий роль испуганного мальчика: Ребята, я не слушался маму, убежал от нее и потерялся. Я не могу найти дорогу. Кругом темно. Мне страшно, я боюсь.
Психолог: Ребята, а как вы думаете, чтобы не потеряться, что нужно знать?
Дети: Домашний адрес.
Психолог: А кто знает свой домашний адрес? (Дети отвечают). А знаете ли
вы адрес нашего детского садика? (Дети отвечают).
Психолог: Молодцы! А теперь давайте поможем мальчику найти дорогу
домой.
Дети в тетрадях выполняют графический диктант.
Графический диктант.
- 3 клетки вправо
- 6 клеток вверх
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вверх
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вверх
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вверх
- 1 клетка вправо
- 2 клетки вверх
- 2 клетки вправо
- 2 клетки вниз
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вниз
- 1 клетка вправо
- 1 клетка вниз
- 1 клетка вправо
18) 1 клетка вниз
- 1 клетка вправо
- 6 клеток вниз
- 10 клеток влево
Ребенок, исполняющий роль испуганного мальчика: Спасибо вам, ребята.
Я нашел дорогу домой. Теперь мне не страшно. Вот возьмите волшебный
конверт. Он вам пригодится.
Психолог: Поплыли дальше. Дети выполняют плавательные движения.
Смотрите, на горизонте появился последний третий остров. Это необычный
остров - заколдованный. Все его жители все время плачут. Посмотрите на
эмблему этого острова. Какое чувство на ней изображено?
Дети: Грусть.
Психолог: Правильно, ребята. А вот одна из жительниц этого острова.
Ребенок, исполняющий роль Грустинки: Я, маленькая Грустинка. Я знаю
зачем вы приехали — давайте поревем вместе.
Дети вместе с Грустинкой изображают эмоцию грусти (брови
приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены).
Психолог: Стоп, стоп, стоп. Ребята, это же волшебный остров Плакс. Вот
видите, вы уже поддаетесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники.
Может быть, мы сможем помочь маленькой Грустинке. Но, как же тебе помочь, Грустинка?
Ребенок, исполняющий роль Грустинки: Меня может расколдовать волшебная картинка. Но у меня есть только два кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая наш остров, раскидала остальные кусочки на других островах.
Психолог: Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах.
Дети открывают конверты, находят остальные кусочки.
Психолог: Нам нужно сложить эти кусочки правильно и тогда мы расколдуем остров Плакс.
Дети складывают картинку, на которой изображено улыбающееся солнышко.
Психолог: Ребята, как же перестать грустить?
Дети: Нужно улыбнуться друг другу. Звучит музыка М.Пляцковского «Улыбка».
Психолог: Правильно. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее
настроение.
Психолог: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте немного отдохнем перед
дорогой домой. Дети садятся на ковер на достаточно большом расстоянии друг от друга. Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой и вы заснете. А когда проснетесь, очутитесь опять в своей группе.
Дети ложатся и закрывают глаза. Звучит спокойная музыка.
Психолог: Открыли потихоньку глаза, потянулись и медленно встали.
Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо.
Ребенок, исполняющий роль Грустинки: Спасибо вам, ребята. Вот вам угощение. Грустинка раздает детям угощение.
Психолог: На этом наше путешествие подошло к концу. Подводит итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе с применением средств ИКТ. Тема: Путешествие в страну знаний
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе по развитию речи
Цель: Совершенствование лексико-грамматических средств языка на основе произведения Р.Киплинга «Слоненок».Задачи:Образовательные:· Совершен...
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе " Осеннее путешествие в страну математики"
В конспекте использованы следующие технологии: здоровьесберегающие, проблемно- игровые,технологии исследовательской деятельности.Цель: Формировать понимание поставленной математической задачи и выполн...
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе Составление рассказа по картине по схемам «В парикмахерской»
Тема: «Рассказывание по картине «В парикмахерской». Цель: способствовать умению составлять связный рассказ по предложенной картине, используя опорные схемы. Задачи: совершенствовать умение составлят...
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группена тему:Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»...
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Посуда» по сказке К. Чуковского «Федорино горе»
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группена тему:«Посуда» по сказке К. Чуковского «Федорино горе»...
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Новая игра»
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группена тему:«Новая игра»...
Комментарии
Великолепно!!!
Конспект открытого занятия
Очень интересный конспект