«Обучение оречевлению ряда последовательно выполняемых действий»
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Общение имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется; совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение оречевлению ряда последовательно выполняемых действий»

Кравченко Валентина Васильевна

учитель – логопед муниципального дошкольного

образовательного учреждения

центр развития ребёнка – детский сад №17

города Алексеевки Белгородской области

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познает и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми.

Общение имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется; совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.

Речь является важнейшей психической функцией человека универсальным средством общения, мышления, организации действий. Психические процессы - внимание, память, восприятие, воображение - опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

Учеными справедливо доказано, что общение со сверстниками влияет на умственное развитие ребенка, позволяет преодолеть замкнутость его социального мира, внося изменения в психику; от благополучия в общении как со сверстниками, так и со взрослыми зависит многое в психическом здоровье ребенка - логопата. Так как общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, то при недостаточном общении с окружающими детьми и взрослыми темп развития его речи и других психических процессов замедляется.

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Часть детей с речевыми нарушениями, с трудом вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

В логопедической литературе указывается на факт наличия у детей с нарушением речи и стойкие нарушения в общении, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к

проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения. Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая: необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. В связи с этим возникла актуальность исследования особенностей общения детей с речевым недоразвитием.

По одной из теорий Л.С.Выготского - источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его общении с окружающими. Но как быть, если некоторые дети способны лить отвечать на вопросы, активная речь которых может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.д. Вне специального внимания к речи часть таких детей малоактивна, в редких случаях является инициатором общения, стараются не обращаться с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих друзьях, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада. В процессе индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий, а также в повседневной жизни, рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили бы ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. при этом необходимо также создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами можно сказать, что в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственно речевой мотив.

Коррекционное обучение по развитию и формированию связной речи включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение словаря осуществляется в ходе работы над предложением.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

  • Систематичность проведения;
  • Распределение их в порядке нарастающей сложности; ~ Подчиненность заданий выбранной цели;

                     Чередование и вариативность упражнений;

  • Воспитание внимания к речи.

         Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:

  1. Показ и называние нового предмета, его признаков или действия. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
  2. Объяснения происхождения данного слова( хлебница- посуда, в которой хранят хлеб; кофейник- посуду, в которой варят кофе и т.д.)
  3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний( громадный дом- это очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
  4. Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих  (это забор высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельныx ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать и самостоятельной постановке вопросов.
  5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
  6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условий, цели.
  7. Составление предложений по опорным словам, картинкам,

игрушкам и т.д.

      Мы предлагаем различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Занятия желательно проводить в игровой форме, хотя некоторых детей приходится сначала обучать игре.

Т.Б. Филичева рекомендует начинать обучение с оречевления ряда последовательно выполненных действий. Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Дается задание: « Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч.» «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» Далее задания усложняются. В самом трудном варианте выполняет только один ребенок, дети внимательно следят и рассказывают об увиденном. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи. Можно создать игровую ситуацию, когда, например, один ребенок под руководством взрослого выполняет действия с игрушкой, а другой запоминает их и рассказывает об увиденном. Развивая навыки описания, нужно использовать и такие игры, как « Узнай меня» : один ребенок выходит из комнаты, остальные составляют устное описание кого- либо из детей. С помощью вопросов логопед нацеливает их внимание на наиболее характерные черты. Вернувшийся ребенок по описанию должен узнать, о ком говорят дети. Эффективность работы зависит не только от систематичности занятий, но и от распределения ее в порядке нарастающей сложности, чередовании вариантности упражнений. Весь лексический материал подобран по частям речи. Поэтому его легко можно использовать в совокупности: например,« Это кошка. Кто у нее дети? - Котята. Кошка с кем?( с котятами).Кошка что делает? (мяукает, прыгает, царапается ... )

А котята?. А это ушки чьи? Хвост? (кошачьи, кошачий)         Шерстка

какая? .. А кошка в лесу живет?. Она любит кушать конфеты         Давайте

подберем слова- родственники к слову «кошка». И только после полного последовательного изучения существительных, глаголов, прилагательных и т.д. по данной теме мы можем перейти к составлению описательного рассказа о кошке. Эмоциональному общению способствует такой прием, как «оживление» предмета или животного: « я- мячик. Я кругльrй, разноцветный. Посредине у меня желтая полоска. Я умею прыгать, кататься, потому что я круглый и резиновый.»В такой же последовательности составляются описательные рассказы об игрушках, посуде, птицах, транспорте и т.д. ( Пример: проведение тематического занятия « Дикие животные» )

Обучение оречевлению последовательно выполняемых действий используется логопедом в различных игровых приемах и играх. Например, игра «Угадай предмет», где детям раздаются карточки с изображением частей предметов (руль, кабина, рога, носик, колеса и т. д.) . По заданию вызванный ребенок должен разложить эти картинки в соответствующие конверты, прокомментировав свои действия: « Это машина. У машины есть руль, кабина, колеса, кузов .... » В конце занятия, проверяются все конвертики, наиболее трудные слова в случае необходимости проговариваются хором и индивидуально.

Навыки описания предметов и животных полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности- лепка, рисование, конструирование, где дает возможность рассказать о сделанном не только в своей группе, но и другим детям и взрослым, своим родителям.

Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания событий, то затем он сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Новые слова при составлении рассказов по картинкам запоминаются ребенком не механически, а в процессе их активного использования.

Конкретные приемы работы с сюжетными картинками многообразны

( пример: « Как собака друга искала?») По мере накопления опыта рассказывания по картинам удачным приемом считается использование реплик, диалогов к данному сюжету, придумывание ему названия, а также передача его содержания в лицах.

Очень часто мы используем в своей работе стихи не только потому что дети их любят и стараются запомнить, но и для закрепления произношения поставленных звуков. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, а при использовании движений с проговариванием текста дети оречевляют последовательные действия. ( пример: картинки).

Загадки - один из любимых приемов логопеда, используемых на занятиях. Они активизируют словарь, тренируют внимание, память, расширяют кругозор детей, умение выделять существенные признаки предметов. По мере накопления опыта у детей целесообразно предложить им самим придумать загадку, но при этом обратить внимание на последовательность: оречевлять нужно так, чтобы самая значимая подсказка стояла в конце придуманной загадки (пример слон).

И еще один вид работы, который проводится при наличии у ребенка фразовой речи - это пересказ художественных текстов, включающий в себя: выборочный пересказ, краткий пересказ и творческое рассказывание. При обучении пересказыванию учитывается ступень речевого развития ребенка и соответственно применяются различные виды пересказа и приемы. В конце каждого рассказа необходимо использовать вопросы как по его содержанию, так и упражнения по лексике и грамматике. (пример: «Грачи прилетели.»

« Весной первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи и птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.»

  1. Объяснить значение словосочетаний : гнезда вить, вершина дерева.

Птенцов выводить.

  1. Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми?

Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда?

Когда они выводят птенцов?

  1. Образовать множественное число от существительных: грач - грачи, гнездо - гнезда, сук - сучья, корень - коренья, птенец - птенцы, дерево - деревья, ствол - стволы, пень - пни.
  2. Закончить предложение: На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).

На ветке сук, а на ветвях ... (СУЧЬЯ). В гнезде птенец, а в гнездах .. (птенцы). На дворе дерево, а в лесу.,(деревья).

Развивая у ребенка память, мышление, внимание, моторную деятельность и Т.д., мы постоянно используем игры и упражнения, которые помогают ребенку оречевить свои действия, выстроить их последовательно. Примеры : игра « Какое слово лишнее?» ребенок должен объяснить почему? , игра « Подбери букет», нужно повторить задание и выполнить ряд действий, работа по анализу и синтезу слов, выполнять упражнения по развитию двигательной сферы с предметами и без и т. д.

Современныe требования, предъявляемые ребенку при поступлении в школу, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционной и профилактической работы с детьми с вариативными речевыми нарушениями. Поэтому от того, насколько комплексно и дифференцированно мы построим свою работу, применим принцип индивидуальности по преодолению речевых, психических и личностных нарушений, будет зависеть наша работа в целом и, в частности, по развитию связной речи, что в дальнейшем обеспечит ребенку успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какую последовательность действий предусматривает разработка и реализация совместного проекта в дошкольном образовательном учреждении?

Разработка и реализация проекта любого типа, участниками которого могут быть воспитанники дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), их родители (законные представители) и педагоги, предпо...

Сообщение из опыта работы на тему: "Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий"

Основные формы организации труда детей в детском саду в разных возрастных группах. Модели последовательности трудовых действий....

Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"

Конспект "Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием "Собака-санитар"...

"Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Развитие познавательных универсальных учебных действий"

Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии - это проблема готовности ребёнка к школьному обучению....

Познавательно - развлекательный досуг в старшей группе с использованием современной технологии интегрированного обучения . " Удивительное рядом "

    Познавательно - развлекательный досуг в старшей группе с использованием современной технологии интегрированного обучения .              &qu...

Познавательно - развлекательный досуг в старшей группе с использованием современной технологии интегрированного обучения . " Удивительное рядом " опыты и эксперименты (старшая группа)

quot; Удивительное рядом "( опытно - эксперементальная деятельность )Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна ( первая квалификационная категория )Цель : учить детей организовывать собс...

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4-5 лет

Изучение детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, пон...