Ключ к написанию характеристики на ребенка, направленного на ПМПк
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Алгоритм написания характеристики на ребенка, направленного на ПМПк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 297.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные характеристики Характеристика на ____(ФИО ребенка) Дата рождения Посещающего ____ группу Проживающего по адресу ____ Детский сад посещает с ____ года, в каком возрасте поступил. Откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ, др.) Оценка адаптации в группе (хорошая, удовлетворительная, недостаточная, плохая)
Условия воспитания Семья Полная (неполная) из ____ человек; Социально-благополучная (социально-неблагополучная); Речевая среда Благоприятная: речевых отклонений среди членов семьи нет; Недостаточно благоприятная; Неблагоприятная: наличие двуязычия, в общении преобладает ___(язык) диалект, ограниченность соц. к онактов , контакты с заикающимися лицами или с другой речевой патологией, недостаток воспитания, дефицит общения; Соматическое здоровье (болеет редко; часто болеет простудными заболеваниями; имеет хронические нарушения здоровья)
Общее развитие ребенка На имя (отзывается; отзывается не всегда; не отзывается) Свои имя и фамилию (называет; называет не всегда; знает, но не называет; не знает) Родственные связи (понимает; понимает не все; не понимает) Круг представлений об окружающем (достаточный; недостаточный; узкий(значительно снижен))
Коммуникативные умения Контакт (речевой, жестовый, мимический, формальный, избирательный) В общение со взрослыми и детьми Вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность; Вступает не сразу, с большим трудом; Не вступает, не проявляет заинтересованности, проявляет речевой негативизм; Слова вежливости (употребляет; употребляет не всегда(только при напоминании); знает, но не употребляет; не знает)
Моторная сфера общая моторика Развита (соответствует возрасту), нарушений в состоянии опорно – двигательного аппарата нет, хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения (координация хорошая), подвижен, ловок; Развита недостаточно, грубых нарушений в состоянии опорно – двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. ОВД по программе возрастной группы владеет (владеет недостаточно), при выполнении заданий отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений (ног во время ходьбы), снижена скорость и ловкость выполнения упражнений, не умеет выполнять прыжки, нарушена координация движений ног во время ходьбы; Развита слабо (недоразвита), серьёзно отстаёт в усвоении программного материала, ограничен объём активных движений, нет синхронности в движениях; моторно неловок, неуклюж; отмечаются замедленность, застревание на одной позе, трудности при имитации движений; Не развита
Моторная сфера мелкая моторика Развита (соответствует возрасту), все движения выполняет правильно, уверенно владеет карандашом, ножницами; Развита недостаточно, движения рук неточные, испытывает трудности при овладении графическими навыками, владеет карандашом и ножницами с напряжением, моторная неловкость при работе с пластилином, затрудняется в штриховке, неправильно держит карандаш; Развита слабо (недоразвита), недостаточная координация пальцев кисти рук, плохо работает карандашом, ножницами; движения неточные, неуверенные; Не развита Ведущая рука (правая; левая; амбидекстер )
Навыки самобслуживания Развиты Хорошо, владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятен в еде и одежде; Недостаточно хорошо, владеет только крупными деталями, не всегда опрятен в еде и одежде; Не развиты; Самостоятельно Умеет (не умеет) застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, шарф, надевать и снимать колготки, носки, шапку, ботинки, мыть руки,, пользоваться полотенцем, чистить зубы, причесываться, правильно есть и пользоваться салфеткой.
Хозяйственно-бытовой труд Принимает активное участие, трудится всегда с желанием ( с удовольствием); Принимает участие, но трудится по настроению; Не принимает участие; Самостоятельно Умеет (не умеет) накрывать на стол, убрать постель, убрать игрушки.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы Настроение ребенка (устойчивое, недостаточно устойчивое, неустойчивое (легко меняется от незначительных причин) Преобладает (подавленное, хорошее(радостное)) Волевыми особенностями являются (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность / пассивность, деятельность / инертность, бодрость / вялость, слабость волевого напряжения, неадекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность) Работоспособность (высокая, темп деятельности быстрый; достаточная; сниженная, темп деятельности неравномерный или темп деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бестолкова; крайне низкая, работает медленно и невнимательно)
Характер деятельности устойчивый , работает с интересом; неустойчивый , отсутствует мотивация, работает формально; Реакция на требование и замечание Адекватная (исправляет поведение в соответствии с требованием, замечанием); Неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему); Реакция на одобрение Адекватная (радуется, ждет); Неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему); Изменение эмоционального состояния связано с (приходом / уходом родителей, со сменой вида деятельности, др.) Управлять своим поведением Умеет, умеет не всегда, не умеет
Характерологические особенности Спокойный / беспокойный(оживленный); уравновешенный / импульсивный, легко возбудимый, шумный / тихий, робкий, пассивный, медлительный, сонлив и вял в течение дня, характерна застреваемость , стремление к одиночеству, капризный, раздражительный, уверенный / неуверенный, расслабленный / напряженный, с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый , неконфликтный / конфликтный (драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки), с негативным отношением к просьбам и требованиям, доминирующий / подчиняющийся (легко подчиняющийся), независимый / зависимый, деятельный / бездеятельный, активный / пассивный, решительный / нерешительный, самостоятельный / несамостоятельный, впечатлительный, с повышенной утомляемостью, со сниженной волевой активностью, добрый, ласковый, жестокий, резкий, грубый, агрессивный, упрямый, аккуратный, бережливый, неряшливый.
Состояние психофизических процессов: внимание Устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительна, хорошая концентрация; Недостаточно устойчиво, быстро истощается и требует переключения на другой вид деятельности, недостаточная концентрация на существенных признаках, недостаточный объем; Неустойчивое (часто отвлекается), поверхностное, особенно нарушено произвольное, может долго сосредоточится на одном объекте деятельности, плохая переключаемость. Рассеянное, устойчивость и объем низкие, не может сосредоточится на чем-то одном, трудности в распределении внимания, низкая концентрация, быстрая истощаемость, плохая медленная переключаемость;
Состояние психофизических процессов : зрительное восприятие Зрительно-предметное восприятие: Не нарушено; Нарушено незначительно; не всегда узнает предметы в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении; Грубо нарушено; не узнает предметы в условиях наложения, в неполном изображении, в силуэтном изображении; Восприятие цвета: Не нарушено; Нарушено незначительно, основные цвета различает, сличает (выделяет по слову),оттеночные цвета знает, но не называет; Грубо нарушено, основные цвета не различает, не сличает, оттеночные не знает; Восприятие величины: Не нарушено; Нарушено незначительно; Грубо нарушено; Восприятие формы: Не нарушено; Нарушено незначительно; Грубо нарушено, представлений о форме нет;
Восприятие пространственных отношений В сторонах собственного тела Ориентируется; Ориентируется не всегда правильно, имеет нечеткие представления о левой и правой руке в разных пробах, понятиях < впереди > , < сзади > …; Ориентируется с грубыми ошибками; Не ориентируется, не сформированы понятия о левой и правой руке в разных пробах; Пространственные представления: Не нарушены; Нарушены незначительно, не всегда правильно ориентируется в пространстве, имеет нечеткие представления о понятиях < впереди > , < сзади > …; Грубо нарушены, не ориентируется в пространстве, не сформированы понятия < впереди > , < сзади > …; Зеркальное отражение (понимает; понимает не всегда; не понимает)
Целостный образ предмета Сформирован, разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, закономерность понимает, наглядно-образное мышление соотносится с наглядно-действенным; Сформирован недостаточно (не полностью), разрезные картинки собирает с помощью педагога, по образцу, по подражанию (сложные предметы без образца целого составить не может); Не сформирован, при составлении картин ки действует методом подставки, методом проб и ошибок;
Временные представления Не нарушены, ориентация хорошая; Нарушены незначительно, ориентация недостаточная, последовательность смены времен года знает нечетко, понятие < время дня > , < части суток > ему знакомы, но он в них не ориентируется, слабо сформировано понятие < дни недели > - путает субботу со средой; Грубо нарушены, ориентация слабая, не может назвать (и определить) времена года, время суток, не знает их последовательность, характерные особенности (признаки);
Память: произвольное запоминание Развито хорошо; Развито недостаточно, слуховая память развита хуже чем зрительная; Развито слабо – учит долго, медленно запоминает, быстро забывает; быстро запоминает и быстро забывает; эпизодическая забывчивость; Запоминание словесного материала формируется трудно, воспроизведение бессистемно из-за непонимания логики событий; забывает сложные инструкции, уточняет последовательность заданий, значительно снижен объем кратко- и долговременной памяти;
Словесно-логическое мышление Развито (соответствует возрасту), процессы анализа и синтеза сформированы, самостоятельно выделяет существенные признаки и словесно объясняет, наглядно-действенное мышление соотносится с наглядно-образным; Развито недостаточно, операциями анализа и синтеза владеет слабо; видит лишний предмет, но дает своеобразное обоснование; не использует обобщающего слова, не всегда верно может обосновать свои ответы; выделяет существенные признаки только с помощью взрослого, без объяснения; Грубые нарушения мышления, операциями анализа и синтеза практически не владеет, при анализе использует несущественные признаки, не выделяет причинно-следственные связи и отношения, воображение бедное, творческое мышление отсутствует; Не развито, операциями анализа и синтеза не владеет, при анализе использует несущественные признаки, не выделяет причинно-следственные связи и отношения, воображении и творческое мышление отсутствует; Операции обобщения (сформированы, сформированы недостаточно, сформированы слабо, не сформированы)
Математические представления Сформированы (самостоятельно считает в прямом и обратном порядке; сравнивает группы предметов; устанавливает четкие связи между числом, цифрой, количеством предметов; решает простые задачи на уменьшение и увеличение; имеет четкие представления о геометрических фигурах; оперирует свойствами предметов: длина, ширина, высота); Сформированы недостаточно (ребенок правильно определяет совокупность предметов на основе счета; считает в прямом и обратном (с помощью) порядке; соотносит количество предметов с цифрой, но допускает ошибки, которые сам в состоянии исправить; осуществляет классификацию, но затрудняется в пояснении и выделении признака, по которому можно классифицировать); Сформированы слабо;
Фонетико-фонематическое развитие Фонематический слух Фонематический слух соответствует норме (сохранный); дифференциация звуков, слогов, слов не нарушена; Фонематический слух развит недостаточно; дифференциация звуков, слогов, слов нарушена незначительно, не всегда различает и правильно употребляет сходные звуки, слоги и слова; Фонематический слух не развит, дифференциация звуков, слогов, слов грубо нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова; Звуковой и слоговой анализ Соответствует норме (сформированы на достаточном уровне); Сформированы недостаточно (развиты в недостаточной степени), трудность представляет определение места звука в слове; Не сформированы (не развиты);
Словарный запас Запас слов Соответствует возрастной норме (достаточный); Недостаточен, ограничен (в пределах обихода) Значительно ограничен, беден; Строение слов Не нарушено; Н арушено незначительно (сохраняет ритмический контур, ударение, число слогов); Грубо нарушено;
Грамматический строй Соответствует норме (сформирован), грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах, отвечает без аграмматизмов , имеются случаи словообразования по аналогии; Сформирован недостаточно, отвечает с аграмматизмами , наблюдается нарушение порядка слов, взаимозамены грамматических категорий; действует методом проб и ошибок, допускает аграмматичные предложения, пользуется словами словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний; Не сформирован;
Связная речь Владеет развернутой фразовой речью, имеются случаи словообразования по аналогии; Пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична, недостаточно сформированы грамматические формы языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные); Пользуется простой фразой, аграмматичная , структурно нарушенная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных, предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все), слоговая структура слов нарушена; Не сформирована, полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование мимики и жестов;
Особенности развития игровой и перцептивной деятельности Игровая деятельность (соответствует возрасту; соответствует более раннему возрасту; преобладает манипулятивная ; отсутствует) Интерес к игрушкам (стойкий избирательный; поверхностный; не проявляет, с игрушками не действует, в совместную игру с взрослым не включается, самостоятельной игры не организует) Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками (адекватный, использует по назначению, осуществляет специфические манипуляции; не всегда использует по назначению и осуществляет специфические манипуляции; неадекватны, не использует по назначению, осуществляет неспецифические, нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предметного действия манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно постукивает, тянет в рот, сосет, бросает)
О бучаемость К занятиям(деятельности) относится С выраженным интересом, который сохраняется до конца занятия(деятельности); С интересом, но не всегда точно понимает общую цель и содержание задания, охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения; С заинтересованностью общей ситуацией, но не содержанием занятия, легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; неусидчив, не доводит дело до конца; мешает педагогу и детям; быстро истощаем; С безразличием (негативным отношением) к содержанию занятия и к его ситуации, не способен контролировать свою деятельность; Программный материал своей возрастной группы усвоен на (высоком уровне; на низком уровне; на критическом уровне)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм для написания характеристики на ребенка для психолого-медико-педагогической комиссии.
В приложенном файле находится план-алгоритм для написания полной правильной характеристики на ребенка для направления его на обследование на ПМПК....
Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК...

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника....
Логопедическая характеристика на ребенка дошкольного возраста для ПМПК
Характеристика на ребенка...

Педагогическая характеристика на ребенка для прохождения ПМПК
Примерная педагогическая характеристика на ребенка для прохождения ПМПК. Форма стандартная. Меняется текст с описанием навыков и умений ребенка, в соответсвии с дейтсвительными возможностями....

Написание характеристики на ТПМПК (направление из ДОУ)
Написание характеристики-всегда непростое дело, важно учесть множество направлений развития ребенка. Психолог, воспитатель, логопед-у всех специалистов должны быть согласованные данные. Пример характе...