Лексическая тема "Моя семья"
рабочие листы по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Надежда Алексеевна Кузнецова

Лексико-грамматическая работа помогает решить следующие задачи:

  • Обогатить словарный запас. Для этого накапливают новые слова, относящиеся к различным частям речи, активно используют различные способы словоизменения и словообразования.
  • Учить свободно и адекватно пользоваться лексическими средствами языка в целях устного общения.
  • Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи. Для этого овладевают словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya_dlya_roditeley.docx363.96 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема: «Моя семья»

Развитие лексико-грамматического строя речи

Уточнить (выучить) названия животных и птиц севера и их детенышей. Где живут эти животные и птицы; чем питаются? Рассмотреть на картинках животных и птиц севера (Арктика и Антарктика). Назвать и выучить с детьми названия частей тела животных и птиц.

Лексика  (словарь ребёнка должен включать слова): Предметный: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, фамилия, имя, отчество, семья, тётя, дядя, отец, мать,  бассейн, шахматы, шашки, журнал, книга, телевизор, дом, квартира, подъезд.

Глаголы: сидит, стоит, спит, рисует, шьёт, варит, гладит, чинит, рвёт, штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, пеленает.

Прилагательные: ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой,  двух-, трех-, четырехкомнатная, сильный, слабый, примерный, шаловливый, послушный, веселый, грустный, мудрый.

Наречия: вкусно, дружно, интересноо, весело.

  1. Игра «Один – много» Цель: образование существительных во множественном числе

брат – братья, сестра – сёстры

(мама - …, бабушка - …, дядя - …, сын - …, дочь - …, внук - …, внучка - …)

  1. Игра «Назови ласково» Цель: образование существительных в уменьшительной форме 

брат – братик, дед - дедушка

(мама - …, папа - …, дочка - …, бабушка - …, сын -…, внук-…)

3) Игра «Чей? Чья? Чьё?» Цель: образование притяжательных прилагательных.

Платок (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…

Блузка (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина…

Платье (чьё?) – мамино, папино, бабушкино…

4)  Игра «Посчитай» Цель: согласование существительного с числительным

Одна сестра …., две ...

Одна бабушка …, две ...

Один дедушка …, два ...

Один брат …, два …

5)  Игра «Повторяй за мной» Цель: образование уменьшительной формы прилагательных

старый — старенький

добрый — добренький

низкий –

тонкий –

толстый –

узкий –

Развитие моторики.

Ребенок рисует семью.

Рисование. «Моя семья».

Нарисовать у мамы — сына, у бабушки — внучку, у сестры — брата и т. д.

«Герб моей семьи»

Развитие связной речи.

1. Составлять рассказ о своей семье:

Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире. С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье? Кто старше всех? Кто младше всех? Кто дети? Кто взрослые? Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер? Как вы живете?

Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты? Чем вы любите заниматься в выходные дни? Как проводите праздники? К кому вы любите ходить в гости? Почему? Любишь ли ты своих родных? За что?

2. Чтение художественной литературы: 

А. Барто «Вовка – добрая душа».

 А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).

 А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».

В. Бианки «Аришка – трусишка».

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».

В.Маяковский «Что такое хорошо».

 Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».

  1. Рассмотри картинку. Назови людей. Составь рассказ по картинке.

C:\Users\laurikkala\Desktop\Надежда\ДЕФо\рассказ.gif

  1. Составь предложения

C:\Users\laurikkala\Desktop\Надежда\ДЕФо\составь предложени.jpg

  1. Найди отличия

C:\Users\laurikkala\Desktop\Надежда\ДЕФо\отличия семья.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Итоговые события к лексической теме "Семья. День Матери"

Итоговое событие ко Дню Матери - дети подготовительной к школе группы составляли рассказы о маме по предложенному плану,. Педагоги оформили газату, где поместили фото детей и детские рассказы без подп...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Семья"

Цель. Обощить и актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений.Задачи.Закрепить представления детей омире семьи, родственных отношениях.Воспитывать желание заботиться облизких.Развивать ч...

Развитие речи в режимных моментах в первую половину дня во второй младшей группе. Лексическая тема «Семья».

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Семья ", распределённого в основных режимных моментах.Ориентирован на вторую младшую группу детского сада....

Рекомендации логопеда для родителей по лексической теме: "Семья"

Рекомендации по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР на материале лексической темы: "Семья"...

Занятия по ознакомлению с окружающим, лексическая тема "Семья"

представлены три занятия для детей разного возраста по одной лексической теме...

Лексическая тема «Семья». Занятие № 1.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Семья ". Ориентирован на среднюю группу детского сада....

Лексическая тема «Семья». Занятие № 2.

План-конспект (№ 2) включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Семья ", распределённого в основных режимных моментах. Ориентирован на старшую группу детского сада....